Игорь Ростиславович Шафаревич родился в семье
русских интеллигентов: отец – выпускник МГУ, преподавал теоретическую механику,
мать – филолог. Благодаря сохранившейся ещё от деда библиотеке, юноша приобрёл
вкус к хорошему чтению, увлёкся классикой, сказками, былинами. Немного позже –
историей. Следующее увлечение – математика. Ещё учась в школе, сдал экстерном
экзамены на механико-математический факультет МГУ. После окончания школы был
принят на последний курс университета, который и окончил в 1940 году. Защитил
кандидатскую диссертацию в 1942 году, докторскую – в 1946-м. С тех пор работает
в математическом институте Академии наук, с 1960 года – заведующий отделом
алгебры. С 20-летнего возраста преподавал в МГУ, воспитал многих учёных, под
его руководством защищено более 30 кандидатских диссертаций. С конца 60-х годов
Игорь Ростиславович принимает участие в общественной деятельности: заявления и
пресс-конференции в защиту Православной Церкви, против использования психиатрии
как средства политических преследований (совместно с А. Д. Сахаровым). В 1974
году участвует вместе с А. И. Солженицыным в издании сборника «Из-под глыб»
(статьи по важнейшим вопросам духовной и общественной жизни того времени). В
1977 году написанная им для этого сборника статья легла в основу его книги
«Социализм как явление мировой истории», изданную во Франции.
В 1975 году был уволен из МГУ, с тех пор не преподаёт. Начиная с
1988 года публиковал статьи, посвященные, в основном, проблемам и перспективам
посткоммунистического устройства нашей страны. Часть из них собрана в книгах
«Есть ли у России будущее?» («Советский писатель», 1991) и «Путь из-под глыб»
(«Современник», 1991). Труды по математике изданы (в английском переводе) в
собрании сочинений («Collected Papers», Springer, 1989).
– Игорь Ростиславович, что Вы считаете главным в жизни?
–Меня всегда привлекало
понятие Красоты. И это требует объяснения. Речь идёт не о любовании красивыми
вещами, это что-то более глубокое. Композитор Георгий Свиридов говорил, что к
музыке применимы свойства божественной Красоты. И не только в музыке или
живописи. Странным образом в такой науке, как математика, эти свойства
присутствуют и видны. Самый великий российский математик швейцарского
происхождения Эйлер, говоря о своих открытиях, называл их «божественными».
Какое-то чувство божественной Красоты через всю нашу науку
проходит. Это равносильно чувству осмысленности мира, признание наличия смысла
мироздания, того, что мир не есть «театр абсурда», как это сейчас часто
представляется. Всегда, в самые тяжёлые периоды мне представлялось, что во
всём, что происходит, есть какой-то смысл, может быть, мне и непонятный.
– А в том, что сегодня происходит в России и в мире, какой Вы видите
смысл?
–Гениальный немецкий
композитор Бах говорил, что будущее в руках Божиих, а человек может только
догадываться или нет. В истории и жизни нет таких законов, которые мы могли бы
вычислить и всё рассчитать, как полёт ядра.
Современное положение России двойственно. Мы видим полное
подчинение России власти Запада, а сам Запад в кризисе, выдыхается. Его
культура, покорившая поколения русской интеллигенции, прекратилась. Нет Баха и
Бетховена, Рафаэля и Диккенса. Крушения западных цивилизаций цикличны, т. к. в
их основании заложены антиномистические тенденции, которые приводят к краху.
Стремление к успеху, которое служит развитию цивилизации, в конце концов
приводит к её крушению. Блаженный Августин в V веке, наблюдая за падением Рима,
назвал причиной этого события libido dominantis, «похоть власти». От императора
алчность заразила весь народ Римской империи. Наказанием за это стал вандализм
– разрушение всех идолов и низвержение кумиров. Трагедия 11 сентября 2001 года
в США очень похожа по своему общественно-политическому влиянию на взятие Рима
Алларихом – это удар по идее всемогущества.
– Но наследники вандалов сами и построили западную цивилизацию на тех
же принципах...
–Стремление к успеху –
это тенденция цивилизации, которая стала складываться с XVI столетия, с того,
что назвали эпохой великих географических открытий. Что это за «открытия»,
когда Португалия открывает страну, которая в десятки раз больше её самой?
Произошла Реформация с сопровождавшими её конфликтами и катаклизмами, и в этот
момент европейцы не нашли ничего другого, как с какой-то просто «бесовской»
энергией носиться по миру в поисках открытий, водружая кресты и вывозя рабов и
золото. Эта идея в разное время формулировалась по-разному, последняя попытка
её реализации – это национал-социализм в Германии, идея господствующей расы.
Все современные успехи Запада также основаны на воле к власти. И
не только в политике. Также и в науке. Гёте говорил, что «природа не выдаст нам
свои тайны, если вздёрнуть её на дыбе». Пытка – это не способ проникновения в
тайны. До какого-то момента это действовало, было открыто многое. Были открыты
галактики и молекулы. А потом перестало действовать...
– Как известно, существует лишь два способа взаимодействия человека с
миром: либо его подчинить, либо приспособиться.
–Основное этническое
свойство, которое является фундаментом русского характера – терпение. Нет
большего непонимания русского терпения, чем эти слова Некрасова: «Чем был бы
хуже твой удел, когда б ты менее терпел?». Для русских терпение – это вовсе не
способ добиться или приобрести какой-то удел. Терпение является ценностью само
по себе. Оно имеет не практический характер, а выступает в роли идеального
состояния спасения.
Это терпение действительно непонятно представителям другой
цивилизации, которая сегодня господствует. Оно воспринимается как рабское
свойство людей, которых легче покорить.
– Игорь Ростиславович, Вы стояли у истоков патриотического движения в
России. Как Вы оцениваете это движение сегодня?
–Нет никакого
патриотического движения в России! За последние 20 лет все попытки его создать
закончились полнейшей неудачей! И это надо признать. В чём причина? Я думаю в
том, что это движение не охватило широкие круги народа. Интеллигенция
обращается к народу по-французски: «Итак, вперёд, сыны Отчизны, для вас день
славы настаёт!». Наш народ не привлекает ни борьба, ни баррикады, ни революция.
Не получая долгое время зарплаты, как реагировали россияне: объявляли
голодовку. Такого в истории никогда ещё не было! Я знаю одного академика,
который застрелился, другой голодал в знак протеста, и никто этого не заметил!
Все патриоты у нас говорят на разных языках, никто никого не
понимает и не хочет понимать. Очевидно мы ещё не нашли свой путь...
– Каким Вы видите этот путь? Что можете предложить?
– Я не могу и, по-видимому, никто не может. Сама идея предложения
путей, наверное, вообще порочна. Это утопия, что общество построено по принципу
механизма, и можно сначала нарисовать чертёж. Таковы были все утопии, начиная с
Платона, и наверное, заканчивая попыткой построить западный капитализм в
России. Всё это является каким-то насилием...
Сегодня наша страна находится в точке бифоркации, как витязь на
распутье. Либо мы станем на путь, который был начат со времени Ивана Калиты, и
особенно его внука Димитрия Донского, когда, по слову Ключевского, «русские перестали
бояться татарина», либо окончательно победит власть международного капитала,
который, кстати, скоро может погибнуть.
Запад сейчас постоянно находится в состоянии страха. И эти страхи
сменяют один другой. Сначала это был страх ядерной войны. Его сменил страх
перед демографическим ростом и перенаселением планеты. Индия как страна
считалась обречённой, а теперь она – одна из ведущих стран-экспортёров
продуктов питания. Следующий ужас – экологическая катастрофа. Каждый час в
природе гибнет один вид. Таким образом, западная цивилизация постоянно живёт
ожиданием близкого конца.
– Ваш прогноз, чего мир будет бояться в будущем?
–Нас ожидают две
проблемы: окончательная гибель деревни и гибель белой расы.
– Ваша любимая книга?
–Мою квартиру недавно
затопили соседи сверху. И больше всего я огорчился, что от воды был испорчен
мой любимый томик стихов Пушкина.