В феврале прошлого года на дискотеке в
китайском городе Хэйхэ были зверски избиты пятеро наших туристов из
Благовещенска. Один из них умер. Их били всем залом, при полном бездействии
полиции. Никто в официальных российских СМИ и не заикнулся о возможной этнической
подоплёке этого преступления. И может быть, правильно. Ведь трудно представить,
что в Китае решили бороться с туристами из России: они доллары привозят… Что же
касается драк в дискотеках… Всякий, кто бывал в своей жизни на танцах, и не в
Китае, а в какой-нибудь российской деревне, знает, как там относятся к
"чужакам", да еще подвыпившим. А ребята из Благовещенска едва ли
пошли на дискотеку "сухими". Может, они начали задираться или
приставать к китайским девушкам, а может быть, нарушили какие-то местные
обычаи, им совершенно неизвестные.
Так вот - об обычаях. Цитировали как-то по телевидению инструкцию
для иностранцев, составленную ГУВД Санкт-Петербурга. Как им обезопасить себя от
"агрессивного национализма". Там был пункт, советующий иностранцам бить
первыми, если кто-то из русских молодых людей покажется им агрессивным. Я не
знаю, кто составлял эту инструкцию: может быть, тайный "скинхэд" в
питерском ГУВД? Вы только представьте себе картину: несколько подростков в
метро, вовсе не "скинхэдов", но "быкующих", по нынешней
дурацкой молодежной моде, - то есть визгливо орущих, пихающих друг друга, и т.
п. Им навстречу идут несколько иноземцев с чёрным, жёлтым или, скажем, красным
цветом кожи, плохо знающие русский язык. Подростки им кажутся агрессивными, и
они добросовестно исполняют инструкцию - бьют первыми… Один-два таких случая, и
никаких "скинов" не будет нужно: вся молодежь станет
"скинами" по принципу "наших бьют!".
Когда я слышу о подобных инструкциях, о "взятии под
контроль" милицией всех наголо остриженных подростков и тому подобном, то
я думаю: а почему эта кипучая, но, по-видимому, не очень эффективная
деятельность, обращена только на наших соотечественников? Их учат
"терпимости" по тому же шаблону, что существовал в СССР с его "социалистическим
интернационализмом". Но нет уже ни СССР, ни социалистического
интернационализма. Везде во главу угла поставлены жёсткие законы экономического
выживания, а они, как авторитетно заявил в одной из своих передач по
"Рен-ТВ" небезызвестный г-н Веллер, которого не заподозришь в
шовинизме, говорят о проблеме миграции: иностранцы хотят осесть в другой стране
для того, "чтобы отобрать у аборигенов их долю национального дохода".
Именно поэтому так трудно "чужакам" "натурализоваться" на
цивилизованном Западе, который нас менторски учит этнической толерантности. Но
при этом позволяет мигрантам из "третьего мира" замерзать насмерть в
туннеле под Ла-Маншем, - а то, чего доброго, проникнут в Англию или Францию,
съедят часть национального продукта!
Рынок - это конкуренция, и в этих условиях, вовсе не добровольно
принятых нами, а нам навязанных, надо, наверное, "образовывать" не
только нас, как нам вести себя по отношению к иностранцам, но и иностранцев -
как им вести себя здесь! Их почему-то можно мурыжить с "регистрацией",
с "разрешением на работу", а вот выдать вместе с видом на жительство
инструкцию, которая, в отличие от питерской, учит уважать местные обычаи,
нельзя!
Большинство бывших советских республик, для сведения, теперь -
моноэтнические государства с националистической идеологией, где знать не знают
и ведать не ведают ни о каком "интернационализме". Идиллическую
дневную "эсенговскую" ТВ-программу "Мир" там, конечно, не
смотрят, зато смотрят по "спутниковой тарелке" вечерние российские
сериалы, в коих русские женщины изображаются похотливыми, жадными до денег и
шмоток проститутками, а мужчины - бандитами или бомжами. Вот с таким
информационным багажом "бывшие братья" и приезжают сюда. Что ж вы
думаете: они теперь Пушкина или Тургенева у себя изучают?
В советское время я учился в многонациональном вузе, в
Литературном институте им. Горького, и тогда большинство студентов из союзных
республик, в общем, имели представление о том, что принято и не принято в
России, понимали, что Москва - это не только столица СССР, но и главный город
русского народа. Никто, кстати, их не учил этому здесь, но учили дома - в
комсомоле, в партии, где вторыми секретарями всегда были русские, украинцы или
белорусы. А сейчас? За 15 лет без СССР в восточных республиках СНГ выросло
новое поколение - в условиях государственного национализма, обострённого
исламской идеологией. Их учат теперь одному: что в России всё продаётся и всё
покупается.
Примерно та же картина - со студентами из Африки, Азии и
Латинской Америки. Раньше у нас преимущественно учились дети руководителей или
деятелей дружественных КПСС партий, представители революционных молодёжных
организаций и т. п. Их тоже дома воспитывали, как вести себя на "родине
социализма", и с ними почти не было никаких проблем. Теперь же в России
может учиться всякий, у кого есть на это деньги. Нормальный рыночный подход. Но
он не только у нас - рыночный. Больше всего студентов, как считается, прибывает
к нам из Нигерии - самой многонаселённой страны Африки. По данным Интерпола, большинство
выходцев из Нигерии промышляет наркоторговлей. Точно такие же данные
относительно нигерийских студентов (впрочем, не оглашаемые) у нашего МВД. Но,
когда у нигерийцев или других африканцев возникают конфликты с нашей молодежью,
в том числе на почве наркоторговли, российские и, естественно, зарубежные СМИ
освещают почему-то лишь одну сторону этих столкновений - этническую. Посольства
африканских стран тоже напирают на "этнический момент" и энергично
засыпают наш МИД протестами, а сами годами не выплачивают своим студентам
содержания и тем самым толкают их в объятия наркодельцов - жить-то как-то надо…
Кому нужен такой подход? Нам? Иностранцам? Никому он не нужен, потому что
переводит проблему в тупиковую плоскость полемики, а здесь действовать нужно,
причём в тесном контакте с правительствами государств, посылающих нам
студентов.
И, конечно, ничуть не способствует снятию напряжённости весьма
однобокая "гласность" в этом вопросе. Об убийстве таджикской девочки
и избиении её отца в Петербурге сообщили сразу, до всякого суда, как о
преступлении, совершённом на почве расовой ненависти. А вот о фактах, всплывших
во время суда (причем суда открытого) - о том, что местные жители давно просили
власти убрать из их района "дикий" таджикский табор, и о том, что от
наркотиков, которые продавал отец погибшей девочки, умер брат одного из
нападавших, - в официальных СМИ не было ни слова. Это вовсе не значит, что
подобными фактами можно оправдать самосуд, да ещё и убийство ребёнка, но они
ярко демонстрируют бездействие власти по пресечению нелегальной миграции и
наркоторговли. Но вместо того, чтобы признать свои ошибки и исправить их,
власть не нашла ничего лучшего, как заняться дискредитацией суда присяжных, -
единственного, пожалуй, реального демократического института в нашей стране.
Нет никаких сомнений, что нужна и пропаганда национальной
терпимости. Но не в том анекдотическом виде, в каком она существует сегодня.
Поговорят с артистическими ужимками на эту тему в "ящике" г-н Познер
или г-н Сванидзе, а следом, словно в насмешку, покажут фильм, где все
"хорошие" персонажи - американские коммандос, а все
"плохие" - арабские террористы и наркоторговцы. Американцы
безжалостно уничтожают арабов, и зритель после просмотра фильма, получает,
конечно, заряд этнической и религиозной "терпимости". Я не говорю уже
о триллерах, в которых нет национального подтекста, но в избытке
продемонстрированы убийства, с помощью которых решаются все проблемы. Это
примерно то же самое, о чём говорил министр обороны Сергей Иванов: сбежавший из
армии солдат, может быть, и знал, что нехорошо убивать милиционеров, но
накануне он читал книжку под названием "Убить мента"…
Необходимо бороться не только с проявлениями национального
экстремизма, но и искоренять его причины, - в том числе и те, что находятся за
пределами России. Если мы хоти жить в стране межнационального мира и мира
вообще, то он должен царить и на экранах телевизоров. Об этом, кстати, говорили
представители общественности Кабардино-Балкарии после трагических событий в
Нальчике. А то в жизни нам убийств на этнической и религиозной почве не надо, а
по телевизору ничего, можно. Но это - тупиковый путь.
А вот путь, когда в недрах Общественной палаты РФ рождается
список ста российских "ксенофобов, экстремистов и неофашистов", в
который входят только русские, - не просто тупиковый, а провокационный. Не
побоюсь даже слова - грязный. Подумать только: в этом самом списке нет даже
"экстремиста № 1" Шамиля Басаева, находящегося в международном
розыске! Стало быть, наконец, найден источник кровавых этнических конфликтов,
полыхающих с 1987 года на территории бывшего СССР? Это, оказывается, русский
народ, ведомый гельмановской "чёрной сотней"?!
Что ж, давайте, "превратим такого рода людей в политических
маргиналов", как предложил депутат Государственной думы А. Исаев, о
котором один человек вполне искренне спросил меня: "Он мужчина или
женщина?" Около половины упомянутых "маргиналов" - достойнейшие,
заслуженные люди, боровшиеся не только с развалом России, но и с развалом
многонационального Советского государства. Давайте заменим их политическими
упырями и оборотнями "горбачевского розлива", которые это государство
разрушали, а теперь вдруг объявились в избытке в т. н. "Общественной
палате", вылезли, как нечисть из болота, завизжали и закаркали! Вы что,
господа власть предержащие, забыли их? Они вам "обустроят Россию"! А
если вам безразлична Россия, то вспомните хотя бы о жалкой судьбе Горбачёва. Вы
что, сомневаетесь, что они вас так же предадут, как в своё время предали его?