В гостях у "Русского Дома" известный историк,
профессор Православного университета имени апостола Иоанна Богослова,
сопредседатель Союза православных граждан России Владимир Леонидович МАХНАЧ.
С ним беседует Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ.
-
Владимир Леонидович, Иисус Христос учит нас, что нельзя одновременно служить
Богу и маммоне. Так совместимо ли предпринимательство с христианской религией?
- Служить двум господам человек не может. Он должен служить
Богу, а собственность должна служить ему. Человек должен быть свободен от
власти богатства над собой, а не от собственности вообще.
Христианская вера с самого начала не навязывала ни форм
собственности, ни форм социальной организации, за исключением нравственного
осуждения некоторых особенно тяжких пороков языческого мира. Постепенно
христианство избавило мир и от рабовладения. Один "воин неверия",
безбожник, в 20-е годы обвинил христиан в том, что они пугают людей Страшным
судом и делают, таким образом, людей рабами. И Г.-К. Честертон ему возразил:
"Лучше бы вы сказали, что христиане пугали рабовладельцев Страшным судом и
те делали рабов свободными".
- Русский философ Иван
Ильин считал, что частная собственность основана не на жажде наживы, а на
стремлении к индивидуальному способу жизни. А есть ли общецерковное мнение по
этому вопросу?
- За всю двухтысячелетнюю христианскую историю мы не увидим
стремления собирать большие коммуны мирян. Общецерковное мнение всегда
поддерживало хозяина, и не могло не поддерживать. Потому что только
хозяин-домовладелец имеет нормальную среду обитания для своей семьи. А Церковь
учит, что семья - это домашняя церковь, это малая община христиан.
У Ивана Ильина есть замечательная книга, которую я бы
рекомендовал всем нашим читателям, - "Путь духовного обновления". Там
есть главы о совести, о семье, о государстве, а последняя, десятая, - о частной
собственности. И в ней главка "Нравственный смысл частной
собственности". Это очень серьёзно: нравственный смысл не богатства, а
именно частной собственности. Потому что частная собственность даёт человеку
дополнительные возможности быть достойным и уважаемым членом общества. Далее он
становится уважаемым прихожанином, то есть членом христианской общины, а также
и гражданином. Ему есть что защищать - свой дом, свою семью. Собственник может
быть и небогатым человеком. В Российской империи подавляющее большинство
населения было собственниками. Каждый крестьянин был собственником своего
подворья. И это было нравственно.
- Считается, что
развитию капитализма на Западе способствовала протестантская этика. Какие
положения протестантского учения благоприятствовали этому?
- Здесь речь можно вести не о протестантской этике в целом,
она разная, а конкретно об этике кальвинистской. Ещё с начала перестройки
некоторые журналисты и общественные деятели пеняли на то, что, будь мы
протестанты, у нас было бы всё в порядке с капитализмом. Православие, дескать,
мешает.
Но Православие к кредитованию, то есть фактически к
банковскому делу, веками относилось много терпимее, нежели римское
католичество. Курия строжайшим образом запрещала католикам заниматься
ростовщичеством. Причём не по нравственным причинам, а по богословским. На том
основании, что ростовщик, банкир торгует временем, а время человеку не
принадлежит, оно принадлежит только Богу. Наши предки такими головоломными
построениями себя не утруждали, они осуждали только безнравственность, то есть
жестокое обращение с должником со стороны кредитора, требование чрезмерно
высоких процентов. А в общем считали, что капитал может быть оборотным. Ещё в
Средние века новгородская колонизация Севера была построена на отношениях
кредита.
-
Выходит, в Средние века отколовшиеся от католической церкви протестанты
совершили не только религиозную, но и экономическую революцию?
- Первые протестанты - лютеране - и не помышляли об этом.
Революционный поворот совершили кальвинисты. В учении Кальвина восстановлено
ложное богословское мнение, высказанное ещё в конце IV в., о предопределении,
то есть о том, что участь каждого человека до его рождения, а то и до
сотворения мира, мистическим актом предопределена - один спасётся, а другой
погибнет. Это положение превращало кальвинизм в радикальную секту. Законы
нравственности и морали утрачивали своё значение. Но Кальвин, далеко неглупый
человек, добавил в это учение толкование, которое сделало и кальвинизм
нравственным. Он создал учение о мирском призвании. То есть о том, что человек
вообще не знает, будет он спасён или погибнет, но Господь по милосердию Своему
даёт ему намёки, знаки того, что он избран. У тебя хороший дом? Это намёк на то,
что ты на пути ко спасению. У тебя много здоровых детей? Это намёк на то, что
ты избран. Следовательно, успех в любых делах - ремесленника, торговца,
ростовщика - есть указание на избранничество. Это действительно очень
стимулировало развитие традиционного капитализма, которого сейчас не
существует.
Речь идёт о классическом капитализме, о капитализме, который
складывается в XVII-XVIII веках, существует в XIX веке и прекращает практически
своё существование в ХХ веке. Это капитализм (вопреки Марксу) не прибыли, а
рентабельности. Однако у кальвинизма есть и своя оборотная сторона. Ни католик,
ни православный не будет презирать нищего, а тем более ненавидеть его.
Кальвинист будет. Потому что нищий-то явно не избран. А на Руси были такие странные
люди, как Христа ради юродивые. Представить себе в кальвинистском мире
юродивого, к мнению которого прислушивались бы как к мнению праведного
человека, невозможно.
- Что в плане развития
капитализма можно ждать от страны с православными традициями?
- Как показала история, православное учение нисколько не
противоречит формированию капитала. Церковные авторитеты говорили о том, что
праведный человек может обладать любым богатством. Только чем больше он
получает, тем больше и раздаёт, потому что он знает: все богатства ему дарованы
Богом. В России есть уходящие в века традиции отношения народа к различным
видам предпринимательской деятельности. Они укоренены в национальном сознании и
не стёрты даже десятилетиями большевистского господства. У нас всегда самым
уважаемым предпринимателем считался промышленник. Купец - уже второго класса, а
банкир, ростовщик - третьего, низшего класса, иногда (вспомним Достоевского) с
пренебрежительной кличкой "процентщик".
Сейчас у нас всё наоборот: диковатый торговый капитал и
процветающее банковское дело. На Руси всегда подозрительно относились к
скоробогачам. О таких до революции говорили пренебрежительно: "А, этот
бизнесмен…". В то время уважаемого предпринимателя никогда бы не назвали
"бизнесмен". О нём бы сказали: "капиталист",
"предприниматель" или вполне уважительно, без пренебрежения:
"делец" (от слова "дело"). Нам бы тоже пора уже привыкать к
русским понятиям.
- Сейчас нередко
встречаются фирмы, глава которых, верующий бизнесмен, устраивает своим
сотрудникам постные столы по средам и пятницам. Партнёрам по бизнесу говорит:
"Ну, как Господь управит". Превращает кабинет в часовню или даже
строит в офисе домовую церковь. Нужно ли смешивать бизнес с религией? Или
бизнес должен быть всё-таки не религиозным, а нравственным?
- Приведу такой пример. Преподобный Амвросий
Оптинский основал женскую Шамординскую обитель, которой очень много помогал
крупнейший в России чаеторговец Перлов. Как-то, будучи у батюшки, Перлов
сказал, что он бы и больше помогал сёстрам, но у него своё дело, которое он не
может бросить. Ведь тогда помогать будет нечем. На что преподобный ответил:
"А ты, дорогой, занимайся моими сиротками, а твоим делом будет Богородица
заниматься". Насколько чудесно Богородица помогала Перлову, неизвестно. Но
во всех домах, связанных так или иначе с Оптиной Пустынью, - а это десятки
тысяч домов в России - пили только чай Перлова. Так что в принципе религиозные
основы у бизнеса могут быть, но, конечно, прежде всего основы у него
нравственные.
Что же касается Вашего замечания о "благочестивом"
предпринимателе, то, если он принуждает своих сотрудников поститься, он не прав
и даже погрешает, потому что вызывает озлобление. А если у него столовая такая,
что там обязательно есть постные блюда, то это можно только приветствовать. У
нас вообще любой ресторан или кафе должны иметь в меню постные блюда по средам,
пятницам и многодневным постам. Нас - тех, кто по культуре, по рождению
православные, - 85% населения.
- Вместе с тем
существует православное предпринимательство иного порядка. Это бизнес внутри
Церкви. Или бизнес от лица церковнослужителей?
- В начале ХХ века во главе Петербургской епархии стоял
маститый митрополит Антоний. Через него проходили очень большие деньги. И это
вызывало шёпот за его спиной. Когда митрополит скончался, то выяснилось, что у
него ничего не осталось: все деньги он раздал на дела благотворительности.
Святого праведного Иоанна Кронштадтского упрекали в том, что
у него свой выезд лошадей. На что он говорил: "А если его не будет, так я
не успею к больным и умирающим". Вообще-то свой выезд у протоиерея в
начале ХХ века, сто лет назад, - примерно то же, что "мерседес"
сейчас.
Что касается освящения "мерседесов"… Понимаете, в
Православии есть много чинов освящений. Открыв большой требник, мы увидим там
чины освящения жилища, лошади, другой домашней скотины. Если можно было
благословить и освятить лошадь, то почему нельзя освятить автомобиль? Чем
крейсер, спускаемый на воду и окропляемый святой водой, благочестивее
"мерседеса"?