Двуперстие, Двоеперстие, его истинность и древность в Православной Церкви
В данной статье
приводятся некоторые свидетельства об истинности и древности Двуперстного
сложения (Двуперстного крестного знамения верующих) в Православной Церкви.
На эту тему
существуют различные точки зрения, в том числе, и крайне резкие или крайние, отвергающие
это. Но остались для нас многочисленные рукописи (папирусы, манускрипты и пр.),
написанные, в основном на греческом языке, в период средневековья, в данном
случае от VIII до XIII веков, в которых изображается в оформлении, и в качестве рисунков в
этих рукописях – «Двуперстие», что свидетельствует о том, что: Двуперстное
сложение практиковалось в Западной и Греческой Православной Церквах в указанный
период времени, т.е. за несколько столетий до известного «раскола» в Русской
Православной Церкви средины XVII века, устроенного расстриженным т.н. патриархом
Никоном и бывшим царем Алексеем Романовым. Того самого «раскола», который был импортирован
от «греков», переставших быть «ромеями», отступивших уже за период XIII-XVII веков от истинности Православного
Христианства в том или ином виде, более или менее, но не имевших уже Правой
веры в том составе, в котором Русь приняла Христианскую Православную веру от
Византии в середине IX – конце X веков, начиная от Благоверного князя Аскольда
(Оскольда), потом при Благоверной Равноапостольной Великой Княгине Русской
Ольги, и завершившееся при Благоверном и Равноапостольном Великом Князе
Владимире, закрепившем полуторастолетнее стояние Христианства в языческом
славянском мире – окончательным водворением Правой Христианской веры на Руси!
А новоизобретенное
«трехперстие», как видно, есть дело более позднего времени происхождения, дело
рук человеческих, человеческих измышлений, мудрований, политиканства и прочего
мирского сомнительного и соблазнительного, от которого, согласно Библейским
законам – должно быть свободным и не принимать ничего чуждого Православной
Кафолической Церкви, установленного семью Вселенскими Соборами, святостью и
богодухновенной жизнью созидателей, строителей и святителей Великой России!
По своей сути – "гонители" двуперстия есть такие же
гонители Православной веры, как и преследователи икон – "иконоборцы"
средневековья в Византийской Империи.
Итак, ниже
приводятся копии страниц из западных Христианских Новозаветных рукописей, с
точным указанием их датировок, места хранения и других данных, на которых
использовано именно Двуперстное сложение, а также древняя икона (фреска)
Святого Апостола Павла и самого Христа Спасителя:
GA lect2372
(a.k.a. Tirana, State Archive, Koder-Trapp 6)
(a.k.a. Albania National Archive, Kod. Br. 3)
(a.k.a.
ANA 3)
CSNTM description:
MS number: GA lect 2372
Contents: U-lect
Date: VIII/IX
Material: parchment
Columns: 2
Lines per page: 25
Dimensions:
26.5 – 27.0 x 16.5 – 17.0 cm
GA
lect 185
Christ’s College, Cambridge GG. 1.6
(MS 6)
CSNTM description:
MS number: GA lect 185 (MS 6)
Contents: lect e†
Date: XI
Material: parchment
Columns:
2
Lines
per page: 27–33
Dimensions:
29.75 x 22–22.5 cm; 6–6.5 cm binding
GA
lect239
(Scotland, University of Glasgow,
University Library, Ms Hunter 440)
CSNTM description:
MS number: GA lect 239
Contents: lesk
Date: 1258/59
Material: parchment
Columns: 2
Lines per page: 27–36
Shelf Number: Ms Hunter 440 (V.510); old s.n. Q.3.2.
Dimensions:
25.5 x 19.5 x 3.5 cm
Древняя
икона (фреска) Святого Апостола Павла:
Буслаевская псалтирь. Рукопись 1470-1490 гг.:
Одна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины):
История:
Двуперстие известно с апостольских времён. Его изображение мы находим на
мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III
век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д.
Однако часть историков, начиная с Голубинского, считает древние
изображения двоеперстия не перстосложением для совершения крестного знамения, а
одним из ораторских жестов, заимствованным христианами из полного античного
учебника риторского искусства «Наставлений оратору» Фабия Марка Квинтилиана и
внесённым христианами в иконографию.
Двуперстие закрепляется после Четвёртого Вселенского собора (V век),
когда был выражен догмат о двух природах во Христе. В 893 году двуперстие
упоминается с употребления у православных и у несториан.
Из источника — прения с армянами учёного греческого монаха Феориана,
посланного для этой цели императором Мануилом Комнином в 1172 году; а также из
более ранних источников: свидетельство несторианского митрополита Дамаска Илии
Гевери (893 год — 905 год); прения на соборе 1029 года патриарха Алексия
Студита с яковитскими патриархом Иоанном VIII Абдоном; сочинения Петра
Дамаскина (около 1157 год) и других хорошо известно, что перстосложением у
православных греков было двоеперстие.
Согласно фундаментальным исследованиям древних рукописей, сделанных
академиком Императорской академии наук и профессором Голубинским, Святой
Владимир вместе с Крещением Руси принял и двоеперстие, которое в то время было
в общем и официальном употреблении у греков (начиная от Константинопольского
патриарха и епископата греческих поместных церквей). Этого же мнения
придерживался историк и член-корреспондент Императорской Академии наук
Каптерев, изучавшим древние манускрипты по вопросу истории перстосложения.
Согласен с ними и действительный член Academia Europaea (Лондон, 1990),
действительный член Российской академии естественных наук (1990); иностранный
член Австрийской (1987), Норвежской (1999) и Польской (2011) академий профессор
Борис Андреевич Успенский, изучавший этот вопрос и написавший фундаментальные
исследования по данному вопросу. По сути в настоящее время другого мнения у
серьезных историков не существует по данному вопросу и данная точка зрения
принята академической исторической наукою.