Сионизм - точная выписка из БСЭ (Большой Советской Энциклопедии)
СИОНИЗМ (от назв.
холма Сион в Иерусалиме), наиболее
реакционная разновидность евр. бурж. национализма, получившая значит.
распространение в 20 в. среди евр. населения капиталистич. стран. Совр. С. –
националистич. идеология, разветвлённая система организаций и политика,
выражающая интересы крупной евр. буржуазии, тесно связанной с монополистич.
буржуазией империалистич. гос-в. Осн. содержание совр. С. – воинствующий
шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм.
Как политич. течение С. возник в кон. 19 в. Он был призван
отвлечь евр. грудящиеся массы от революц. борьбы, сохранить господство
буржуазии над трудящимися. Во исполнение этих целей идеологи С. выдвинули планы
решения «еврейского вопроса» путём создания с помощью великих держав
«еврейского гос-ва». Эта идея была изложена, в частности, в книге одного из
идеологов С. австрийского журналиста Теодора Герцля «Еврейское государство»
(1896). В 1897 в Базеле состоялся 1-й сионистский конгресс, на к-ром была осн.
Всемирная сионистская орг-ция (ВСО), провозгласившая официальной целью С.
«создание для евр. народа правоохраняемого убежища в Палестине».
Идеологическая доктрина С. весьма эклектична. Она активнейшим
образом использует многие догмы иудаизма, а также включает в себя трансформированные
идеологами С. теории буржуазного национализма, социал-шовинизма и др. Её
основные положения сводятся к следующему: евреи различных стран мира
представляют экстерриториальную «единую всемирную еврейскую нацию»; евреи –
«особый», «исключительный», «избранный богом» народ; все народы, среди к-рых
живут евреи, так или иначе – антисемиты; антисемитизм
– явление «извечное»; ассимиляция, т. е. слияние евреев с окружающими их
народами, «противоестественна и греховна», евреи-де имеют «исторические права»
на «земли библейских предков» (Палестину и прилегающие к ней области), на к-рых
им и надлежит сконцентрироваться и построить «чисто еврейское» «эгалитарное гос-во».
Идеологи С. пытаются доказать «неразрывную связь евреев во всём мире» с С.,
к-рому, где бы они ни находились, должны подчинять свои интересы,
Ополитизированные догматы иудаизма о «богоизбранности» и мессианстве евреев, а
также мифический тезис об их «исключительности» составляют одну из основ
имманентно присущего идеологии и практике С. крайнего национализма, шовинизма и
расизма. Идеологи С. утверждают, что «еврейский вопрос» – «вечный», «особый» и
надклассовый вопрос. Сионисты всячески пропагандируют лживую идею классового
мира между трудящимися евреями и евр. буржуазией («все евреи – братья»). Все
формы классовой борьбы среди евреев объявляются идеологами С. нац.
предательством. При помощи демагогии и тактич. манёвров сионисты всегда
стремились и пытаются ныне скрыть антинародную реакц. сущность С, выдавая его
за«нац.-освободит, движение мирового евр. народа».
После образования в 1948 по решению ООН гос-ва Израиль (на части терр. Палестины) С.
стал офиц. гос. Идеологией Израиля. Гл. целями С. провозглашаются безусловная
поддержка этого гос-ва евреями всего мира, собирание в Израиле евреев со всего
мира, обработка в сионистском духе евр. населения различных стран. С. ставит
задачу расширения этого гос-ва до границ т. н. «Великого Израиля». Для решения
этой задачи сионисты используют тезис о «вечном антисемитизме» и вместе с тем
нередко прибегают сами к его разжиганию. С. лежит в основе официальной гос.
политики Израиля. Гос-во Израиль объявлено сионистами родиной всех евреев, где
бы они ни жили и как бы ни относились к сионизму. На 28-м конгрессе ВСО
(состоялся в 1972 в Иерусалиме) в нарушение норм междунар. права было принято
«коллективное обязательство всех национальных (имеются в виду сионистские и
просионистские) орг-ций помогать евр. гос-ву при любых обстоятельствах и
условиях, даже если это будет наталкиваться на противодействие соответствующих
властей» стран, где имеется евр. население. Главной линией С. всегда была и
есть открытая и тайная борьба против социализма, междунар. коммунистич. и нац.
- освободит. движений, Советского Союза и др. социалистич. стран. Сразу после
победы Окт. революции 1917 в России С. развернул активную борьбу против
молодого Сов. гос-ва. После 2-й мировой войны 1939 – 45, в условиях дальнейшего
углубления общего кризиса капитализма, антикоммунизм и антисоветизм междунар.
С. приняли ещё более широкие масштабы. Общее изменение соотношения сил в мире в
пользу социализма, успешное решение нац. (в том числе евр.) вопроса в СССР,
последоват. Поддержка Сов. Союзом нац.-освободит, борьбы араб, народов – всё
это вызывает усиление антисов. и антикоммунистич. Сионистской пропаганды и
деятельности. Междунар. С. стремится подорвать морально-политич. единство
народов социалистич. стран, оторвать граждан евр. национальности от участия в
строительстве социализма и коммунизма, ведёт подрывные действия против разрядки
междунар. напряжённости, в частности против начавшейся нормализации
советско-американских отношений. Являясь одним из ударных отрядов империализма,
колониализма и неоколониализма, междунар. С. активно участвует в борьбе против
нац.-освободит. движения народов Африки, Азии, Лат. Америки. На Бл. Востоке
сионистские правящие круги Израиля проводят политику агрессии и постоянной
территориальной экспансии за счёт араб. народов, и прежде всего араб. народа
Палестины. Эта политика превратила Израиль в империалистического жандарма на
Бл. Востоке, была главной причиной арабо-израильских военных конфликтов в 1948–49,
1956, 1967, 1973. С. стал одним из основных союзников империализма в его
глобальной борьбе против мирового освободительного движения.
Идеологич. концепции и политич. планы С. проводятся в жизнь
широко разветвлённой и строго централизованной системой сионистских и
просионистских орг-ций, руководящие центры к-рых находятся в США и Израиле.
Осн. руководящий и координирующий центр междунар. сионизма – система ВСО –
Еврейское агентство (ЕА) для Израиля. Последнее занимается гл. обр. вопросами
иммиграции евреев в Израиль и представляет ВСО в отношениях с израильским
пр-вом. Высшим органом ВСО юридически является Всемирный сионистский конгресс; главную
роль в ВСО играет группа деятелей, имеющих тесные связи с определёнными
империалистич. кругами США. Исполком ВСО состоит из двух отделений – в
Нью-Йорке и Иерусалиме. ВСО направляет и контролирует деятельность сионистских
орг-ций в более чем 60 капиталистич. странах. Крупнейшие: Всемирная женская
сионистская орг-ция, Всемирная федерация всеобщих сионистов, Всемирное
сионистское рабочее движение, Амер. сионистская орг-ция. Фактически под
контролем ВСО находится формально несионистский Всемирный евр. конгресс (ВЕК,
созданный в 1936), орг-ций к-рого действуют в 67 капиталистич. странах. К этим
центрам прямо или косвенно примыкает множество местных сионистских и
просионистских орг-ций, обществ, комитетов и пр., составляющих единую систему
междунар. сионизма. ВСО обладает крупными финансовыми фондами, к-рые
предоставляют ему гл. обр. евр. монополисты; часть средств собирается путём
поборов, в т. ч. и принудительных, среди евр. населения. Под контролем или
влиянием сионистских орг-ций находится значительная часть средств массовой
информации: в их руках находится большое число издательств, радио- и
телекомпаний, кинокомпаний (в США, Зап. Европе, в ряде стран Лат. Америки,
Африки, в Австралии). Междунар. С. всегда включал и ныне включает ряд различных
идеологич. течений, политич. фракций и группировок: сионисты-«социалисты»,
«политические сионисты», «духовные сионисты», «религиозные сионисты», «общие
сионисты», «сионисты-ревизионисты» (ныне фашистская партия Херут и родственные
ей группировки) и др., что лишь отражает специфич. интересы отд. слоев евр.
буржуазии и нисколько не меняет, а только маскирует его проимпериалистич.
сущность.
Разногласия между различными направлениями в С. по существу
не выходят за рамки споров по тактическим вопросам и часто являются отражением
борьбы в сионистской верхушке за влиятельные посты.
Марксисты всегда отвергали и отвергают теорию и практику
сионизма. В. И. Ленин вскрыл реакц. сущность С., подчеркнув, что его догмы
реакционны и ложны по своей сущности, противоречат интересам евр. пролетариата.
Он подверг критике тезисы сионистов об особом характере евр. народа, об
отсутствии якобы классовых различий у евреев и мнимой общности их интересов,
разъясняя, что цель подобных утверждений состоит в том, чтобы увести трудящиеся
массы евреев в сторону от общей классовой борьбы пролетариата. Междунар.
коммунистич. движение разоблачает антинародный реакц. характер С. и
деятельность сионистов во всех странах. В документе, принятом междунар.
Совещанием коммунистич. и рабочих партий в 1969, содержится призыв «...
развернуть самое широкое движение протеста... против расовой и национальной
дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются капиталистическими
реакционными силами и используются ими для политической дезориентации масс».
Последовательную борьбу против С. ведёт, в частности, Коммунистич. партия
Израиля (КПИ). Она убедительно показывает, что С. всегда использовался силами
крайней реакции и империализмом, что идеология и практика С. противоречат
интересам евр. трудящихся во всём мире и нац. интересам народа Израиля, что
борьба против С. – жизненная необходимость как народа Израиля, так и всех
прогрессивных сил. КПИ разоблачает якобы «внеклассовый» подход сионистов к
«евр. вопросу», доказывает, что этот вопрос может быть решён лишь при условии
победы демократии и социализма, о чём свидетельствует опыт СССР и др.
социалистич. стран. КПИ выступает за братство и дружбу трудящихся всех стран,
против антисоветской клеветнич. пропаганды и подрывной деятельности сионистских
лидеров и правителей Израиля.
По мере углубления общего кризиса капитализма на совр. этапе
всё более очевидным становится и кризис идеологии С., несостоятельность всех
его концепций: подавляющее большинство евреев отвергает сионистские догмы. Евр.
население СССР (за редким исключением), как и все народы Советского Союза и
прогрессивные силы мира, решительно осуждает агрессивный политический курс
сионистской правящей верхушки Израиля.
30-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН (ноябрь 1975)
квалифицировала С. как форму расизма и расовой дискриминации.
Во всём мире усиливается закономерный и объективный процесс
ассимиляции евреев. Не только в евр. общинах стран Запада, но и среди
израильского населения растёт понимание того, что сионистская политика правящих
кругов Израиля может привести его население к подлинной нац. катастрофе.
Лит.: Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121; т. 8, с. 72; В. И. Ленин, КПСС о
пролетарском интернационализме. Сб. документов и материалов, т. 1–2, М., 1974;
Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; XVII съезд Коммунистической партии Израиля. [Материалы],
М., 1973; Иванов Ю., Осторожно: сионизм!, М., 1972; Сионизм: теория и практика,
М., 1973; Брагинский И., Классовая сущность сионизма, «Коммунист», 1970, № 9;
Эрлих В., Банкротство реакционной идеи, «Проблемы мира и социализма», 1973, №3;
Дадиани Л., Против идеологии и политики сионизма, «Коммунист», 1975, № 18;
Вильнер Меир, Борьба против сионизма – борьба классовая, «Проблемы мира и
социализма», 1976, № 1.