«ИСТОРИЯ» О ПАТРИАРХЕ НИКОНЕ
Старообрядческое «антижитие» патриарха Никона
[По
изданию «Памятники старообрядческой письменности». СПб. 2006 г. Вводная статья
с комментариями Н. Ю. Бубнова]
В рукописных хранилищах России хранится
много старообрядческих рукописей, посвященных жизни и деяниям главного
идеологического противника старообрядцев и главного «антигероя» их сочинений
— патриарха Никона.1 Еще при жизни этого знаменитого патриарха —
реформатора русской православной церкви — его оппоненты записали множество
устных рассказов о нем, ходивших в народе.2 На основе этих
рассказов дьяконом Федором Ивановым, соузником протопопа Аввакума по
пустозерской темнице, было создано сказание о патриархе Никоне, сохранившееся
в заверенной автором копии под названием: «О волке и хищнике и богоотметнике
Никоне достоверно свидетельство, иже бысть пастырь во овчей кожи, предотеча
антихристов».3 Сказание как бы продолжает перечень догматических
нововведений патриарха Никона, содержащийся в другом пустозерском сочинении —
«Ответ православных», перечнем его частных, нравственных преступлений:
«Богоотметство же его сие есть и кроме превращения догмат церковных».4 Некоторые
из рассказов о жизни патриарха Никона в ссылке в Кирилло-Белозерском монастыре,
содержатся в посланном протопопу Аввакуму из Москвы анонимном «Возвещении от
сына духовнаго ко отцу духовному» (1676 г.). В своем ответе на «Возвещение»,
толкуя 13-ю главу Апокалипсиса применительно к происходящим событиям, Аввакум
называет патриарха Никона одним из двух антихристовых рогов: «два же рога у
зверя — две власти знаменует: един победитель, а другий — пособитель: Никита по
Алфавиту, или Никон, а другий — пособитель — Алексей... Царь Алексей десять лет
добро жил: в посте, и молитвах, и милостив, а Никон егда на патрияршество
вскралъся, показуя человеком лесть, лукаву добродетель же. Егда же слюбление
сотвориша, яко Пилат и Ирод, тогда и Христа распяша: Никон побеждать учал, а
Алексей пособлять испотиха».5 Свое новое толкование «антихристовых
рогов» Аввакум сопроводил собственноручным рисунком.6
Личность патриарха Никона, как главного
«ересиарха», родоначальника всех ересей и бед, порожденных расколом русской
православной церкви в XVII веке,
продолжала будоражить воображение старообрядцев и в последующие столетия, вплоть
до XX века. Создание новых и переписка старых сочинений о
прежде бывших русских царях и патриархе Никоне была делом опасным и
неблагодарным — церковные и светские власти строго наказывали за чтение и
распространение подобных текстов.7 Однако, в XVIII веке в старообрядческой письменности появляются новые
сочинения о патриархе Никоне. Назовем прежде всего Сказание о Никоне, встречающееся
в рукописях вместе с Житием инока Корнилия в редакции инока Выговского
старообрядческого монастыря Пахомия, созданное в 1723—1727 годах, и его
«украшенной» переделке, принадлежащей выговскому уставщику Трифону Петрову
(1731 г.). Таким образом, этим выговским книжникам можно приписывать создание
«Выговской» редакции Жития.8
Новая волна интереса к личности
патриарха-реформатора проявилась, по-видимому, в середине XIX столетия в связи с возобновившимися спорами среди
старообрядцев по вопросу о необходимости учреждения старообрядческой церковной
иерархии. К этому времени и относится, как нам представляется, создание новых
сочинений об этом патриархе, появившихся как в среде наиболее радикального
среди беспоповцев федосеевского толка, так и среди старообрядцев-поповцев.
Особого внимания и изучения заслуживают
лицевые старообрядческие жития патриарха Никона, появившиеся в конце XIX века. Естественно, что старообрядческий
мастер-иллюстратор выбрал для иллюстрирования наиболее полный текст Жития, сложившийся
к этому времени. Такой текст появился, как мы увидим ниже, под пером
неизвестного старообрядческого автора не ранее середины XIX века на основе всех ранее существовавших редакций,
пополненных новыми занимательными остросюжетными» эпизодами из жизни
легендарного патриарха.
Лицевое Житие патриарха Никона существует
в двух редакциях — краткой и пространной. Первоначально, как можно судить по
ряду признаков, была создана краткая редакция. Нам известно три ее списка,
изготовленных в книгописной мастерской крестьян Каликиных в деревне
Гавриловская Вологодского уезда в конце XIX — начале XX веков.
Эти списки хранятся в БАН (шифры 45.4.9, Друж. 325 и Калик. 49). В списке
45.4.9 сочинение имеет следующее название: «Краткая история о бывшем
богоотступнике патриархе Никоне, искоренителе и попрателе древняго благочестия
и насадителе богомерских еретических преданий».9 Как видим,
сочинение здесь, по вполне понятным причинам, не названо «житием», также, как и
сочинение о Никоне его официального православного биографа Иоанна Шушерина.10
В конце основного текста сочинения находится приложение, в списке 45.4.9
озаглавленное: «Достопримечательные события богоотступника лжепатриарха
Никона, списанныя с показаний очевидцев, во время его патриаршества бывших у
него в послужении».11 Текст приложения в двух списках (45.4.9 и
Калик. 49) иллюстрируется 9-ю миниатюрами. Старообрядческие легенды о патриархе
Никоне, вошедшие в это приложение, восходят к устным преданиям ряда лиц из
его окружения, записанных и попавших в старообрядческие рукописи еще в XVII столетии.12
Пространная лицевая редакция жития
патриарха Никона имеет несколько иной заголовок: «История о искоренителе
древняго благочестия патриархе Никоне, отступнике святыя веры».13
Помимо списка БАН 45.5.9, нам известен еще список РГБ, ф. 17 (собр. Барсова №140).
В состав текста пространной редакции ее автор включил все старообрядческие
легенды о патриархе Никоне из «приложения» Краткой редакции, поместив их в
порядке хронологии описываемых событий. Кроме краткой лицевой редакции
«Жития», в основу пространной редакции было положено и так называемое
«Украшенное житие», изданное В. Н. Перетцем по списку PHБ Q.I, №1057, датируемом им «по почерку» концом XVIII века.14 Хотя начала Жития в пространной
редакции по лицевому списку БАН 45.5.9 и «Украшенного жития» по списку РНБ Q.I, №1058,
начинающиеся с авторского предисловия, совпадают («Понеже убо по
древлецерковнем отечестем благочестии аще и горячею жалостию снедаем есмь, и
рачуся приступити к повести о бывшем искоренителе православия сказати
хотящей...»), далее начинаются расхождения. Текст пространной редакции
Лицевого жития изобилует дополнениями, извлеченными из других источников.
Особый интерес лицевым редакциям Жития
патриарха Никона придают иллюстрирующие их акварельные миниатюры. Все
вышеназванные списки (за исключением «Украшенного жития») написаны и
иллюстрированы в одном старообрядческом центре: в книгописной семейной
мастерской Антона Семеновича Каликина.15 Есть основания
предполагать, что обе редакции Жития патриарха Никона иллюстрированы А. С.
Каликиным впервые. Не исключено также, что и реакция текстов обеих редакций
Жития принадлежат этому же вологодскому книжнику, принадлежавшему к
старообрядческому федосеевскому беспоповскому согласию.
Остановимся подробнее на общей характеристике
рассматриваемых лицевых рукописей. Рукопись БАН 45.4.9, содержащая краткую
редакцию жития, написана в 4°, на 46 лл. старой бумаги, извлеченной из
списанного архива XVIII века, купленного Каликиным
«по случаю» в г. Нерехте. Есть в рукописи и листы поздней бумаги, фабричного
производства (лл.8—10). Большая часть листов склеена попарно текстом внутрь,
многие вклеены в блок на фальцах. «Краткая история» содержит 25 красочных миниатюр.
Из них 15 миниатюр иллюстрируют основной текст краткой редакции Жития, и 9 —
приложение. Кроме того, имеются две дополнительные миниатюры, на одной из
которых изображен «Никон в гробу» (л. 25), а на другой: «Патриарх Никон», облаченный
в драгоценную ризу (л. 25 об.). В рукописи БАН Калик. 49 текст Жития занимает
2-ю часть кодекса в 4° (л. 36—94). Эта часть рукописи написана на бумаге со
штемпелем: «Фабрика наследниковъ Сумкина № 6» (в гнутом прямоугольнике).16
Основная часть сочинения иллюстрирована 14-ю подписанными миниатюрами,
повторяющими сюжеты миниатюр рукописи БАН. 45.4.9. Здесь отсутствует лишь миниатюра,
изображающая избиение патриархом Никоном коломенского епископа Павла.
Приложение также проиллюстрировано 9 миниатюрами, а дополнительных миниатюр
нет.
Рукопись БАН 45.5.9, содержащая
пространную редакцию Жития, написана в 4°, на 139 + VII листах бумаги того же сорта, что и 2-я часть рукописи
БАН Калик. 49. Рукопись имеет заголовок, вписанный в орнаментальную
заставку-рамку: «История о искоренителе древняго благочестия патриархе Никоне,
отступнике святыя веры» (л. 1). Житие проиллюстрировано 36-ю цветными
миниатюрами работы мастерской крестьян Каликиных. Под большинством миниатюр
имеются подписи (там, где подписей нет, мы приводим тексты подписей под
аналогичными миниатюрами в списках «Истории» краткой редакции: БАН 45.4.9. или
БАН Калик. 49, помещая их в квадратных скобках). 1) [«Шаман предсказывает
Никону будущее»]; 2) «Волхв татарин предсказывает будущее»; 3) [«Виде Елиазар
на Никоне змея велика»]; «Повеле Никон написать икону по еретически»; «Никон
благословляет людей по еретически»; «Арсений еретик провещает Никону патриаршество»;
7) «Царь у жены Никоновой»; 8) «Никон беседует с царем Алексеем»; 9) «Никон
биет епископа Павла Коломеньскаго»; 10) «Жгут епископа Коломеньскаго за святую
веру»; 11) Изображены два воина, один из которых держит «Крест Христов», а
другой «Крыж латинский»; 12) «Несут (из церкви) новые просфиры с крыжем»; 13)
«Никона коронуют дияволи»; 14) «У Никона в башмаках крест Христов»; 15) «У
Никона на стельках крест Христов»; 16) «Никон надевает железа на старца
Андреяна»; 17) «У Никона под постелей крест»; 18) «Бьет Никон Нафанаила за
обличение»; 19) [«Жгут святыя книги»]; 20) «Никон ругаится святым иконам»; 21)
«Никонианское лжепричастие»; 22) «Царевна просит царя простить Никона»; 23)
«Повезли Никона в ссылку»; 24) Никона везут в ссылку; «Жена Никона у гетмана
Хмельницкаго»; «Никон беседует со своею женою»; 27) «Жена у царевны Татияны в
терему»; 28) «Едет царевна Татияна к Никону на свидание»; 29) «Никон с царевною
Татианою под дубом совещается о бегстве в Киев»; 30) «Бегство Никона в Киев на
патриаршество»; 31) «Поимка Никона Стрешневым»; 31) «Проспали, Никон бежал»
(из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря); 32) «Догоняют беглеца Никона»
(разворот); 33) «Суд над Никоном» (разворот); 34) «Везут осужденного Никона»;
35) «Никон беседует со змеем»; 36) [«Дерутся патриархи»], (патриарх Паисий
сбивает посохом с головы Никона клобук).
Второй список пространной редакции Жития
(РГБ. Барс. №140, на 137 листах в 4°), также написанный в мастерской Каликиных
на бумаге того же сорта, что и рукопись БАН 45.5.9, почти точно повторяет
текст и иконографию рисунков этой рукописи. Написана рукопись несколькими
почерками. По сравнению со списком 45.5.9, в этой рукописи имеется лишь одна
дополнительная миниатюра, на которой изображен патриарх Никон в царских палатах,
сидящий за столом с царем, царицей и двумя царевнами (помещена на л. 84, между
миниатюрами №22 и 23 рукописи 45.5.9).
Как мы уже говорили, лицевое «Житие»
патриарха Никона написано неизвестным автором на основе ряда источников. В нем
использовано Сказание о патриархе Никоне дьякона Федора Иванова, а также
рассказы о Никоне, записанные в Москве и Соловецком монастыре в XVII веке, «Житие патриарха Никона» Иоанна Шушерина, а
также, возможно, сочинения архимандрита Аполлоса,17 Н. А. Гиббенета,18
материалов «Дела о патриархе Никоне»,19 и других печатных и
рукописных источников. Последний «слой» источников, вошедших в состав пространной
редакции Жития, касается взаимоотношений опального патриарха Никона с царской
семьей. Здесь рассказывается о «романе» патриарха с сестрой царя Татьяной
Михайловной, о ее участии в поставлении Никона на патриаршество, о тайных
посещениях царевной Никона, заточенного в Воскресенском Новоиерусалимском
монастыре и о планах совместного с ним бегства в Киев (сюжет иллюстрируется
рисунками 28—32). Источника этого литературного «пласта» в «Житии» нам найти не
удалось.
Случилось так, что в силу ряда причин,
составление старообрядцами развернутого подробного жития патриарха Никона
растянулось на довольно большой период и было завершено лишь к концу XIX века. Определенное влияние на этот процесс оказало
появление «Жизнеописания» Никона, созданного его бывшим келейником Иваном
Шушериным, активно переписывавшимся и выдержавшим несколько изданий. Поскольку
в сочинении Шушерина опальный патриарх изображен праведником и чуть ли не
святым, в старообрядческой среде ощущалась острая необходимость создать некий
«противовес», снижающий патетику образа патриарха. Между тем, в древнерусской
литературе существовала традиция создания образов «антигероев». В статье Л.
А. Черной указаны отдельные элементы жанра «антижития». К таким чертам автор
относит: подлое рождение, безбожие, немилостивость, гордыню (ярость), алчность,
злобу, уродство, злодеяния, еретичество («поганый»), одержимость дьяволом.
Многие из названных черт автор находит в образах «безбожного» хана Батыя в
«Повести о разорении Рязани Батыем», Чол-хана в «Повести о Щелкале», князя
Олега Рязанского в «Повести о Куликовской битве», Темир Аксака в «Повести о
Темир Аксаке».20 Автор показывает структуру образа отрицательного
героя — «антигероя», который, в отличие от героя положительного («святого»),
должен: 1) «происходить от гнилого родового корня» — иметь «подлое» рождение;
2) имитировать «уход из мира»; 3) под личиной «боголюбия» скрывать свое безбожие;
4) обладать такими чертами характера, как немилостивость», гордыня (ярость),
алчность, злоба, внутреннее уродство; 5) заключить договор с дьяволом и
поклоняться ему как Богу; 6) вместо чудес, присущих святым, совершать
злодеяния; 7) после смерти от его могилы должен исходить смрад (вместо
благоухания). Почти все указанные здесь отрицательные черты мы находим в
пространной редакции «антижития» Никона. Отсутствует здесь лишь рассказ о
смерти Никона, прощенного царем Федором Алексеевичем и возвращенного им из
ссылки. Однако этот рассказ есть в его краткой редакции по рукописи 45.4.9, где
сказано, что умерший на пути из ссылки Никон «перевезен бысть в Новый
Иерусалим, где и погребен в церкви, называемой Темница; от таковыя глубины
темнаго ада да избавит нас Христос Бог наш...».21
Попытаемся теперь «прочитать» весь текст
старообрядческого лицевого «Жития» патриарха Никона, останавливаясь на фактах,
свидетельствующих о причастности его «героя» к «отрицательной» символике,
присущей антижитию. Во время рождения младенца, «паче меры большаго», серьезно
пострадала его мать Мариамия, которая вскоре умерла. После рождения «детища» в
дом родителей пришел мордовский шаман, который предсказал ему великое будущее,
и «умастил» великую «дорогу», которую «уготовал... сам великий дух». Младенец,
крещенный православным священником, и нареченный Никитой, с трех лет
воспитывался мачехой, которая невзлюбила его «за его непослушание». Колдуны и
волхвы трижды предсказывают Никону «быть государем великим». Второй раз великое
будущее ему предсказывает колдун-татарин во время его поездки по делам из
Макарьевского Желтоводского монастыря, где он был «в услужении», а в третий раз
— «еретик» Арсений Грек, заключенный в Соловецком монастыре куда Никон, уже в
сане новгородского митрополита, ездил за мощами святого митрополита Филиппа.
Предсказания колдунов и волхвов, как пишет автор «Жития», породили в сердце
Никиты «самолюбие, гордость, властолюбие». Неудачная семейная жизнь Никиты,
смерть в младенчестве троих его детей, подсказывали ему необходимость перемены
судьбы. В его душе «глубоко вкоренилась тайная мысль» принять иночество «и чрез
сие получить в духовных чинах возвышение и достигнуть власти». Вскоре Никита
уговорил жену Парасковию принять монашеский постриг, с тем, чтобы она, скрыв
свое происхождение, стала «подвижницею», «и известною знатным болярыням,
служащим при дворце царевом», чтобы «в будущем быть помощницею к возвышению
его, Никиты». Затем Никита принимает монашеский постриг с именем Никон и
отправляется в Соловецкий монастырь, где становится монахом Анзерского скита,
руководимого его основателем, старцем Елиазаром. Именно Елиазар Анзерский,
будучи провидцем, впервые распознал в новопосвященном иноке дьявольское
начало. Однажды во время божественной службы «виде Елиазар около выи Никона
змия черна и зело велика оплетшася». «С сего времени начаша Елиазар и вси
братия нелюбити Никона и не допускати его до чтения и пения в божественной
службе». Эта нелюбовь иноков заставила Никона покинуть Анзеры. Дальнейшая
духовная карьера будущего патриарха опирается, помимо его личных качеств —
внешней красоты и мощного голоса — на авторитет ученика Елиазара Анзерского и
на помощь бывшей жены, инокини Парасковии, во инокинях Наталии. Последняя,
войдя в доверие к незамужней царевне Татьяне Михайловне, раскрыла ей свою тайну
и заручилась ее поддержкой в деле возвеличения Никона. Праведников и
провидцев, распознавших в Никоне дьявольское начало, также, как и
колдунов-иноверцев, в «Житии» три. Помимо Елиазара Анзерского, это новгородский
митрополит Авфоний (Афония), который, будучи при смерти, «заповедал близким
своим призвати другаго архиерея для погребения тела его, а не Никона, занеже
Никон враг Божий есть — прирече Афония». Третьим праведником, распознавшим
Никона как еретика, оказался епископ коломенский Павел — единственный из
архиереев, отказавшийся подписаться под решениями Московского собора 1654 года
о церковной реформе. «Никон... от ярости невозможе стерпети, аки лютый зверь
ухвати Павла, нача немилостивно своими руками священнаго Павла бити вельми» и
сослал его в заточение. В центре «Жития» Никона находятся сложные
взаимоотношения патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, в которых
замешаны ближние бояре и члены царской семьи. Один из рисунков рукописи
иллюстрирует в обобщенном виде эти взаимоотношения. Никон изображен здесь в
виде «пестрообразного» змея, заползшего в царский дворец и дающего советы царю
(рис. 8). «Житие» передает примечательный разговор разгневанного царя с
заступавшейся за Никона царевной Татьяною, происходивший после предания
патриархом проклятию родного дяди царя, боярина Стрешнева, за то, что тот
«заставил свою собаку подражать, как патриарх молится триперстно и как
благословляет народ пятиперстно». «Татияна же Михайловна, призва к себе брата
царя, просит на Никона не гневатися. Рече царь: "Как же, сестрица, на него
не гневатися, сделал он такое великое смущение, самосудом без моего совету,
меня считает не во что, всему нашому царскому дому сделал он позор». Рече
царевна: "Да как же, братец, коли дядюшка Семен делает над святейшим
такую издевку, ставит его на одну доску со своей собакой". Рече царь:
"Сестрица моя Татияна Михайловна, нашего своевольнаго богомольца не один
Стрешнев тако именует. Протопоп Аввакум в своих ко мне челобитнох именует его
псом, и волком, и зверем за пременение наших отеческих древних книг и
уставов". Рече царевна: "Неужели и ты, братец, сумневаешися в добрых
намерениях нашего святейшаго?" Рече царь: "Скажу тебе, сестрица
правду: не токмо сумневаюся, но и зело сам себя осуждаю. Не следовало бы мне
давать Никону такого своеволия на истребление всех древних уставов и на
введение новых... Едак он и меня, и весь мой дом скоро прокленет... тогда ему
излишне будет существование и дома Романовых..." » (рис. 22).
Убедившись в невозможности добиться примирения
опального патриарха Никона с царем, его бывшая жена инокиня Наталия, в сговоре
с царевной Татьяной Михайловной, поддержали план патриарха о бегстве его из
Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Киев с намерением основать там
новую православную патриархию. Описана поездка Наталии к гетману Хмельницкому
(рис. 25), в монастырь к Никону, ее переговоры с царевной (рис. 27) и,
наконец, тайная поездка царевны Татьяны к Никону, и их ночной разговор под
Маврикийским дубом (рис. 29). На этой миниатюре патриарх Никон изображен в
широкополой «пастырской» шляпе. В такой же шляпе он изображен и на рис. 36-м
той же рукописи беседующим со змеем.22 Интересно, что в шляпе такого
же покроя патриарх Никон изображен на картине художника В. Г. Шварца (1838—1869
гг.) «Патриарх Никон на прогулке в Новом Иерусалиме».23 Не эта ли
картина, написанная около 1867 года и экспонировавшаяся в Третьяковской галерее
в Москве, оказала влияние на Антона Семеновича Каликина, иллюстрировавшего
«Житие». Названная деталь одежды, должна была, по-видимому, подчеркнуть
протестантскую ориентацию реформ опального патриарха. Характерен в этой связи
разговор Никона со своей бывшей женой инокиней Наталией накануне задуманной им
церковной реформы. Приехав по совету царя к мнимой праведнице, «патриарх
передал ей, какой у него был совет с царем и какая настоит нужда в исправлении
церковных книг, какия он намерен сделать. И рече, яко царь на сие прислал его
испросити ея благословения. Инокиня, помолча довольно, рече к патриарху:
"Святейший отец патриарх, истинно ты говоришь, нам нужно возвратиться к евангельской
истине, и тогда мы будем вновь православными. Делай, что Святый Дух
говорит тебе, но на пол пути не останавливайся. Ты бо патриарх и никто тебе
противитися не может, и я даю свое благословение"».
Особенно ярко описано в пространной редакции
«Жития» неудачное бегство патриарха Никона в Киев. «Дождались ночи, Никон
збросил с себя подрясник и рясу, волосы на голове подвязал, надел и все
казачье платье, зделался неузнаваем, казачьим атаманом. Лошадей поодиночке
вывели за ограду и сами бережно вышли, сели на коней и помчались. Впереди
поехал сам Никон. На другой день встали два жида: Гершко и Моршко.
"Заспались сегодня все" — сказал Гершко. "Какое заспались, —
усмехнулся Моршко — они все тю-тю. Проснулся я ночью и вижу: вышел и сам
патриарх, как разбойник, в казачьем одеянии, сабля и пистолет у пояса и сам
шестой — все казаками". "Ой, вей мир! [Боже мой!— Н. Б.] — завопил
Гершко — получал я по десять карбованцев в месяц — я был шишом за патриархом, а
его проспал. Не знаю, куда уехал". "Што штану робить, и я был тоже
шишом у архимадрита Павла, поедим шкорея, возвестим в Москве великому
государю, что Никон тю-тю"». Употребление еврейских и польских слов,
пародирование местечкового еврейского выговора, сам «остросюжетный» стиль
повествования позволяют «отодвинуть» время создания этой части сочинения на
вторую половину XIX века.
В отличие от других сочинений,
посвященных патриарху Никону, в пространной редакции «Жития» особое внимание
уделено роли женщин в возвеличивании Никона и продвижении его на вершину
власти. Решающую роль здесь имел сговор бывшей жены Никона инокини Наталии и
царевны Татьяны Михайловны. «Прииде инокиня Наталия в терем к царевне Татияне
Михайловне и советоваше с нею наедине о возвеличении Никона». Плененная
рассказами инокини Наталии о Никоне, «царевна Татияна Михайловна, начаша юному
царю Алексею Михайловичю и царице Марии Ильинишне часто глаголати про кожеозерскаго
игумена Никона... И тако, крадоводящу, сотвориша юному царю и царице любити
заочно хищнаго зверя, волка яко кроткаго агньца, тако всегда всезлобный враг
рода человеческаго прельщает сердца мудрых, великомощных и незлобивых мужей
злоковарною женскою лестию и сотворяет падати с высоты величия к безславию, и
приводит от благочестия к нечестию... И вскоре устроиша сии жены служити Никону
в Успенском соборе в присутствии юнаго царя Алексея Михайловича. И пленися
юное сердце царево Никоновою наружностию, величественным видом, сановитостию и
громким гласом, а кольми паче, ходатайством о Никоне некиих лиц, по устроению
тайному жены Никона и царевны Татияны Михайловны. И тако сотвориша юнаго царя
ходатаем у патриарха Иосифа о возвышении Никона архимандритом в Спасов
монастырь на Новое града Москвы». Для дальнейшего возвышения Никона в ход идут
ложные предсказания: «И старица пред иконою паде ниц и стала что-то невнятное
царю читать, и поднявшись, якобы вдохновенно воскликнула: "Идет из дальней
северной страны подвижник великий, идет он среди лесов, блат и степей, не имеет
он покою ни днем, ни нощию, окружен он великой стражей, а с ним великий
святитель почиет в гробу, и несет подвижник на раменах своих етого святителя,
имя почившаго — святый чюдотворец митрополит Филип, и вижу я, вот святый Филип
из гроба востает в светлом сиянии и благословляет несущаго его великаго
святителя". "Как имя тому святителю?" — с трепетом спросил царь.
"Имя нарек святый Филип тому подвижнику — Никон"». «И тако —
подытожывает автор свою мысль — ослеплен бысть самодержец женским хитрым
злоковарством и лестию, достигнув Никон патриаршескаго сана чрез свою
пронырливую и хитрую жену и чрез царевну Татияну Михайловну, которая
всестрастно пленися Никоном, бывшим еще Новоспаскаго монастыря архимандритом, и
все свои женьския хитрости и тщание имела к Никонову возвеличению. И егда же он
возведен был на патриарший престол, и зная, что чрез ея тайныя и хитрыя
старания и домогательства и нача ея часто посещати и благодарность ей воздавати
и зело безрассудно пленишася друг другом любовию непристойною, но неприлично бе
патриарху входити часто в женьский терем. И тогда же царевна Татияна Михайловна
отказалась от женихов и замужества и пожелала поселиться в женьский
Алексеевский монастырь. Патриарх советова царю отпустити сестру свою в монастырь...
и нача Никон часто днем ездити, а нощию пеш тайно ходити в простом одеянии».
Все сочинение пестрит намеками на интимные, любовные отношения патриарха с
царской сестрой, которая решается даже следовать за ним в Киев. Автор так
описывает разговор царевны с Никоном под Маврикийским дубом: «"А кто же
последует за изгнанником беглецом?" — сказал Никон. "Кто? А мама
Натя и я?" — сказала царевна. "Да как же это?" "А так,
убегу и убегу, и след простынет. Ни одна застава ни задержит меня — оденусь в
мужскую одежду и проберусь". "Великая царевна, что говоришь, ты,
сестра царя самодержца, и последуешь за мной, опозоренным беглецом?" Рече
царевна: "Поезжай немедля в Киев, там ты будешь в могуществе и славе, и
будут трепетать от тебя все твои враги, да и царь жестоко спокается. Умоляю
тебя, не медли, бежи". Никон обнял царевну и поцеловал, сказал: "Еду,
еду, царевна прекрасная, перестань плакать, выеду в завтря ночью, ныне ночи
темныя". Рече царевна: "Так ты, святейший, даешь мне верное слово,
что поедешь?" "Даю, даю — сказал Никон — а ты, царевна, приедешь
туда?" "От меня слова нечего брать, я найду тебя хотя на краю света,
лишь бы тебе благополучно удалось уехать в Киев"». Итак, женское
коварство и хитрость оказываются, по мысли автора «Жития» главными средствами к
возвеличиванию Никона, и одним из мотивов проведенной им «еретической»
церковной реформы. При этом «тишайший» царь Алексей Михайлович также оказывается
здесь в роли наивной и легковерной жертвы, пострадавшей от коварства женщин:
«Царь же Алексей Михайлович не знаяше в Никоне крыющагося душетленнаго и
смертоноснаго яда, изрыгающаго всеконечныя хулы на святую церковь, и не знаяше
злоковарнаго хитроплетения Никоновы жены, мнимыя подвижницы и предсказательницы
Наталии...». И на иллюстрациях рукописи царь изображен сначала прислушивающимся
к советам мнимой подвижницы Наталии (рис. 7), самого Никона в образе змея (рис.
8), а затем уже сомневающимся при виде того, как патриарх «ругается святым
иконам» (рис. 20), отвергающим ходатайство за него царевны Татьяны Михайловны
(рис. 22) и, наконец, допрашивающим его на Московском соборе 1667 года в
присутствии восточных патриархов (рис. 34). Это постепенное «прозрение»
заблудшего царя, раскаяние которого в «Житии» не показано, хотя автор
несомненно знает о его раскаянии перед смертью, описанно в «Повести о отцах и
страдальцах соловецких» Семена Денисова. Легенда о том, что умирающий царь
разрешил соловецким старцам молиться и служить «по-старому» и приказал своему
воинству отступить от стен мятежного монастыря, долго будоражила умы
старообрядцев. Сложная задача отделения исторической правды от легенд,
вымыслов и художественных преувеличений в лицевом «антижитии» патриарха Никона
может быть решена только путем досконального выявления всех источников,
которыми пользовался автор при его создании.
Ниже мы публикуем «Житие» патриарха Никона
в пространной редакции по лицевой рукописи БАН (шифр: 45.4.9) конца XIX века работы мастерской вологодских крестьян Каликиных.
Примечания
1 Бубнов Н. Ю. Никон патриарх Московский и всея Руси //
Словарь книжников. Вып. 3, ч. 2. С. 400—404.
2 Перетц А. Н. Слухи и толки о патриархе Никоне в
литературной обработке писателей XVII—XVIII вв. С. 123—190. // Известия Второго отделения
Академии наук. СПб., 1900. Т.V, кн. 1.
3 Бубнов Н. Ю.
Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. Л., 1995. С. 243—244.
4 Там же. С. 244.
5 Бубнов Н. Ю., Демкова Н. С. Вновь найденное послание
из Москвы в Пустозерск «Возвещение от сына духовнаго ко отцу духовному» и ответ
протопопа Аввакума (1676 г.) // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 149—150; Бубнов.
Старообрядческая книга в России. С. 294—298.
6 Бубнов Н. Ю.
Ответ протопопа Аввакума духовному сыну (1676 г.) и его иллюстрированный
протограф // ТОДРЛ. Т. XXXVIII. Л.,
1985. С. 260—266.
7 Покровский Н.
Н. Устюжский список «Возвещения от сына духовнаго ко отцу духовному» // ТОДРЛ.
Т. XXXVI. Л., 1981. С. 151—153.
8 Бубнов Н. Ю. Сказания и повести о патриархе Никоне //
Словарь книжников. Вып. 3. ч. 3. С. 459—462.
9 В списке БАН:
Калик. 49 заголовок отсутствует.
10 Сочинение Иоанна Шушерина под названием «Известие о
рождении и воспитании и о житии святейшаго Никона», написанное между 1681 и
1686 гг. неоднократно издавалось. См.: Бубнов Н. Ю., Лаврентьев А. В. Иоанн
Корнильев Шушерин-Рипатов (ум. 1693) — иподиакон // Словарь книжников. Вып. 3.
Ч. 2. С. 69—71.
11В заголовке приложения по списку БАН: собр. Каликина №
49, Никон назван «патриархом», что свидетельствует о вторичности текста в
списке 45.4.9 по сравнению со списком БАН собр. Каликина №49.
12 Эти сказания вошли в состав сказания дьякона Федора
Иванова, помещенного им в Пустозерский сборник В. Г. Дружинина (БАН, собр.
Дружинина №746(790)) под названием: «О волке и хищнике и богоотметнике Никоне
достоверно свидетельство, иже бысть пастырь во овчей кожи, предотеча антихристов».
Описание сборника см.: Сочинения писателей-старообрядцев XVII в. / Сост. Н. Ю. Бубнов // Описание РО БАН. Т. 7.
Выв» 1. Л., 1984. С. 23—28. Тексты этих легенд изданы В. Н. Перетцем: Перетц В.
Н. Слухи и толки. С. 123—176.
13 БАН, 45.5.9. Рукопись конца XIX — начала XX вв.
14 Перетц В. Н. Слухи и толки. С. 177—190.
15 Бубнов Н. Ю. Лицевые рукописи старообрядческой книгописной
мастерской вологодских крестьян Каликиных // Старообрядчество: история и
современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Материалы III Международной научно-практической конференции 26—28
июня 2001 г., г. Улан-Удэ. — Улан-Удэ, 2001. С. 314—320.
16 Знак соответствует №202 (1909 г.) у Клепикова I. См.: Клепиков С. А. Филиграни и штемпели на бумаге
русского и иностранного производства XVII—XX вв. М., 1959.
17Аполлос, архимандрит. Начертание жития и деяний Никона,
патриарха Московского и всея России. 4-е изд. М., 1845.
18 Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела
патриарха Никона. СПб., 1882—1884. Ч. 1—2.
19 Дело о патриархе Никоне / Изд. Археогр. ком. СПб.,
1897.
20 Черная Л. А. Элементы «антижития» в «Повести о
Темир-Аксаке» // Мир житий. Сб. мат. конф. (М., 3—5 окт. 2001 г.)
21 Рукопись БАН, 45.4.9. л. 24 об. На л. 25 этой
рукописи находится миниатюра, где изображен «Никон в гробу».
22 В рукописи РГБ (собр. Барсова №140) на
соответствующих миниатюрах патриарх Никон изображен в шляпе обычного покроя.
23 Благодарю искуствоведа Е. К. Братчикову за это ценное
наблюдение.
«История о искоренителе древняго благочестия патриархе
Никоне отступнике святыя веры»:
http://lell33.ucoz.ru/El_Books_Pravos/Istoriya_o_patr_nikone.pdf
|