Правда
ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в
церкви, откуда у них в храмах скамейки, - о духовной жизни Греции,
"мифической" и реальной, мы беседуем со священником Александром Носевичем,
выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма
Святой Троицы в Афинах.
- Отец Александр! В Греции
почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с
непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления от традиции сказываются на
духовной жизни греческого общества?
- Действительно в
греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры
произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии
в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить
косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую
Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не
задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате
главного - внутреннего осмысления православной веры.
Давайте не будем лукавить, русское богослужение - пышное, с
излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и
единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России
священник или архиерей скорее представляют некую "касту", т.е. когда
человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь
такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но
барьеров в общении сам факт священства не создает. Приходящий в храм - приходит в семью. Пускай он делает свои первые
шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что,
к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии.
Внешне - все благополучно, а внутри - иначе. Именно закрытость русской души -
самая большая ее проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал
сущностное, вещей, доступных в своей открытости и простоте.
- В России, по статистике, существует огромный
разрыв между людьми, считающими себя верующими, и людьми воцерковленными. А как
в Греции?
- Начнем с того, что
Церковь в Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с
государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни
общества и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К ее голосу
прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все - как
некогда было в дореволюционной России.
Разница между людьми глубоко церковными и так называемыми
"захожанами" cуществует. Для Греции этот фактор усугубляется тем, что
православие здесь - традиционная государственная религия, и принадлежность к
нему хотя бы по факту крещения - очень высокая. Конечно же, далеко не каждый, кто
считает себя верующим, является таковым по сути. Только в моменты потрясений,
катастроф, войн, эпидемий, бедствий люди в своем подавляющем большинстве
серьезно задумываются о вопросах жизни и смерти. В повседневной же жизни они
слишком заняты житейскими проблемами, общественными неурядицами, сиюминутными
заботами. Церковь всегда и везде помогает людям не забыться окончательно в
кругу непрерывной жизненной гонки. Продуманной системой праздников и постов она
напоминает им об иной реальности, о жизни вечной. Храмы в Греции практически
всегда открыты, особенно крупные приходы. Туда может придти любой желающий и
обратиться к священнику со своей духовной проблемой, получить разрешение
недоумений.
В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному
сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами,
могут прямо на улице, в магазине, в трамвае взять благословение. Проходя или
проезжая мимо храма, многие крестятся. Повторяю, в Греции, как правило, храм -
не есть неприступная крепость, к которой и приблизиться порой страшновато, но
прежде всего - обитель Бога Живого, где каждый ощущает себя членом семьи,
получает радость от общения с церковными людьми, а не утыкается в стену
холодного равнодушия. Только так можно помочь человеку обрести внутренний покой
и упование на исцеляющую духовные раны силу Духа Святого.
- Какова в Греции традиция духовничества для
воцерковленных людей? Сопоставима ли ситуация с Россией?
- Греция в данном смысле
находится в преимущественном положении, потому что в России традиция
духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически
пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся
нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди -
это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение
духовника на Причастие и совсем другое - исповедоваться ему. Ведь даже отходя
от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от
хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда - дольше, в
ожидании исповеди и после бежать к Причастию - крайне вредно для того, кто
пришел на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность,
теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не
присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии - крайне важно и
действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать,
как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших события
для пришедшего на Вечерю Господню - исповедь и Причастие воспринимаются как
некая полуформальность, а не Таинства.
- В России существует представление, согласно
которому в Греции никто не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда
хотят. Это так?
- Это не так. Духовник,
руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и
иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с
его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно
духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему
причащаться и дает на это свое благословение. Мы приезжая из России и находясь
на богослужении в храме поражаемся, что нет, столь привычных для нас очередей к
исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому
когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента,
подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На
самом деле желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда
принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника,
однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно
где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать,
исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам или нет, он ему просто
доверяет.
- Благословение на причащение каждому дается
индивидуальное?
- Конечно. С настоящим
духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал
критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня
потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на
исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение
часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в тонкостях
души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной поступок,
научить правильно жить. При этом любое слово священника - на вес золота. Как
возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек? Поэтому
проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще не
приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до
полумагизма: человек пришел, сказал "виновен", его накрыли
епитрахилью и все. Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит
после такой исповеди. Вот что самое трагичное.
- А здесь происходит?
- Отношения духовника и
пришедшего на исповедь - это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно,
что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать
новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех
уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом
духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом,
стать подлинным проводником благодати Божией.
- Какой канон относительно рукоположения
действует в Греции?
- Прежде всего, для
рукоположения необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал,
это не случайный человек, у которого ты 1-2 раза поисповедовался, но тот, кто
знает всю твою подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению,
рукоположение невозможно (т.е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай
сам разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника:
кого он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных
судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом,
что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет
никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который
вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь
исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника
абсолютно все играет огромное значение.
По мере того, как священник погружается в жизнь Церкви, духовник
ходатайствует перед епископом о поставлении его в духовники. Необходима и
подпись супруги, если кандидат - из семейных. Кроме того, требуется
свидетельство двух человек, что кандидат действительно показал себя с достойной
стороны. А также объявляется на приходе и в СМИ, иногда по радио, что такой-то
избран кандидатом на рукоположение в священный сан, поэтому, если у кого-то
есть претензии к кандидату, личное несогласие или недоумение, это заранее
сообщается архиерею или в епархиальное управление. Если претензий к
рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят в священный сан. Как
правило, священническая хиротония на приходах в Греции - это целый праздник,
особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.
- Существуют ли возрастные ограничения для
рукоположения?
- До 30 лет в священника
обычно не рукополагают. Все за очень редким исключением происходит согласно
канонам, в русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите
священника на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и,
если факт появления священника без надлежащего вида будет доведен до
священноначалия, то такого нерадивого пастыря ждут серьезные неприятности и
наказания. Кроме того, появление священника в общественном месте в штатском
костюме непременно вызовет негативную реакцию у населения, а виновник станет
объектом разговоров и кривотолков.
- Через сколько лет после рукоположения
священник получает благословение на духовное окормление паствы?
- Обычно должно пройти не
менее трех лет, прежде чем священник станет духовником.
- Многие ли священники Элладской Православной
Церкви несут послушание духовничества?
- Процентов 80. Обычно
рано или поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он
способен стать духовником.
- Сколько духовных чад приходится в Греции на
одного духовника? Может быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет
непосильную нагрузку?
- На этот вопрос каждый
духовник ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей,
которые приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.
- Всегда ли исповедь проводится в Греции вне
богослужения?
- Да, исповедь никогда не
бывает втиснута в рамки Литургии. Для ее совершения выделены определенные дни.
Исповедь может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на
протяжении нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но
только не во время Литургии.
- У нас в храме мученицы Татианы при МГУ
всегда существовала возможность придти в какой-то день и неспешно
исповедоваться вне службы! Значит, это осуществимо и в России?!
- При правильном понимании
того, что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее!
Бывает предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнется от
исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его
исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в
понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли,
препятствующие ее нормальному развитию.
- Что дает человеку индивидуальная исповедь в
сравнении с общей, все еще принятой в России? Почему она так важна?
- Важно, чтобы человек,
приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь - это не суд, где его будут
осуждать или оправдывать, не место казни или "галочки" для соблюдения
проформы, но величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями
и израненному грехами, подается исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На
исповеди он, измученный укорами совести может получить подлинное успокоение и
отдохновение от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной
обстановке, при всецело доброжелательном отношении священника, который не
переминается нетерпеливо с ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося,
человек переступает барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей
глубине своего покаяния другому человеку, облеченному в священный сан. Он
доверяется ему, как отцу, который поймет его и поможет разобраться во всех
затруднениях и сомнениях, поддержит его в добре, подскажет, где корень и
источник его злоключений и страданий. Не нужно бояться выслушать человека!
Однако для этого элементарно требуется немного времени, которого, при всем
желании, при общей исповеди у священника нет.
- Что из литературы, переведенной на русский
язык, наилучшим образом раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?
- Такой литературы сейчас
немало. Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для
пастыря, - опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил
замечательное издание творений старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита
Иерофея (Влахоса), проповеди отца Константина Статигопулоса, жития митилинских
мучеников, поучения преподобного Космы Этолийского.