† 23 июля 1926 г. - день смерти великого русского
художника Виктора Михайловича Васнецова.
Наш
корреспондент беседует с потомком великого русского художника, Николаем
Борисовичем Васнецовым, можайским архитектором, автором проектов часовни у
истоков Москвы-реки, церкви на Белорусском вокзале в столице, церкви в селе
Рублёво и других. Он преподаёт в Московском архитектурном институте. Женат,
имеет шестерых детей.
- Вы спросите-ка лучше, есть ли у меня хобби?
- предлагает мне Васнецов в самом конце разговора.
- Спрашиваю… - соглашаюсь я.
- Есть! - говорит Николай Борисович. - И это хобби - музыка. Я
сейчас вам сыграю своё произведение - пьеску одну...
- Так вы ещё и композитор?
- Домашний, - уклончиво отвечает Васнецов и открывает крышку
пианино. Его пальцы привычно ложатся на клавиши… В 70-х Николай играл в одном
из можайских вокально-инструментальных ансамблей, выступал с концертами. Во
время учёбы в архитектурном институте сдружился с московскими композиторами, -
Эдуардом Артемьевым, Владимиром Мартыновым, музицировал на музыкальных
вечеринках.
- Мне понравилось, - говорю ему я после игры вполне искренне. В
этот момент в комнату шумной гурьбой вваливаются детишки, накрывшись при этом
одеялом.
- А ну, архаровцы! Брысь отсюда! - хозяин дома повышает голос: суровая
складка на лбу, но в бороде прячется улыбка.
Отец многодетного семейства, он продолжает традиции своего рода.
У его прапрадеда, священника Михаила, также было шестеро детей, среди которых и
великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, и родной прадед Николая,
Аркадий Михайлович, у которого было 8 детей.
- Мой отец, Борис Леонидович, переехал в Можайск после Великой
Отечественной войны, - рассказывает Николай Борисович, - о своей семье он
говорил мало: время было такое. Конечно, с раннего детства я знал, что в нашем
роду есть великий русский художник. Когда подрос, мне стало известно, что я ему
правнучатый племянник.
Информацию о своём роде Николай собирал по крупицам: по старым
книгам, по рассказам родственников. Корни Васнецовых уходят в XIV-XV века:
новгородские летописи указывают на некоего Васнеца, жившего "на
подворье". С XVII века род этот известен как священнический. В течение
столетий в Вятском крае Васнецовы были священниками и диаконами, просвещали
местный люд, строили храмы. Отец Михаил Васнецов окормлял приход в селе Рябово.
- Когда я побывал на своей малой родине, - рассказывает Николай
Борисович, - то понял, откуда в картинах Виктора Михайловича эта удивительная
"можжевеловость". Она из Рябово! Больше нигде таких лесов не встретишь.
Я был поражён, как Васнецов смог перенести на свои картины дух этих мест!
Два сына батюшки Михаила - Виктор и Апполинарий - стали
художниками, а Аркадий - учителем. Именно эти трое вошли в историю России.
Виктора Михайловича называют "великий художник", Апполинария
Михайловича - "известный". Аркадий Михайлович был вятским
губернатором вплоть до 1917 года.
Самый знаменитый представитель рода, конечно же, Виктор
Михайлович. В воспоминаниях родственников он - очень добрый человек.
"Красно солнышко", - так все его называли за широту души. В своей
семье он являл собой образец домостроя: детей воспитывал в строгости и
христианской морали.
Виктора Михайловича Васнецова публика оценила, увидев картину
"После Игорева побоища". Работа эта и ныне потрясает своей красочностью
и реалистичностью. На картину обратил внимание сам Государь император, который
пообещал художнику своё покровительство.
Именно в картинах сказочной тематики наиболее полно раскрылся
талант художника, который ранее принадлежал к когорте так называемых
"передвижников", живописующих народный быт того времени. Одновременно
- это редкое явление - светский художник Васнецов становится и церковным
живописцем. Он участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Фрески в
васнецовском стиле стали появляться в храмах Урала и Сибири. В то же время в
одном из своих писем Виктор Михайлович признаётся, что после того, как он
увидел фрески Ферапонтова монастыря, - понял, что ни на йоту не приблизился к
тому мастерству, которым обладали древние иконописцы.
Во время революции заказов на роспись храмов не было и Васнецов
полностью переключился на свой любимый жанр сказки. Здесь он в совершенстве
освоил язык аллегорий. "Битва со змеем Горынычем" - первая картина с
таким названием - датирована 1916-м, а вторая - 1918-м годом. В 1922 году он
заканчивает полотно "Заколдованное царство". Последний оптинский старец
Нектарий на вопрос своих духовных чад о его отношении к Васнецову, ответил:
"Это - богатырь духа".
- А как относится Церковь к тому, что Васнецов использовал
языческие образы? - спрашиваю я.
- Вы имеете в виду Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного?.. Но ведь они в
его работах - олицетворение зла. Художник говорит о невидимой брани
человеческой души. К примеру, как понять картину, на которой Кощей Бессмертный
обнимает царевну в своих палатах? Он склонился над ней, кажется, что всё, - она
в его власти. Кроме одного, - в картине это видно. Она должна сказать:
"Да". Но она этого не говорит. И поэтому Кощей её взять не может. Это
великолепная аллегория. Перед каждым человеком стоит дилемма: согласиться с
греховным помыслом, который приходит в нашу душу, либо отвергнуть его…
Смысл этой картины двоякий. Царевна - это
прекрасная Россия, а Кощей - тёмные силы, завладевшие ею. Не удивительно, что
после октябрьского переворота Виктор Михайлович Васнецов как художник оказался
не востребован. Жил он в те годы очень бедно. Сохранилась фотография 20-х
годов, где великий Васнецов стоит в пальто с заплатками.
Семье его брата, Аркадия, тоже пришлось "хлебнуть
лиха". Сын вятского губернатора, Леонид Аркадьевич, инженер по
строительству мостов, несколько лет провёл в лагерях. После освобождения сильно
заболел и прожил недолго. Умер от голода: свои пайки он отдавал детям.
- Даже это я узнал не от своего папы, а от двоюродной сестры, -
говорит Николай Борисович.
Специализация отца (он был учителем рисования) очень пригодилась
сыну при подготовке к экзаменам в МАРХИ. Учась в институте, Николай
познакомился со студенткой Ириной, дочерью физика из Дубны. Поженившись, они
уехали в Можайск, который, по словам Николая, он никогда не оставит.
Из окна васнецовского дома видны купола старинного можайского
храма Иоакима и Анны. Здесь Николай Борисович - постоянный прихожанин, то
певчий, то чтец. Так что отнюдь не случайно его творчество прочно связано с
церковной тематикой. Именно васнецовский проект часовни у истока Москвы-реки (к
300-летию Мосводопровода) больше всего понравился митрополиту Крутицкому и
Коломенскому Ювеналию. Этой своей работой на 148-м километре Минского шоссе он
увековечил подвиг павших здесь во время Великой Отечественной войны героев. В
его планах - проект Стрелецкой слободы в Можайске - уникального жилого городка
в древнерусском стиле.
- Никакой лубочности и вычурности не будет. Правильнее сказать,
не в древнерусском стиле, а в стиле традиционной архитектуры.
Он, несомненно, продолжатель традиций своего великого предка, как
в церковном, так и в светском направлениях. Кстати, из родственников В.М.
Васнецова по прямой линии жив его внук, Андрей Владимирович, последний
председатель Союза художников СССР. Сейчас ему уже за 80.
Нашу беседу с Николаем Борисовичем прерывает звонок. Это прибыл
один крупный чиновник. Будет разговор об очередном архитектурном заказе.
Васнецов нынче нарасхват. Как и в начале прошлого века.