Россию принято называть
"тюрьмой народов". Но тогда США - "кладбище народов", не
"плавильный котёл", где весело и беззаботно перемешиваются разные
расы ради создания великой единой нации - американцев, а именно кладбище.
Последнее время в СМИ крепнет хор голосов,
обвиняющих Россию и русских в шовинизме, национализме и ксенофобии. Причиной
этого шума послужили широко освещавшиеся избиения и убийства иностранцев в
некоторых русских городах. Спору нет - любое убийство вещь отвратительная, чем
бы оно не провоцировалось - корыстью, алкоголем или национальной враждой. Но
задаюсь вопросом: есть ли в сегодняшней России подлинные основания для того,
чтобы бросить целому народу столь тяжкие обвинения? В тоне этих обвинений все
более назойливо звучит: эти человеконенавистнические проявления характерны
именно для русских и чуть ли не только для русских.
Слово ксенофобия - от греческого xenos - навязчивая боязнь
незнакомых лиц. Шовинизм: от фамилии французского капрала Н. Шовена, поклонника
завоевательной политики Наполеона I.
В предъявлении русским обвинений конкретно в шовинизме скрыт
несомненный логический казус.
Наполеонизм сохраняется в крови у многих французов и в новое
время. В 1944 году, в тот момент, когда континентальная, историческая Франция
была наполовину оккупирована войсками гитлеровской Германии, маршал Петен,
глава предательского правительства планировал и проводил операции в своих
колониях, в частности в Индокитае. Операции, направленные на укрепление и
расширение влияния Франции в этом районе. То есть, голова разможжена, но
хватательные рефлексы сохранились.
Теперь о ксенофобии французов. О нелюбви их к незнакомым лицам. В
частности, к лицам арабской национальности. Пример из времени, еще более
приближённого к нашим дням. 1961 год. Демонстрация арабских эмигрантов в
Париже. Эмигранты недовольны своим положением в великолепной столице
великолепной Франции. Непосильный труд, чудовищные условия жизни. Мэр Парижа
мсье Папон не стал вступать в переговоры с мирными демонстрантами с неприятными
лицами. Он расстрелял демонстрацию в центре одной из мировых столиц. Погибло
около двухсот человек, надо полагать, несколько сот было ранено. Сена
покраснела от крови. Кстати, впоследствии выяснилось, что этот господин Папон в
годы войны весьма активно сотрудничал с нацистами, ксенофобство которых не
нуждается в доказательствах.
Почему я тут всё о Франции и французах? Да потому что эта страна
всегда была примером для всех либералов России. Примером и идеалом. Эгалите!
Фратерните! Родина свободы! Родина Вольтеров и самых передовых идей. Она долго
сохраняла это положение, по крайней мере, до тех пор, пока её место не занял
новый фетиш либералов - республика США.
Если угодно, легко можно привести и другие примеры ксенофобии и
национализма. Возьмём Японию. Появление иноземного анклава, поселения
иностранцев, как нынче в Германии или Англии, в Японии совершенно не реально.
Японцы всех прочих людей считают, как бы это помягче сказать, не вполне равными
себе. Культивируя внутри страны изощрённое рыцарство - самурайский кодекс,
японское государство по отношению ко всем окружающим странам относилось странно
- всегда начинало войны без предварительного объявления, то есть ударом в
спину, самым не рыцарским приемом. Тут и средневековые вооружённые визиты в
Корею, и нападения на Китай, и Порт-Артур, и Перл-Харбор. Я уж и не знаю, чего
в этом примере больше - национализма или ксенофобии.
Похожее положение и в Польше. Исторически так сложилось, что быть
поляком, автоматически значит быть польским националистом. Вот быть русским и
не быть русским националистом можно, а вот чтобы быть подлинным поляком,
недостаточно просто любить Польшу. Сверх этого, нужны еще страх и гонор. Поляки
недолюбливают своих больших соседей - Германию и Россию, но немцев скорей
боятся, а на нас пытаются смотреть сверху вниз.
Россию принято называть "тюрьмой народов". Но тогда США
- "кладбище народов", не "плавильный котёл", где весело и
беззаботно перемешиваются разные расы ради создания великой единой нации -
американцев, а именно кладбище. Русские, осваивая Сибирь, не применяли в
качестве инструмента винтовки,а американцы, осваивая Дикий Запад, применяли в
основном винчестеры. Все эти команчи, сиу, дакоты, это были немаленькие народы,
которых теперь нет. По оценкам американских же исследователей, за годы
колонизации и освоения Дикого Запада было уничтожено от десяти до сорока
миллионов краснокожих аборигенов. Да, практически все народы, вошедшие в состав
нашей "тюрьмы", сохранились, живы до сих пор со своими оленями,
обычаями и эпосами.
Европа и Америка долго кичились своим либерализмом, способностью
понять и принять всех. Оказалось, что это было правдой только до тех пор, пока
нужно было принимать отдельных диссидентов, а когда народы постколониального
мира реально явились к ним, чтобы зажить общей жизнью, началась истерика. Это у
нас в России есть опыт реального, многосотлетнего совместного проживания разных
народов без взаимного людоедства. Западу еще только предстоит его осваивать,
хочет он этого или не хочет.