В конце ушедшего года в Екатерининском зале
Кремля состоялось награждение особо отличившихся граждан. Владимир Путин не
обошёлся без деклараций: «И сейчас, и в будущем мы должны делать всё, чтобы с
возрастанием экономической мощи страны отечественная культура прирастала новыми
известными всему миру именами, а русский язык и литература всё больше
становились средством межнационального и международного общения. Чтобы они и
дальше скрепляли этим бесценным наследием многомиллионный русский мир». Я стал
ждать награждения тех, кто хранит язык, творит литературу и этим - скрепляет.
Но тут в телевизоре замелькали музейщики, актёры и режиссёры.
Ну ладно, думаю, это свойство телеканалов - не замечать мастеров
русского слова. Тогда я открыл президентский сайт и начал вчитываться.
Порадовался, что наград были удостоены те, «для кого развитие русского языка
стало делом всей жизни. Это прежде всего учителя русского языка и литературы
Елена Васильевна Аксёнова и Светлана Васильевна Антонова». Хотелось
воскликнуть: «Владимир Владимирович, учителя русский язык сберегают и преподают
(низкий им поклон!), а развивают и гранят язык, запечатлевают и несут новым
поколениям - фольклористы и лингвисты, текстологи и филологи, но на Руси прежде
всего - писатели!». Их почему-то среди награждённых не было.
Особенно часто в высоких речах мелькают слова «русский мир». Что
сие означает, трудно понять, но те, кто при власти и деньгах сразу почему-то
направили усилия не на собирание и воспевание «русского мира» среди родных
осин, а обратили вожделенные взоры на эмигрантские диаспоры в тени платанов и
пальм. Министерство культуры и массовыхкоммуникаций,Минобрнауки и
Росзарубежцентр вяло признали, что Год русского языка был рассчитан скорее на
внешнего «потребителя». В разных странах прошло более тысячи мероприятий,
направленных на популяризацию русского. Валюта, загранкомандировки... Итогом
дорогостоящих усилий, как рассказал замминистра культуры и массовых
коммуникаций Андрей Бусыгин, стало «значительное увеличение в ряде стран посетителей
центров русской культуры и изучения русского языка». А почему бы и не придти
иностранцам в центр на выставку с концертом, подарками и фуршетом?
Но что это прибавило в теряющей грамотность и матерящейся России?
Кое-что перепало школьникам: на тысячи и тысячи школ 85-ти российских регионов
были распределены всего 1882 комплекта учебных и наглядных пособий для
кабинетов русского языка и литературы. Действенная борьба за культуру
разговорного и письменного русского языка непосредственно на территории его носителей
в юбилейный год не задалась. Я бы даже сказал - продолжает свертываться.
Достаточно вспомнить, что Год русского языка начался с закрытия на радиостанции
«Маяк» программы «Грамотей», а в конце года госчиновник и шоумен Швыдкой провёл
на телеканале «Культура» программу «Грамотность - пережиток прошлого?». Как у
Пушкина: «...этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка». Но
наш герой хорошо знает, что делает! Отстаивая его дикость, политолог Кремля
Павловский нёс продуманную чушь: «В СССР была полная грамотность. И что?
Грамотность никого не спасла - страна рухнула». Конечно, от предательства и
подлости грамотная речь не спасает, а в открытом противостоянии с врагом - ещё
как! Потому и напечатали в «Красной Звезде» рядом с тяжёлыми сводками 1942 года
стихи Ахматовой: «Не страшно под пулями / мёртвыми лечь, / Не горько остаться
без крова, / - И мы сохраним тебя, / русская речь, / Великое русское слово».
Тут уместно вспомнить, кто же претендует сегодня на великость,
кого ныне представляют нам как лучших творцов русского слова?
В конце Года русского языка прошло два литературных события.
Выставка интеллектуальной литературы, проходившая в девятый раз, носит весьма
«европейское» название - Non fiction, т.е. без вымысла, без выдумки. Похоже, кое-кто
хочет сделать нашу литературу «без божества, без вдохновенья» (опять же из
Пушкина - как нам без него? «Он - наше всё», - писал великий Достоевский).
Эта выставка была формально посвящена детской литературе, но там
присутствовали самые разные книги: от откровенной беллетристики на стенде
«Проза еврейской жизни» до традиционной серии ЖЗЛ «Молодой гвардии».
Представлялись и разные издательства: от православного «Паломника» до Академии
каббалы.
Выставка открылась сразу после вручения премии «Большая книга».
Первое место присудили Людмиле Улицкой за роман «Даниэль Штайн, переводчик»,
подробное жизнеописание бывшего переводчика гестапо, а затем католического
священника, гораздого и папу римского одолеть в споре, и с русским религиозным
фанатиком совладать. Идейное резюме романа: христианство - дитя иудейской
культуры. Кстати, Марк Урнов в программе Владимира Соловьёва призывал от
барьера: «Мы должны быть союзниками иудео-христианской цивилизации Запада!».
Откуда он взял такое понятие? В Евросоюзе, например, 55 % людей считают себя
католиками, 21 % - протестантами, 3 % - православными, 2 % -мусульманами и
только 0,5 % - иудеями. Правда, Европа в проекте конституции от христианских
корней отказалась. Но и про иудейские в ней открыто ничего не сказано.
По книгам Улицкой христианство, а особенно Православие -
безплодно, оно не может ни вспомнить родства, ни припасть к корням. И русская
культура не может. Многие критики заметили, что «в двух последних романах
Улицкой обязательно какой-нибудь нехороший пытается убить какого-нибудь
хорошего, и при этом нехороший - обязательно русский, а хороший - обязательно
нет. Оба романа награждены крупнейшими в стране на момент их опубликования
премиями».
Заглянем в положение о премии «Большая книга»: «...с целью
привлечения общественного внимания к произведениям, способным внести
существенный вклад в художественную культуру России». Мыслима ли наша
многовековая культура без Православия? - кощунственный для русского литератора
вопрос. Но Улицкая, не прибегая к иносказаниям, помещает в романе собственное
письмо к новоитальянке Е. Костюкович: «В вашей католической Италии церковь
всегда победительная. Потом, ничего не поделаешь, на Западе церковь слита с
культурой, а в России - с безкультурьем». Лихо она ударила по основам русского
мира!
Потому в России, по Улицкой, возможны только такие её герои: «И в
то же мгновение Фёдор (нехороший русский убийца - ред.) понял, что всё пропало.
Теперь он не сможет прижать здесь Даниэля и заставить его открыть еврейскую
тайну... Никогда. И великая ярость овладела им. Он разметал книги, вышел в
самый храм и сокрушил всё, что поддавалось разгрому».
Как не дать за это таинственную «национальную» премию?
Но Улицкую, похоже, заполучить на выставку не удалось, и тогда
«Азбука-классика» решила устроить встречу с любимым автором - финалистом
конкурса «Большой книги» Игорем Ефимовым. Само включение книги нашего бывшего
соотечественника в шорт-лист тоже показывает суть «национальной премии». Вот
что написала о его опусе «Неверная» «Литературная газета»: «В центре событий -
некая бабёнка. Которая «неверная». Линия её, как водится, кривая, как кривым
было для «кухонного фрондёра» исторически всё, связанное с днями
молодо-зрелости автора (которого без бинокля видно в героине), с теплотой
вспоминаемое. Это диссиденты, «отказники», беглецы по «еврейским визам».
Страдальцы, словом. Такой же страдалицей предстаёт и «неверная». Причём в самом
сексопатологическом смысле этого слова... Оправдание её девиантному поведению
он ищет в русской литературе. И вот эта отвратная литературная фикция
преподносится как событие выставки Non/fiction-9!
На неё второй год подряд не было допущено издательство
«Алгоритм», как раз специализирующееся на познавательной, политической и документальной
литературе. В состав учредителей выставки входят государственные структуры:
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ; Федеральное агентство по
печати и массовым коммуникациям; Комитет по телекоммуникациям и средствам
массовой информации города Москвы. В этом году впервые удосужились объявить,
кто входит в Экспертный совет выставки Non/fiction: Евгений Бунимович (депутат
Московской городской Думы), а ещё те, кто сами представлены на книжном рынке,
занимаются издательской коммерцией и объективно не могут «экспертировать» своих
прямых конкурентов. В такой совет должны входить независимые литературоведы,
культурологи, писатели, придерживающиеся разных взглядов, но представляющие
общественное мнение, а тут - привычный междусобойчик.