Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [130]
История, Культура, Религия [173]
Актуальная информация [107]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [13]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [26]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10

Свой юбилей он встречает с Богом - Памяти святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

23 февраля пятнадцатому Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (+5 декабря 2008) исполнилось бы 80 лет.

Масштаб исторической личности принято измерять тем, насколько длительными оказываются последствия её деятельности, как велик тот отрезок будущего, в котором она продолжает присутствовать своим именем и своими свершениями. Скажем, когда мы говорим, что Александр Македонский был великий человек, эта оценка обосновывается тем, что созданная им империя открыла эпоху эллинизма, в которой половина мира жила в течение 500 лет. Однако, этот критерий, будучи правильным, является недостаточным – он только половина действительно исчерпывающего критерия. Его надо дополнить симметричной характеристикой – величиной того отрезка исторического прошлого, который присутствует своими результатами и своими заветами в деятельности того лица, масштаб которого мы пытаемся измерить. К лицам, которые жили совсем недавно, мы можем применить только эту мерку, ибо их воздействие на будущее откроется только в самом будущем, но чаще всего бывает так, что зона будущего, в которой он присутствует, обычно сопоставимы.

В случае скончавшегося в декабре прошлого года Патриарха Алексия II можно сказать с абсолютной уверенностью, что миссия, которую он выполнял, была преемственной, и груз этой преемственности накапливался в течение многих веков, становясь всё более тяжёлым. Нам не понять смысл его деятельности, если мы не поймём смысл деятельности четырёх предыдущих Патриархов послесинодального периода. А обнаружить преемственность в их деятельности можно, лишь заглянув в прошлое ещё дальше.

Последние Патриархи Русской Православной Церкви несли крест служения всемирно-историческому делу свидетельства перед миром о Христовой Истине. В этом служении им приходилось делать кое-что такое, значение чего не понимали даже верующие, так что недостатка в критике они не испытывали.

Эта удивительная верность скрытой от поверхностных взоров цели у всех пяти последних Патриархов, претерпевших немало поношений, несомненно была руководима Святым Духом.

Итак, вспомним, в чём состоит предназначение нашей Церкви. Оно определяется речением Господа: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16, 18). «Моя» Церковь – это в устах Христа, конечно, та, которую Он сам основал, т. е. Святая Апостольская Православная Церковь, в которой дышит Святой Дух. После падения в 1453 году под ударами турок Византии, Россия осталась единственной великой страной, где государственной религией, охраняемой со всей бережностью, было Православие. И наша историческая задача в том, чтобы сохранить свою Церковь с Божией помощью, ибо нам сказано, что и врата ада не одолеют её.

Богодухновенный инок Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом Филофей выразил это в чеканной формулировке: «Два Рима пали, Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывати».

Зачем кто-то на нашей грешной земле обязательно должен сохранять в неприкосновенном виде учение Христа? Почему Бог в этом нуждается?

Нуждается, конечно, не Бог. Это учение нужно людям, поскольку оно спасительно. Сегодня мало кто это понимает, но в конце времени, когда мир начнёт явно погружаться в бездну беззакония и греха, многие начнут искать, за что ухватиться, чтобы не утонуть в зловонной трясине, и тогда призыв Сына Божия: «Покайтесь!» – будет услышан, и каждое Его слово востребовано. Вот тогда-то Православная Церковь поделится сбережённою ею Истиной со всеми, кто к ней потянется. Вот для чего нужен третий и последний Рим – Россия и её Церковь.

Но тут необходимо учитывать очень важную деталь. Чтобы выполнить выпавшую на её долю задачу сохранения для всего мира подлинного христианства, Россия должна сохранить его целиком, продемонстрировать заключённую в нём Истину во всей полноте, иначе это не будет спасительным примером для кающихся. Следовательно, мы обязаны сберечь не только догматические вероучительные и богослужебные аспекты Православия, но и экзистенциальный его аспект – показать гибнущему человечеству, каким образом следует организовывать общественную жизнь, чтобы она не препятствовала, но и содействовала спасению душ. Здесь в первую очередь возникает вопрос о правильном соотношении двух главных социальных институтов: Церкви и государства. Этот вопрос давно решён православным богословием – наилучшее соотношение есть так называемая «симфония» (созвучие), состоящая в следующем: Церковь спасает души пасомых и воспитывает их в духе законопослушания и служения государству, а государство защищает граждан от внешних и внутренних врагов, спасает Церковь, а также поддерживает её законодательно, если нужно, и материально. Этот принцип устроения христианского социума сформулирован ещё в V веке и нашёл юридическое воплощение в шестой новелле кодекса Императора Юстиниана.

Вот что должна явить миру в последние времена Россия помимо апостольской веры – симфонию в жизнеустроении, иначе её свидетельство не будет убедительным и врачующим. Об этом почему-то совершенно забывает большинство наших православных верующих, в остальном достаточно богословски грамотных.

Однако Бог об этом не забыл и только этим можно объяснить принятие Поместным собором 1917 года решения о восстановлении Патриаршества и избранием в Патриархи святителя Тихона одновременно с воцарением богоборческой и антицерковной власти. И русские люди, как на Родине, так и в эмиграции, долго ещё не понимали сокровенного значения этого акта, а главное, не понимали всей мудрости управления Церковью Патриархами в атеистическом государстве и нередко сурово осуждали их.

Дальновидную позицию занял уже первый послесинодальный Патриарх свт. Тихон, чьи святые мощи, покоящиеся в Донском монастыре, служат ныне источником чудес и исцелений. Памятуя слова апостола: «Нет власти не от Бога», – он ни разу не осудил Советскую власть как политическую форму, и его знаменитая «Анафема» 1918 года относилась не к государственному устройству, а к людям, совершающим кощунства. Когда же началось изъятие церковных ценностей, он, запретив священникам участвовать в этом, в то же время дал им указание не препятствовать изъятию. А незадолго до смерти, в 1925 году, подписал «Завещание», где открыто признал легитимность большевистской власти. Лояльность новому режиму подтвердил и Патриарший Местоблюститель Сергий в своей «Декларации» 1927 года, вызвавшей бурю негодования в Зарубежной Церкви.

Чем же оправдывалась такая непопулярная стратегия Патриархов? Конечно же, необходимостью выполнения Россией и её Церковью предписанного ей Богом назначения. Иными словами, все пять предстоятелей нашей Церкви, начиная со святителя Тихона, исполняли Господню волю, и это был настоящий подвиг, ибо у заметной части паствы они не встречали понимания.

Сегодня харизматичность последних Патриархов становится очевидной. Может быть, только они одни видели русских революционеров теми, кем те действительно были – заблудшими сынами Отечества, соблазнившимися марксистской ересью, сулившей всемирное братство и рукотворный рай, в котором все люди будут счастливы. Они понимали, что этот порыв к «научно обоснованной» псевдорелигии неизбежно будет ослабевать, так как неосуществимость утопии начнёт осознавать всё большее число людей, и властям придётся искать выход из тупика, в который они сами себя загнали. И, оказавшись в безвыходном положении, власть начнёт искать помощи у той силы, которая и прежде неоднократно спасала Россию в критических ситуациях, – у Церкви. Зная это, Патриархи заранее протянули руку помощи правительству, не смущаясь тем, что оно не торопилось за неё ухватиться. Первый сигнал SOS поступил в 1943 году от Сталина, когда он встретился с будущим Патриархом Сергием для обсуждения того, как совместно победить гитлеровских агрессоров.

Подлинный и необратимый поворот руководства России к Церкви произошёл при недавно почившем Патриархе Алексии II, и его заслуга в этом громадна. Будучи всегда подчёркнуто лояльным, он нигде ни на йоту не отступил от Христовой правды и этим, наряду с личным обаянием, воспитанностью и выдержкой, заслужил безоговорочное уважение практически всех политических лидеров. Он «повернул» к Православию двух последних президентов России. Это ли не реальный шаг к симфонии, от которой России не уйти?

 

Виктор Николаевич ТРОСТНИКОВ

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 | Добавил: lell33-admin (28.04.2009)
Просмотров: 747

Поступления


[23.12.2025]
Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве.  Петроград. Литературно-издательский отдел КНП. 1918 г.
Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. Петроград. Литературно-издательский отдел КНП. 1918 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.12.2025]
Колмовской А. А. Памятники архитектуры Подмосковья. Фотопутеводитель. Полный комплект из 12 книг.  М. Спутник+. 2001-2005 гг.
Колмовской А. А. Памятники архитектуры Подмосковья. Фотопутеводитель. Полный комплект из 12 книг. М. Спутник+. 2001-2005 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.12.2025]
Артамонов М. И. История хазар.  Л. Государственный Эрмитаж. 1962 г.
Артамонов М. И. История хазар. Л. Государственный Эрмитаж. 1962 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.12.2025]
Потанин Г. Н., Потанина А. В. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь. Подарочные издания. Великие путешествия. М. 2014г.
Потанин Г. Н., Потанина А. В. Сибирь. Монголия. Китай. Тибет. Путешествия длиною в жизнь. Подарочные издания. Великие путешествия. М. 2014г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.12.2025]
Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии. Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.).  Минск. Издательство БГУ. 1977г
Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии. Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.). Минск. Издательство БГУ. 1977г
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[29.11.2025]
Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV-XVIII веков. Каталог.  М. Московский Кремль. 2003 г.
Соколова И. М. Русская деревянная скульптура XV-XVIII веков. Каталог. М. Московский Кремль. 2003 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[25.11.2025]
Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории.  М.  1997 г.
Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. М. 1997 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.11.2025]
Православная Москва в начале XX века. Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов. В 2-х томах. М. 2001-2004 гг.
Православная Москва в начале XX века. Православная Москва в 1917-1921 годах. Сборник документов и материалов. В 2-х томах. М. 2001-2004 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.11.2025]
Раушенбах В. М. Среднее Зауралье в эпоху Неолита и Бронзы. Труды ГИМ. Выпуск 29. М. Госкультпросветиздат. 1956 г.
Раушенбах В. М. Среднее Зауралье в эпоху Неолита и Бронзы. Труды ГИМ. Выпуск 29. М. Госкультпросветиздат. 1956 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.10.2025]
Тиц А. А. Русское каменное жилое зодчество XVII века.  М. Наука. 1966 г.
Тиц А. А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. М. Наука. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.10.2025]
Эдуард А. Кимбалль. Христианская Наука - ея польза для человечества.  Бостон (США). Издательское общество Христианской Науки. 1920 г.
Эдуард А. Кимбалль. Христианская Наука - ея польза для человечества. Бостон (США). Издательское общество Христианской Науки. 1920 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.10.2025]
Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII веков.  М.-Л. АН СССР. 1963 г.
Смирнов И. И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII-XIII веков. М.-Л. АН СССР. 1963 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.09.2025]
Некрополь Русских Великих Княгинь и Цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 4-х томах (в 6-ти книгах, полный комплект).
Некрополь Русских Великих Княгинь и Цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 4-х томах (в 6-ти книгах, полный комплект).
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.09.2025]
Древняя Москва. А. М. Васнецов. Рисунки. Документы. сост. В. Ф. Молчанов, А. Е. Родионов, О. Л. Соломина. М. Флэйм-Пресс. 2011 г.
Древняя Москва. А. М. Васнецов. Рисунки. Документы. сост. В. Ф. Молчанов, А. Е. Родионов, О. Л. Соломина. М. Флэйм-Пресс. 2011 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.09.2025]
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество.  Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[27.08.2025]
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древние памятники Восточного Маныча. Древности Восточного Маныча. В 3-х книгах.  Саратов, Элиста. 1978-1987 гг.
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древние памятники Восточного Маныча. Древности Восточного Маныча. В 3-х книгах. Саратов, Элиста. 1978-1987 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[27.08.2025]
Ковпаненко Г. Т. Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось.  Киев. Наукова Думка. 1981 г.
Ковпаненко Г. Т. Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось. Киев. Наукова Думка. 1981 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[16.08.2025]
Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник.  М. МГУ. 1944 г.
Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М. МГУ. 1944 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.08.2025]
Бартенев С. П. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и Придворный Соборы. Указатель к их обозрению. М. Синодальная Типография. 1916г.
Бартенев С. П. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и Придворный Соборы. Указатель к их обозрению. М. Синодальная Типография. 1916г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.08.2025]
Успенский А. И. Судьба первой церкви на Москве.  М. Типо-литография П. Ефимова. 1901 г.
Успенский А. И. Судьба первой церкви на Москве. М. Типо-литография П. Ефимова. 1901 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.08.2025]
Крохин В. П. Начало Русского государства в свете новых данных.  Париж. Издательство Я. Поволоцкий и Ко. 1930 г.
Крохин В. П. Начало Русского государства в свете новых данных. Париж. Издательство Я. Поволоцкий и Ко. 1930 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]