Русское
Православие в Крыму вынуждено сегодня отражать атаки со всех сторон - это и
крымско-татарские националисты, и раскольники - "филаретовцы", и
униаты, и сектанты... Что помогаетлюдям
выстоять на земле, где началосьКрещение
Руси?
Известный общественный
деятель, депутат Верховной Рады Крыма, председатель Крымского общества русской
культуры, декан филологического факультета и заведующий кафедрой русской и
зарубежной литературы Национального Таврического университета, доктор
филологических наук, член Союза писателей России Владимир КАЗАРИН считает, что
в России не было атеистического времени. Сегодня он беседует с нашим
корреспондентом.
- Владимир Павлович, в
начале 1990-х годов г-н Бжезинский сказал: после крушения коммунизма у нас
остался один противник на территории бывшего СССР - Православие…
- Давайте иногда благодарить своих врагов. Смею сказать, что г-н
Бжезинский… прав. Прав в том смысле, что у нас не было атеистического периода.
У нас была тенденция власти утвердить атеизм. Попытки реализовать такую
политику доходили нередко до крайностей.
Но ни страна наша, ни культура наша не были атеистическими, а
люди наши в массе своей - атеистами. Поэтому-то веры предков, которую мы смогли
сохранить, так боялись и боятся за океаном.
- Спасти веру во многом
помогло стояние за неё: в советские годы, слава Богу, всегда были люди, которые
действовали вопреки самым строгим указаниям властей, не так ли?
- Безусловно. Мы преклоняемся перед подвигом Новомучеников и
Исповедников Российских. Преклоняемся перед ролью Церкви в Победе в Великой
Отечественной войне. Преклоняемся перед теми православными семьями, которые
смогли воспитать в любви ко Христу детей и внуков.
Хочу вспомнить один из рассказов о святителе Луке
(Войно-Ясенецком) - архиепископе Симферопольском и Крымском, выдающемся русском
хирурге, который много претерпел за веру от советской власти. Но в 1946 году он
был удостоен этой же властью гонителей священства Сталинской премии за свои
очерки о гнойной хирургии, которые были написаны по итогам его хирургической
практики в годы Великой Отечественной войны. Так вот, однажды владыка в рясе
пришёл в одну школу на встречу с учениками. Через какое-то время (видимо,
позвонил директор) в класс вошёл милиционер в форменной одежде, отозвал владыку
в сторону и сказал: "Ну как вам не стыдно, как вы себя ведёте? Что же вы
пришли к детям в рясе?".
А владыка ему: "Какая интересная у вас мораль: с пистолетом
к детям придти можно, а в рясе нельзя…".
В фильме "Адмирал Ушаков", снятом в 1951-1952 годах,
семь минут на экране показывают освящение только что построенных кораблей. В
сюжетном смысле эта сцена не имеет прямого отношения к фильму. Но она, несмотря
ни на что, была снята и осталась в фильме. А ещё перед каждой атакой там все
матросы крестятся... Страна смотрела этот фильм и, безусловно, в душе
сочувствовала православным морякам.
- И всё же в связи с
гонениями безбожной власти на Церковь, отделением её от государства и школы,
репрессиями священнослужителей, массовыми закрытиями храмов немало людей было
оторвано от веры…
- Потому-то в общественном сознании и утвердилось мнение, что эти
годы были атеистическими. Несть числа горьким последствиям такой оторванности
от Матери-Церкви. 10 февраля мы в Крыму ежегодно отмечаем день памяти
Александра Сергеевича Пушкина. Наше общество русской культуры привозит
школьников в Гурзуфский музей великого поэта. Обязательно приглашаем местного
батюшку. Он приходит со своим хором, который состоит из старушек.
И что каждый раз меня поражает? Дети воспринимают панихиду по
поэту как нечто непонятное для них. Хор церковный кажется им смешным.
Один раз учительница из Гурзуфа мне сказала: "Зачем вы детей
водите на панихиду? Вы там песнопения грустные поёте, говорите о смерти. Ну,
разве можно там быть детям?". И можно, и нужно. Дети должны осознать свою
причастность к нашей истории. Иначе у них не будет корней.
Грустно, что они, слушая панихиду, не осознают: эти вечные слова
столетиями звучали и до них. Виноваты мы все, взрослые, что до сих пор им
ничего не объяснили.
Именно в целях воспитания молодёжи и при активном участии её мы
много сил вложили в восстановление Севастопольского Братского кладбища героев
Крымской войны. "Родная" советская власть в свое время уничтожила и
другое кладбище той войны - Симферопольское воинское братское кладбище, где
только рядовых лежит 36 тысяч человек.
В прошлом году мы отмечали 150 лет со дня кончины одного из самых
великих наших адмиралов - Павла Степановича Нахимова. Невозможно объяснить, как
в Синопском сражении он смог победить с нашими восьмью кораблями 16 судов
противника! И ведь после боя все русские корабли своим ходом вернулись в
Севастополь...
Но как скромно мы отметили дату памяти великого русского
адмирала! Из значительных лиц присутствовал только владыка Лазарь, митрополит
Симферопольский и Крымский. Для сравнения: 21 октября 2005 года исполнилось 200
лет со дня Трафальгарской битвы и 200 лет со дня гибели английского адмирала
Горацио Нельсона. Восемь месяцев Англия готовилась к этим памятным датам.
Каждые три дня проводила новые мероприятия и 21 октября устроила великое
торжество, которое возглавила королева Елизавета.
И каждый английский мальчик, видя всё это, наверное говорил:
"Буду служить Отечеству! И 100, и 200 лет пройдет - народ, родина будут
помнить меня…".
А многие крымские мальчики, глядя на то, как мы отмечали дату
памяти адмирала Нахимова, думали: "Что-то здесь не так…".
Только если мы осознаём свою неразрывную связь с прошлым, можно
за духовно-нравственное и патриотическое воспитание тех, кто идёт нам на смену,
не беспокоиться.
- Сегодня можно слышать,
что как православная держава великая Россия продолжает существовать и после
распада на отдельные государства…
- Согласен с таким мнением. Россия может на нас полагаться: мы
осознаём свое братство, духовное родство. И никогда от него не отречёмся, хотя
недоброжелатели часто ставят нам это в вину. Да, сегодня Крым вновь переживает,
увы, не самые лучшие времена. Мы защищаем объекты Черноморского флота, православные
храмы от захватчиков и раскольников.
Один из них, Филарет Денисенко, трижды
пытался приехать в Севастополь и в Херсонес к Свято-Владимирскому собору,
который построен на месте, где крестился святой князь Владимир. Но каждый раз -
могу это с гордостью подчеркнуть! - православный Севастополь не впускал
раскольника на нашу святую землю. Десятки тысяч горожан выходили и перекрывали
все улицы. Милиционеры пытались какое-то время с нами договариваться. Потом
раскольник уезжал.
А вот ТВ Украины показывало на Рождество богослужение из храма,
где служил Филарет, в прямой трансляции. Там была небольшая группа его
приверженцев. Потом лишь в режиме новостей показали богослужение в
Киево-Печерской лавре, где служил канонический глава Украинской Православной Церкви
Московского Патриархата митрополит Владимир. Там собралось 8 или 10 тысяч
верующих. И вся властная элита - политические лидеры, губернаторы - находилась
именно в лавре…
- А украинский язык в
крымских ВУЗах не вытесняет русский?
- Когда для русского человека украинское слово было чужим?! И
когда для украинца русское слово было чужим?! Мы не дадим недобросовестным
политикам нас и по этому поводу расколоть.
К сожалению, тот "язык", который навязывается нынче
Украине, - это не украинский язык. Украинский - это язык Полтавы, серединных
земель. А у нас сегодня - галицийский диалект, основанный на влиянии польского,
румынского, венгерского... Те, кто говорят на таком "языке",
артикулируют даже не как украинцы. Нет, этот "язык" не привьётся. Он
- чужой для Украины.
Очень порадовало меня, что на концертах в Кремле и в зале
церковных соборов Храма Христа Спасителя, посвящённых открытию и закрытию
Рождественских чтений, вместе с русскими звучали настоящие украинские песни.
- Слышал, что авторитет
владыки Лазаря очень высок. Он часто бывает в ВУЗах, встречается со студентами?
- Сегодня наш владыка, неутомимый в своих трудах человек, -
духовный лидер Крыма. И его лидерство никто не подвергает сомнению. Ныне в
Крыму больше монастырей, чем до 1917 года. Реальные плоды его созидательной
работы - установка поклонных крестов по всему Крыму. Одно время была некая
попытка устроить "крестоповал" со стороны крымских татар. Но крымская
общественность твёрдо встала на защиту святынь; и провокации недругов закончились.
У нас активно развивается православное молодёжное движение. А
ведь лет 7-8 назад этого не было. Власти активно сопротивлялись растущему
влиянию Церкви.Миссионерская работа с
молодёжью различна: проводятся всевозможные конференции, издаются книги,
журналы, газеты, организуются паломничества к святым местам. Наша молодёжь
закалилась в испытаниях: выходит, чтобы противостоять недобрым делам, - то
попыткам штурмом взять Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, то защитить
строящийся храм...
- В России разрушается семья,
демографический кризис… Эти проблемы волнуют и вас в Крыму?
- К сожалению, эти и многие другие беды накрыли нас, как девятый
вал. И Россия, и Украина подвергаются атаке со стороны так называемого
цивилизованного западного мира. Чтобы выдержать эту глобалистскую атаку, нам
нужно единство. А наши дети должны изучать "Основы православной
культуры".