Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Великий Князь - Владимир Мономах

1мая 1113 года вступление на престол Владимира Мономаха

Владимир Мономах в нашей истории человек-эпоха, человек-символ величия Древней Руси, её державной мощи. Потому и венчались на царство наши Государи его шапкой - Шапкой Мономаха. Удивительно это название русского царского венца. Оно как бы само собой возникло в народе. В нём выражено его отношение к Царю как к главе всего нашего семейства, принявшем на себя всю ответственность за него. Так каждый русский мужик в своей непременной шапке (маленькой копии царской) должен был нести ответственность за свою семью.

Царём Владимир Мономах никогда не был, а Великим Князем Киевским стал только в 60 лет. Но главой русского семейства стал он гораздо раньше по своим деяниям и по своему нравственному авторитету. Большую часть жизни он княжил в захолустном Переяславле южном, маленькой крепости на границе Руси, и к Великому Княжению вовсе не стремился. Для блага Русской Земли он должен был здесь, в Переяславле, отражать набеги тогдашних наших врагов - половцев. И от этого тяжкого бремени не уклонялся. Сам водил полки в половецкие степи до глубокой старости.

Конечно, одному ему со своей дружиной, даже и богатырской, отразить многочисленные половецкие рати было невозможно. Надо было как-то уговорить и других князей прислать войска или хотя бы лошадей для защиты русской границы, а это было очень нелегко. Князья привыкли думать, что Мономах как-нибудь там и один управится. И всё-таки, ценой неимоверных усилий, ему удалось создать единое русское войско и навсегда отразить набеги половцев от наших границ.

Владимир Мономах, как любящий отец, собирал княжеские съезды. Смиренно кланялся для блага родной Земли, убеждал, умолял, чтобы каждый довольствовался своим уделом и прекратилась междоусобная брань. Надо сказать, что и здесь его усилия увенчались успехом. Правда, держался этот мир только авторитетом князя, а вскоре после его смерти опять брат пошёл на брата. Но благородная цель Мономаха была достигнута. Дан пример способа и возможности собирания Руси и навсегда закреплено в народной памяти, что Русская Земля - единое государство, где живёт единый народ.

Киевский князь Святополк умер в 1113 году. Сразу после его смерти началось восстание киевлян. Пользуясь моментом безвластия, они кинулись расправляться с притеснявшими их по попустительству Святополка ростовщиками-евреями и боярами. Сам Святополк был очень сребролюбив и скуп, изобретателен в способах обогащения. Ростовщикам-евреям, ссужавшим его деньгами, он давал многие льготы, пользуясь которыми те грабили население. Неопытные в финансовых вопросах и никогда прежде не имевшие дело с ростовщиками-профессионалами, наши предки очень скоро вынуждены были только для того, чтобы уплатить проценты по долгу, продавать всё своё имущество, отдавать в рабство жену и детей. И вот наступила расплата. Народ врывался в дома богатых бояр и ростовщиков, сметая всё на своём пути. На всей Руси тогда был только один князь, который пользовался таким уважением, что мог остановить бунт. Этот князь был Владимир Мономах. К нему в Переяславль и послали гонцов оставшиеся в живых киевские бояре:

«Князь! Приезжай в Киев! Если ты не приедешь, то знай, что произойдут большие несчастья. Тогда не только Путятин двор (Путята - один из богатейших бояр Киева) или дворы сотских и дворы ростовщиков будут разгромлены народом, но пойдут и на вдову покойного князя (Святополка), твою невестку, и на всех бояр, и на монастыри. Ты, князь, будешь в ответе, если народ разграбит монастыри!»

Из этого панического по тону послания ясно видно, как боятся бояре, что Мономах не приедет. И действительно, он не соглашался ехать до тех пор, пока старший в роду Ярославичей Черниговский князь Олег Гориславич не отказался от Киевского престола.

Торжественное прибытие Мономаха в Киев сразу усмирило народную стихию. Киевляне знали: приехал законный правитель, князь-отец и защитник, который всех рассудит по справедливости. Так и было. Мономах немедленно издал новый закон (в совете с другими князьями, заметьте), этот закон освободил всех, попавших в долговую кабалу к ростовщикам-евреям. Отныне проценты по долгу не должны были превышать трети суммы, которую давали в долг. Причем, эти «третины» ростовщик мог получить только три раза, а потом терял право на возвращение данной в долг суммы. То есть практически Владимир Мономах уничтожил ростовщичество, - кому захочется дать в долг 100 рублей, и назад получить столько же? Так давать могли только христиане-благотворители. Потому всем ростовщикам-евреям предложили, забрав всё своё имущество без изъятия, оставить пределы нашего государства. Это было очень гуманно по отношению к ним. Ведь ничем, кроме ростовщичества, они заниматься не умели, а при действии нового закона просто разорились бы и потеряли своё имущество. Да и жизни их при накопившейся в народе ненависти грозила опасность. Мономах не мог, подобно Святополку, вместо того, чтобы посылать свои полки отражать набеги половцев, поставить их охранять дворцы ростовщиков.

Как показывает история, без «иностранных инвестиций» экономика Руси быстро пошла в гору. Богатели крестьяне, развивалась национальная внутренняя и внешняя торговля, так как в уставе Мономаха давались льготы русским купцам, потерявшим товары при кораблекрушении, на войне или при пожаре. Успешно развивались торговые и дипломатические отношения с Византией и Западной Европой. На княжеском дворе Владимир Мономах сам вершил суд. Каждый из его подданных мог найти у князя справедливое решение своего дела.

Время правления Русской Землёй Владимиром Мономахом (1113-1125) было счастливейшим в истории Древней Руси.

Князь крепко держал государство в своих руках. Русские богатыри охраняли его границы. Верными помощниками отцу были сыновья. В новгородских землях святой Мстислав Великий строил крепости для защиты северных границ Руси. Из Переяславля южного Ярополк ходил на Дунай закреплять придунайские города за Русью. В Смоленске княжил его сын Вячеслав, в Ростово-Суздальских землях - Юрий Долгорукий, в Волынских - Андрей.

До семидесяти лет Мономах сам возглавлял русские войска, водил их в походы. До последнего дня все свои могучие духовные силы он отдавал объединению Руси, держанию мира внутри государства и защите его от внешних врагов. И он достиг своей цели. Иноплеменники при его жизни уже не смели нападать на нашу землю. Народ благоденствовал, потому что сильной волей князя были прекращены усобицы, во всех городах чинился суд по справедливым, учитывающим интересы всех сословий, законам.

По преданию, из Царьграда дед Владимира по матери, Византийский император Константин Мономах, прислал ему царский венец (знаменитую Шапку Мономаха) и царские бармы (оплечья). Копия Шапки Мономаха, сделанная предположительно в XIV веке, хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

«Много поту утёр за Русскую Землю» сей великий князь, как написано в летописи. Он был образованнейший и богато одарённый многими талантами человек. Из завещания, которое Мономах оставил своим детям и всем нам, русским людям, видно, какое чистое и устремлённое к Богу сердце он имел: «Лишаемый - не мсти, ненавидимый - люби, гонимый - терпи, хулимый - молчи... Избавляй обижаемого, давай суд сироте, оправдывай вдовицу.., сам оправдывай, а не давай сильным губить человека... Лжи остерегайся и пьянства, от этого ведь душа погибает и тело... » Умер он на семьдесят четвёртом году жизни, близ построенной им на реке Альте церкви в честь святого страстотерпца князя Бориса, на этом месте убиенного.

 

Надежда Александровна ИЛЬИЧЁВА

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (18.09.2009)
Просмотров: 2742

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]