Единоверие в Русской Церкви и сохранение «старого обряда» - как путь к сохранению веры Православной и Русской Культуры без искажения
В Русской Православной Церкви современной
России существует такое замечательное явление, как Единоверие, Единоверческие
приходы, которые сохраняют тот самый Русский Православный Дух, старую Русскую
Культуру, о которой большинство верующих Христиан ничего не знают. Тем не
менее, именно здесь присутствует возможность к сохранению без повреждения
Православной веры до Второго Пришествия Христова.
Со времен никоновского «раскола» середины XVII века, власти
Российской Империи вели непрекращающуюся борьбу против «старого обряда» до
первой половины XIX века, когда стали начинаться дружественные отношения по
искоренению раскола, тогда и возникло такое понятие как «Единоверие». В
Единоверческих храмах сохранялась старая Русская преемственность Богослужений
по «старым книгам», знаменное пение, монастырский и общинный устав, и
одновременно священнослужители входили в законную Церковную Иерархию Русской
Православной Церкви, что дало возможность к официальному сохранению,
возрождению и продолжению традиции пяти первых Патриархов Всероссийских, «дониконовской»
Церкви без изменений и искажений позднего времени.
Однако в Единоверческих Храмах сохраняются две проблемы, остатки
которых обусловлены временем существования старого обряда вне Церковной
Иерархии, а также спецификой существования ее в указанное время: 1) Отсутствие своего Единоверческого Епископата; 2) Обрядоверие.
Не смотря на то, что старообрядцы постоянно находились под сильным
давлением со стороны как гражданских властей, так и «новых» церковных, они не
привнесли ничего лишнего и ни удалили ничего нужного в Церковной жизни (за
исключением многих ответвлений сектантского типа не признающих священства и пр.).
Но, наоборот, в главенствующей т.н. «никоновской церкви» произошли за это время
неоднозначные изменения повлиявшие на многие стороны жизни Русской Православной
Церкви «нового обряда». В основе этих «изменений» стоит тема – отчуждения от старой
Русской Культуры с привнесением католико-протестантского богословия, Западноевропейского рационализма и т.н.
«западной антикультуры», способной к разрушительному действию в России, для
Русского Народа (что собственно и показали последующие события Петровского
времени, когда стали официально «шарахаться» от слова «русский, русское,
русские», бездумно повторяя «антикультуру» западного мира). Собственно этому
привнесению западного мышления и "никоновско-алексеевского раскола" середины XVII века мы и обязаны развитию в России всевозможных
революционных и антирусских движений т.н. «русской интеллигенции», по сути
своей уже «нерусской», а чуждой России.
Появление в «новой» Русской Православной Церкви – концертного
пения, западного и католического типа икон и фресок, обмервщление духовной
жизни за счет материальной, упразднение Патриаршества, секуляризации церковной
власти ("новая" церковная иерархия стала ближе к власть имущим, чем к простому большинству народа), забвение общинно-приходской жизни, любовь к стяжанию, деньгам, наживе и власти;
появление корыстослужения, фарисейства и «многозначительной» личности даже самого мелкого церковного начальства,
чиновничества в Церкви, «компромисс с миром зла» и некоторые другие «нововведения»
- никак не могли послужить неизменности и Ортодоксальности в Церкви. А именно
это постепенно и начало подтачивать само «новое» Православие изнутри, как
ржавчина, постепенно поедая здоровые части и производя плевелы и гниль. Что
становится очень заметно в наши дни.
Одновременно с «новым» Православием развивался и жил цельный,
удивительный мир Единоверия, Православия «старого», в котором вышеописанные
проблемы затрагивали и тревожили жизнь Церкви незначительно, или вообще
отсутствовали как класс. Здесь Ортодоксальное устроение Церковной и общинной
жизни скрепляли верующих людей - как цемент скрепляет камни в кладке, сохраняя
и Русскую Церковь, и Русскую Культуру, и единство общности Русского Народа как
единого целого и живого организма в Православном теле Христовой Церкви.
Эта тема неисчерпаема. Постараемся в
будущем более расширить информацию о Единоверии. Предлагаем также самим узнать
и понять больше про этот сохранившийся островок Древнерусской Культуры, жизни и
веры Православной Христианской, которая сохранена до сего дня в
немногочисленно сохранившихся приходах!
Необходимо обязательно отметить, что единственной возможностью
возвращения старообрядцев к Церкви, на данный момент, является только
Единоверие в Русской Православной Церкви, т.к. "белокриницкая
иерархия" т.н. "Русской Старообрядческой Православной Церкви" сама по себе является незаконной или самочинной,
безблагодатной, не имеющая законной Апостольской преемственности, о чем свидетельствуют несколько безусловных и весьма важных фактов, о
которых, даст Бог, мы поговорим позже.
Дополнительная статья по теме: "Слово о незаконной т.н. «белокриницкой иерархии», от которой происходит старообрядческая беглопоповская иерархия в России":