Корреспондент
"Русского Дома" беседует с депутатом Государственной Думы (фракция
"Родина"), доктором политических наук, Андреем Николаевичем
Савельевым.
Нация
выше государства, ведь именно для народа должно жить государство, а не ради
реформ, как сейчас. Существует ли ныне в России нация? Да, русская нация
существует. Но она подавлена бюрократией, олигархией и криминалом и пока не
может заявить о себе.
-
Андрей Николаевич! Недавно вышедшая в свет Ваша книга "Нация и
государство. Теория консервативной реконструкции" - это большая
монография. Последние годы полки книжных магазинов переполнены разного рода
политологическими учебниками и монографиями. Как разобраться в этой массе? Чем
Ваша книга отличается от этого политологического "половодья?"
- Сейчас "половодье" как раз начинает спадать. А
несколько лет назад, действительно, множество авторов предлагали нам свои
политологические концепции, вычитанные в зарубежных источниках, как некое
откровение. В действительности российская современная политология находится в
глубоком кризисе. Чаще всего теория государства поглощается здесь теорией
права, будучи включённой в соответствующие академические курсы. Между тем,
политическая теория права не развивается, а мертвеет. Не отпускает теория права
и тех, кто занят поиском социальных новаций, - практически все они укладываются
в либерально-западническую правовую парадигму и никак не отражают самобытной
специфики России.
В своей книге я предлагаю вернуться от новации к традиции. Это
позволяет увидеть, что философская и политическая мысль Запада ещё совсем
недавно (до Второй мировой войны) была совершенно иной. Зная свою традицию, нам
можно поучиться и у европейцев. Соединить русское и общеевропейское научное
достояние в политической теории - важнейшая задача.
- Вы пишете в своём труде
не столько о государстве, сколько о нации. Партия "Родина" также
провозглашает, что нация выше государства. Почему же необходимо вести речь о
теории государства?
- В современной политологии наблюдается глубокий разрыв между
пониманием государства и пониманием нации, что ведёт к ослаблению того и
другого. До тех пор пока проблемы национальной идентичности, этнополитики,
антропологии остаются оторванными от государственного строительства, оно не
может быть адекватным конкретно-историческому контексту, исходит из
умозрительных догм. Сегодня марксистская догма заменена либеральной, которая
ставит перед властью только разрушительные цели.
Нация выше государства, ведь именно для народа должно жить
государство, а не ради реформ, как сейчас. Существует ли ныне в России нация?
Да, русская нация существует. Но она подавлена бюрократией, олигархией и
криминалом и пока не может заявить о себе. Противоречия нарастают, власть
упорствует в своих заблуждениях. Это делает неизбежной национальную революцию -
прорыв нации в политическое бытие. Но такой прорыв связан с системным
переустройством государства. План такого переустройства следует из
разработанной в моей книге теории и из текущих задач национального возрождения.
Ответом на губительные для народа реформаторские проекты
либералов должна стать теория нации и государства - консервативный проект
оправдания государства, национального суверенитета и национальной самобытности.
Теория эта должна идти вместе с политической практикой. В партии
"Родина" за единство мы и сражаемся.
- Вы говорите о нации и
государстве с позиций консервативного мировоззрения. Но консерваторами у нас
называют себя все, кому не лень. Иные либералы тоже не прочь прикрыться
консерватизмом, как фиговым листиком.
- Действительно, либералы, разрушившие экономику России, порой
осуществляют "кражу смыслов", перенимая у своих западных авторитетов
манеру "двойных стандартов". Они многозначительно цитируют русских
философов, но за всем этим - пустота, ложь. На практике-то им нужно совсем
другое. Их слова о "сильном государстве" означают силу для либералов,
сильное полицейское государство для охраны награбленного ими. Все они едины в
главном - в отрицании исторической России и желании заменить её "новой
Россией". Россией, свободной для них и для Запада.
Истинный консерватизм отличен от ложного тем, что он есть
политическое измерение русской традиции. Консерватизм - это жизнь традиции в
современности, когда государство существует не для удовлетворения частных
капризов некоей "свободной личности", а для всего народа.
- Помимо отечественных
либералов имеются и другие силы, которые сделают всё, чтобы в России наша
историческая традиция не восстала из пепла, не вышла за пределы узкого круга
русских политиков и интеллектуалов, которых стараются оттеснить на обочину и
всячески опорочить. Есть силы глобализма, вторгнувшиеся в Россию со своими
информационными и политическими технологиями.
- Действительно, под крылом власти вырос целый выводок
"доброхотов", ведущих против России подрывную деятельность. Директор
ФСБ Н.П. Патрушев открыто заявил о связях так называемых
"правозащитников" с зарубежными спецслужбами. Но некоторым
"башням Кремля" удобно использовать эту публику против
патриотического движения. В последние месяцы из этой политической помойки
разнеслись обвинения партии "Родина" в антисемитизме, нацизме,
фашизме и расизме. Научные труды моих коллег и мои собственные также
подверглись гнусным нападкам. Глобализм проявляется в России в форме
невежественного и крайне агрессивного нигилизма.
В предательстве некоторых чиновников, использующих иностранную
агентуру против патриотов, мы видим разложение государственности, которое
автоматически следует за отступлением от традиции, а в современном мире связано
с достаточно "свежей" тенденцией - разгосударствлением мира под
влиянием либеральных догм и транснациональных экономических интересов.
- Соотношение сил в России
пока не в пользу традиционалистов и консерваторов, не так ли?
- Да. Но это соотношение сил стремительно меняется. Мы имеем все
основания говорить о возможности "консервативной революции" - прежде
всего в системе ценностей, которая должна поставить нацию над государственным
аппаратом и создать соответствующий вызовам времени сплав нации-государства и
традиционной культуры.
Консервативная идеология противопоставляет либеральным концепциям
свои социальные доктрины: прежде всего, религиозные и державные. В нашей
идеологии ценности православные, монархические, национально-государственные,
подчёркивающие государствообразующую роль русского народа. Это альтернатива
современным тенденциям ослабления мощи государства и скреп политической нации,
всё более подрываемым частным и групповым эгоизмом, индивидуалистической
моралью, преимуществами национальных меньшинств, федералистскими концепциями,
интернационализмом и глобализмом.
Возвращение к традиционной государственности предполагает: проект
православной Империи, выстроенной русской нацией и коренными народами России;
воссоединение исторической России, русского мира и воссоздание русской
цивилизации во всём её пространственном и духовном размахе; вытеснение
"лево-правого" конфликта консервативным синтезом
традиционализма-реформизма; идеологию политической реакции, противостоящей
социальным экспериментам.
Мы можем питать надежду на восстановление традиционных форм
власти, присущих традиционно российской государственности, рассчитывая только
на очаги и "острова" русской традиции, прежде всего, православной.