Что же это всё-таки такое
- магия? "Белый" маг никогда не сможет победить "чёрного"
мага, - говорит нам писатель Никос Зервас, потому что источник магии, несмотря
на её "цвет", один и тот же. "Чёрная и белая магия" - одно
и то же!
Выход в свет, вернее, приход книги грека
Никоса Зерваса "Дети против волшебников" к российским читателям,
произошёл практически незаметно.
Сюжет книги, что называется, "закручен лихо". Пожалуй,
даже покруче, чем в книгах про Гарри Поттера. На остров Лох-Хоррог, в волшебную
школу "Хог...", сиречь "Мерлин", по спецзаданию ФСБ
посылаются на разведку два подростка-суворовца - Ваня Царицын по прозвищу
"Иван-Царевич" и его друг Петруша Тихогромов. Цель разведки -
выяснить, почему пятеро детдомовских ребятишек, отправленных в
"Мерлин" год назад, ни за что не желают возвращаться на Родину?.. При
этом предыдущие попытки разведки в "Мерлине" кончились провалом:
разведчица Александра Селецкая была разоблачена и перевербована волшебниками, а
её предшественник - убит. Известно также, что волшебники готовят вторжение в
Россию, поскольку имеют некое секретное оружие, которое должно обеспечить им
победу...
Главные положительные герои - Ваня Царицын и Петруша Тихогромов,
и в России, и позднее, в "Мерлине", смело дают отпор людям,
пытающимся опорочить честь России, её историю и её героев.Для волшебников понятия Родины не существует.
"Я эту страну гнилую ненавижу. Моя родина - Мерлин", - отрекается от
России бывший Вениамин Фенин, ныне Бен. Одним из наиболее ярких эпизодов книги
Н. Зерваса является сцена из главы "Урок полётов", где колдунья
Мак-Нагайна, под предлогом "освобождения от привязанностей", якобы
необходимого для успешных полётов на метле, требует от каждого ученика публично
проклясть "свою страну, своих родителей и тех, кто их воспитал".
Подобных эпизодов, когда перед читателем стоит проблема выбора,
чью сторону принять - магов или добрых людей - в книге Н. Зерваса много. Да,
идёт война, причём самая жестокая, возможно, в наших с вами душах. И, незаметно
для себя, мы без боя сдаём укрепления нашей души опаснейшим "невидимым
врагам" - силам зла, знающим наши слабости, наше неверие и нашу
самонадеянность. Возможно, если бы нам в руки попали карты наших душ,
аналогичные тем, которые обнаружил в секретной "лаборатории русских исследований"
суворовец Ваня Царицын, нам бы пришлось сильно призадуматься. Есть надежда,
что, прочитав книгу Н. Зерваса, мы вспомним о "невидимой брани", в
которой все мы - не победители, а побеждённые, если только Бог не взыщет нас и
не поможет нам.
Чему же учат в волшебной школе "Мерлин"? Казалось бы,
странный вопрос. Конечно, магии. Со страниц книг Д. Ролинг о Гарри Поттере,
особенно самой первой, так сказать, "вводной", магия предстаёт этаким
невинным занятием, вроде обучения фокусам. Правда позднее, уже в четвёртой книге
"поттериады" - "Гарри Поттер и Кубок Огня", читатель
узнаёт, что, оказывается, существуют Запретные заклинания, способные причинить
человеку боль, лишить его рассудка или даже убить, но которые применяют
исключительно злые, нехорошие маги типа Волан-де-Морта или его юного адепта
Барти Крауча. Однако вопрос, отчего же могущественные "добрые
волшебники" в лице Дамблдора, профессионального "мракоборца"
Аластора Грюма и других, всё никак не могут справиться с этими злодеями, Д.
Ролинг почему-то оставляет в стороне. Как оставляет в стороне и самый главный
вопрос: что же это всё-таки такое - магия? Но на эти вопросы даёт в своей книге
вполне ясные и убедительные ответы Н. Зервас. Они просты - "белый"
маг никогда не сможет победить "чёрного" мага, потому что источник
магии, несмотря на её "цвет" - один и тот же. "Чёрная и белая
магия - одно и то же! Вот уже тысячу лет чёрные и белые маги разыгрывают между
собою междоусобицу; это наш спектакль для наивных идиотов", - признаётся
девочке Надиньке, которую привело в "Мерлин" желание стать великой
доброй волшебницей, ведьма Гермиона. Все маги, без различия их, так сказать,
цветов и оттенков, на самом деле служат одному и тому же господину. Потому что,
как сказал Спаситель, "...если сатана сатану изгоняет, то он разделился
сам с собою: как же устоит царство его?" (Мф. 12. 26).
Надо сказать, что Н. Зервас разделяет понятия "чуда",
Источником которого является Бог, и "волшебства", т.е. ложного чуда,
источник которого враждебен Богу.
Теряя голову от внезапно пробудившихся магических способностей,
ученики "Мерлина" не догадываются, какой дорогой ценой они платят за
способность на пять минут превратить медяк в золотую монетку или на десять
минут влюбить в себя любую девушку. Ведь они постепенно становятся верными слугами
и вечными рабами рогатого властелина школы, готовыми на всё, лишь бы
способность к волшебству не покидала их. Цена кратковременных и мелких успехов
в магии - их души. Учениками тщательно руководят преподаватели, искусно
развивая в них выявленные греховные страсти. Знаменательно, что самым главным
среди них является проректор Гендальфус Тампльдор, одержимый страстью гордыни -
"матери всех пороков". Возможно, поэтому именно Тампльдор является
верховным жрецом падшего гордеца денницы, сиречь "Принципала".
Впрочем, несомненной удачей Н. Зерваса является не только
изображение отрицательных героев мира. Говоря о его книге, невозможно не
охарактеризовать подробнее и героев положительных.
Их несколько. Среди них - и генералы Еропкин и Савенков, и
десантник Виктор Телегин, и греческие монахи, и ребятишки - русские и
греческие. И даже сам автор, отец "гречат" Кассандры и Ставроса, как
бы ненароком появляющийся в эпилоге книги. Но всё-таки главными героями
являются не взрослые, а именно дети. Прежде всего, кадеты-суворовцы Ваня
Царицын и его друг Петруша Тихогромов. Один - изобретательный умница, другой -
с виду растяпа и увалень. Но, несмотря на различие характеров, у обоих ребят
есть очень много общего. Их объединяют и дружба, и жертвенность, и любовь к
Родине. Хотя эти качества проявляются у них по-разному. Если удалой Ваня
Царицын лихо спускается по веревке с пятого этажа на четвертый, чтобы закрасить
рекламу пива, на которой изображена нагая русская красавица в кокошнике, то
неуклюжий Петруша добровольно идёт на смерть вместо русской девочки Аси
Рыковой, нескладно объясняя ей, что ему-де "будет очень жалко", если
колдуны убьют её. Согласитесь, по сравнению с такими героями Гарри Поттер
смотрится, мягко говоря, бледновато.
Почему же русские и греческие ребята оказываются такими
"крепкими орешками" для волшебников из "Мерлина"? Что или
кто их защищает? Волшебники постоянно твердят о некоей "русской" или
"византийской" защите. В результате читатель, прежде всего, далекий
от Церкви, закономерно должен задаться вопросом - что же это за
"защита" такая, на которую не действуют ни волшебная палочка, ни
безотказно разящее смертоносное заклинание? И, по мере чтения книги, понять,
что "защита" включает в себя очень многое. "Защита" - это и
православный крестик на груди, которого так боятся чародеи. Это - и молитва
Богу, и исповедь, и Причащение Святых Христовых Таин. Это и жизнь по заповедям
Божиим. И совесть, не позволяющая совершить грех. В этом смысле книга
"Дети против волшебников" сродни дилогии Ю. Вознесенской "Путь
Кассандры" и "Паломничество Ланселота" или "Хроникам
Нарнии" К. Льюиса. Книгам по форме сказочным, приключенческим. По сути -
христианским.
Нетрудно догадаться, что служители
"Принципала" должны разрушать именно "русскую защиту",
прежде всего - совесть. "Люди восточного типа христианской цивилизации -
русские и греки - в этом очень похожи: если мы остаёмся без совести, то теряем
всё", - раскрывает тайну этого "оружия" П. Зервас в интервью,
данном корреспонденту "АИФ". Действительно, волшебникам удалось
разрушить "русскую защиту" у троих из четырёх детдомовских ребят,
заставив их забыть о том, что воровать, убивать, блудить - грех, заглушив голос
их совести. Но, как я уже упоминала выше, многое из того, что происходит в
книге Н. Зерваса, происходит и с каждым из нас, причём не в сказке, а наяву. И
пугающе правдиво звучат слова одного из её персонажей - мага Рюда фон
Бетельгейзе: "Русские сейчас духовно беззащитны. Потому что они охотно
развратничают, убивают своих младенцев - тех, которые еще не родились. Играют в
карты, воруют, лгут и пьянствуют. Говорят, в Москве игровых клубов и домов
терпимости больше, чем аптек и булочных, вместе взятых". И, тем не менее,
даже после этого Бог не отвращается от нас, ожидая нашего покаяния, и у России,
по словам того же Бетельгейзе, всё ещё есть "особый, специальный
покров", данный Богом. И именно, и только Бог не даёт нам полностью превратиться
в отвратительных типажей из "лаборатории русских исследований"
"Мерлина" - спившихся, озлобленных, развратных.
Что ещё сказать напоследок, закрывая прочитанную книгу Н. Зерваса
"Дети против волшебников"? Больно за Россию, что она всё больше и
больше становится такой, какой её стремятся сделать волшебники из
"лаборатории русских исследований" школы "Мерлин". Но и
радостно за Православную Россию, что знакомство с нею побудило Н. Зерваса
полюбить её и написать о ней с такой болью и с такой любовью.
Книгу Николаса Зерваса, «Дети против волшебников», о которой вы
только что прочитали, вы можете купить в нашем магазине и заказатьпо почте. Москва, Малый Кисельный пер., д. 4,
стр.1; тел. (495)-621-35-02
Монахиня ЕВФИМИЯ, в миру - врач
Елена Владимировна ПАЩЕНКО