Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [131]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [108]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [14]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [26]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10

Беспамятство - вандализм

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека

Залог величия его...

(А. С. Пушкин)

 

Из-под осколков разбитых бетонных конструкций на меня смотрели печальные глаза... Судя по всему, они принадлежали Тамаре Ч-ой, оставившей этот мир ещё в ноябре 1977 года. Так было написано на разбитом надгробии. А рядом – ещё с десяток фамилий, имён, фотографий соотечественников, которые удалось обнаружить, побродив по этой своеобразной свалке... памятников. Кое-где могильными плитами была выложена ведущая к лесу тропинка. Такую картину я увидел этим летом сразу за оградой Долгопрудненского (южного) кладбища.

О подобном кощунстве доводилось только читать в исторической и мемуарной литературе. Но этот вандализм происходит не в 20–30-е годы прошлого века, когда к власти пришли безродные космополиты, а в наше «мирное», толерантное время «торжества идей гуманизма и общечеловеческих ценностей».

Знакомый, с которым мы обнаружили этот могильник, не понял моей реакции: "Ну, и что особенного? Надо же куда-то девать старые памятники, когда расширяют кладбища?". Но, немного подумав и устыдившись, добавил: «Да, наверное, рабочие-таджики покидали».

Признаться, удивила беззаботность, с которой взрослый человек отнёсся к страшной находке, его попытка свалить вину на кого-то. Подумал: а может, и правда, ничего особенного и не произошло, ну, уничтожили часть кладбища – дело-то житейское? И виноваты вовсе не власти, а некие таджики. Но не слишком ли часто нам приходится в тех случаях, когда совесть требует прямого ответа, прятаться от неё за частоколом подобных мыслей?

Вспомнился другой случай, неприятно поразивший в Воскресенском Ново-Иерусалимском мужском монастыре, к которому ежедневно прибывают десятки экскурсионных автобусов. В подземной церкви свв. равноапостольных Константина и Елены находятся захоронения Суворовых, самых близких Александру Васильевичу людей: его сына Аркадия – погиб, спасая денщика в водах Рымника, – и его жены, в девичестве Прозоровской. Посетители, паломники и туристы, осматривая иконы и роспись стен, вставали ногами на могилу Аркадия Александровича, которая представляет собой неогороженную плиту в левой стороне храма. Посетовал смотрительнице музея на такой печальный факт. Женщина повела плечами: «Раньше, до революции, могила была огорожена». В этом-то я как раз не сомневался, но неужели и сейчас нельзя защитить от осквернения могилу сына величайшего русского полководца? Известно, как сильно пострадал уникальный монастырский комплекс в декабре 1941 года. Он был взорван фашистами при отступлении. До сих пор он так и не восстановлен в полном объёме. Но оградить могилы, свою историю от ежеминутного позора и поругания, наверное, можно без особых затрат?

А в Ярославской области который год ведёт неравную борьбу с дирекцией государственного музея настоятель Борисоглебского, что на Устье, мужского монастыря – игумен Иоанн.

На месте захоронений героев Первой мировой войны (солдаты и офицеры Русской армии скончались в госпитале на территории обители) культработниками был построен общественный туалет. От ветхости «строение» пришло было в негодность. Но «заботливые» музейщики нашли деньги на его «реставрацию». И это при крайне бедном финансировании работ по восстановлению исторического ансамбля монастыря. Слышал, что руководитель музея имеет звание заслуженного работника культуры и пользуется покровительством властей Ярославской области!

Эти примеры характеризуют наше отношение к своей истории. А ведь память – неотъемлемое свойство бессмертной души и личности. Она, вопреки сложившемуся мнению, не от ума, а скорее от сердца – органа чувств, любви. Мы любим то, что помним, и наоборот – помним то, что любим. Забыть – значит разлюбить. Связь между любовью и памятью самая прямая. Человек, который скоро забывает, не может, не способен по-настоящему любить кого-то или что-то, не может быть счастливым. Не в этом ли кроется причина наших скорбей, укоренения и умножения на земле зла и беззаконий? Забыв своего Творца, человек совершил первое грехопадение – его разум помрачился, он потерял рай. Бес-памятство – зло: оно убивает душу, заставляет человека мучиться и страдать. Бес-памятство в семейных отношениях ведёт к изменам и разводам, бес-памятство историческое – к войнам и революциям, а родовое бес-памятство – к вырождению народа.

Хранить память о своих умерших предках, почитать места захоронений у большинства народов считается естественным, богоугодным делом. На памяти прошлого, почитании предков, павших за Отечество героев строится не только историю - и военно-патриотическая, но и любая воспитательная работа в любом желающем защитить себя государстве. В последнее время наметились в России кое-какие подвижки в этой области. Может быть, несколько по-медвежьи, неуклюже, но власти пытаются будировать эту тему в обществе. Вспомним политические акции, связанные с «бронзовым солдатом» в Эстонии, или попытки вернуть статус всенародного празднования Дню Победы. Но существуют и упомянутые мной факты.

Реакция властей – фактор всё-таки не главный, поскольку народ в России давно уже не сливался с властью в единомыслии. Так что важнее всего реакция народа. Увы, мои наблюдения говорят о том, что народ не реагирует на факты осквернения могил никак. То есть, если бы где-то по телевизору сказали да в уважаемой газете написали, тогда, наверное, кто-нибудь бы и возмутился. А пока что мало кого трогает туалет на воинском захоронении под Ярославлем, попираемая могила Аркадия Суворова, не говоря уже о какой-то там Тамаре Ч-ой. Словно люди сами уже не способны замечать, что происходит вокруг. Эта мёртвость души, а проще, равнодушие, есть прямое следствие потери нами памяти, а значит, и любви к нашим ближним, нашим героям, нашей истории. Равнодушно взираем на порушенные и сваленные в кучи памятники, мол, что поделаешь, может, так и надо? Вяло реагируем на оскверняемые останки героев Первой мировой: «Кому надо, те разберутся». Спокойно отступаем на полустёртую нашими ногами могильную плиту, под которой лежит единственный сын величайшего русского полководца...

Не закономерны ли при таком нравственном отупении другие вопиющие факты? Например, сожжение на вечном огне парня во Владимирской области, вандализм на воинском кладбище в Волгоградской области? А недавно узнал об осквернении могилы погибшего в Чечне и похороненного на родине в Алтайском крае офицера. Меньше всего во всех этих случаях виноваты инородцы. Участниками диких акций чаще становятся местные ребята. Не хочется называть их русскими, язык не поворачивается. Может быть, они «демократические», взращённые своими родителями, как овощи на грядке, без веры в Бога, без памяти, без любви?

Хочется привести и другой, по-своему очень характерный эпизод. Придя к власти, в 1991 году чеченский лидер генерал Джохар Дудаев издал указ, согласно которому в Грозный стали свозить могильные плиты – чурты предков вайнахов, которые в годы депортации были осквернены (из песни слова не выкинешь) советскими солдатами: их выворачивали из могил и использовали в дорожном строительстве. Эти плиты стали основой монумента в центре чеченской столицы. Там – рука с кинжалом и лозунг: «Не забудем! Не простим!» Этот памятник олицетворял собой суть антироссийской, дудаевской пропагандистской кампании. Что было потом, все, наверное, прекрасно помнят. Именно разбуженная родовая память чеченцев стала основным детонатором кровавых событий новейшей истории.

Мы же сегодня равнодушно ходим, и, простите, справляем нужду в тех местах, где лежат наши соотечественники – люди, принесшие честь и славу стране. Как же при этом рассуждать о каких бы то ни было перспективах государства, об уважении мирового сообщества?! Если так будет продолжаться, нас ещё при жизни проклянут наши же дети!

Забвение и попрание памяти предков, живших до октября 1917-го, стало одной из важнейших духовных причин распада Советского Союза, который не спасли ни полуторамиллионная, вооружённая до зубов армия, ни многомиллионная КПСС, ни всесильный КГБ. У Бога, на Небесах тогда просто исчерпался «кредит доверия» к стране, людям, народу, в котором слишком глубоко укоренилось историческое и духовное забвение прошлого.

Сейчас принято стало говорить, что СССР предали и развалили трое беловежских заговорщиков. При этом совсем упускают из виду, что ещё задолго до августа 1991-го большинство русских людей, называвшее себя «советскими», сами предали свою историю, память предков, своих героев. Советский Союз был лишён живительных соков, питавших его корни, – Православной веры. Именно поэтому он пал от слабого дуновения «ветра перемен».

 

Роман Алексеевич ИЛЮЩЕНКО

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 | Добавил: lell33-admin (28.04.2009)
Просмотров: 857

Поступления


[30.01.2025]
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.01.2025]
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[27.01.2025]
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.01.2025]
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время.  М.-Л. АН СССР. 1953 г.
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. АН СССР. 1953 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины.  М. АН СССР. 1963 г.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М. АН СССР. 1963 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск.  1973 г.
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск. 1973 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в.  М. Наука. 1965 г.
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в. М. Наука. 1965 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.11.2024]
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа).  М. Наука. 2014 г.
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа). М. Наука. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.11.2024]
Доклады, читанные на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 г. графом А. А. Бобринским, Е. М. Придиком, М. И. Ростовцевым
Доклады, читанные на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 г. графом А. А. Бобринским, Е. М. Придиком, М. И. Ростовцевым
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.11.2024]
Ивченков В. Л. Волок Ламский XI-XVI вв. Монография.  М. Печатный Двор Куранты. 2011 г.
Ивченков В. Л. Волок Ламский XI-XVI вв. Монография. М. Печатный Двор Куранты. 2011 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.10.2024]
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество.  Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.).  Ростов-на-Дону. Антей. 2015 г. (репринт 1915 г.).
Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Ростов-на-Дону. Антей. 2015 г. (репринт 1915 г.).
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Заозерский Н. А. Церковь и государство.  Сергиев Посад. Издание Н. М. Елова. [1911 г.]
Заозерский Н. А. Церковь и государство. Сергиев Посад. Издание Н. М. Елова. [1911 г.]
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича. М. Соцэкгиз. 1937 г., изд.2
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича. М. Соцэкгиз. 1937 г., изд.2
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.10.2024]
Скакун Н. Н. Орудия труда и хозяйство древнеземледельческих племен Юго-Восточной Европы в эпоху Энеолита (по материалам культуры Варна).
Скакун Н. Н. Орудия труда и хозяйство древнеземледельческих племен Юго-Восточной Европы в эпоху Энеолита (по материалам культуры Варна).
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.10.2024]
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек.  М. Лингва-Ф. 2007 г.
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М. Лингва-Ф. 2007 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[25.09.2024]
Чернов С. З. Могутовский сфрагистический комплекс XII века и предыстория Москвы.  М.-Вологда. Древности Севера. 2023 г.
Чернов С. З. Могутовский сфрагистический комплекс XII века и предыстория Москвы. М.-Вологда. Древности Севера. 2023 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[25.09.2024]
Смирнов С. И. Древне-русский духовник. Изследование по истории церковного быта. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины.
Смирнов С. И. Древне-русский духовник. Изследование по истории церковного быта. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]