Сегодня
в Вооруженных Силах России при участии военнослужащих построено 83 православных
храма в воинских училищах и частях. Современная армия все ближе подходит к
тому, что невозможно воспитать полноценного воина без христианского
мировоззрения (на 2002 год).
В Вооруженных Силах России появилось войско,
которое будет носить имя русского святого Благоверного князя Даниила
Московского. Это инженерные войска, командует которыми генерал-полковник
Николай Иванович Сердцев. 17 марта в Свято-Даниловом монастыре Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II освятил воинскую хоругвь с образом
Благоверного князя.
Хоругвь есть победный знак христианской церкви. Он ведет начало
от воинской победы византийского императора Константина Великого, который
вступил в бой, украсив свое царское знамя изображением креста. Чин освящения
прошел в Прощеное воскресенье. В этом году оно совпало с днем, когда церковь
чтит память самого мирного и христолюбивого Московского князя Даниила.
У инженерных войск России появилось не просто почетное имя, а
свой небесный покровитель.
При вручении хоругви Святейший Патриарх Алексий II сказал:
- Пусть это изображение князя Даниила Московского помогает
инженерным войскам Российской Федерации созидать, строить великую Россию,
сынами и дочерьми которой мы все являемся.
Инициатива носить имя русских святых принадлежала десантникам.
Так, во Псковской воздушно-десантной дивизии появился полк имени Александра
Невского. Подвиг десантников этой дивизии, совершенный в Чечне под Аргуном,
прогремел в 2000 году на всю страну. Рота десантников - 100 человек - встала на
пути двухтысячной группировки боевиков, пытающихся прорваться к мирным
селениям. В неравной схватке все бойцы погибли. Этот бой могли выдержать только
сильные духом люди. Псковские десантники освящают оружие, крестятся,
исповедуются, причащаются в храме Александра Невского, настоятель которого
священник Олег Тэор, по сути, стал военным священником. Их примеру последовала
Тульская дивизия десантников, в которой появился полк в честь Димитрия
Донского.
И вот уже не полк, а целое войско избрало себе в покровители
русского святого.
- Это нормальное явление - просить себе в помощь силы Всевышнего,
- сказал нам командующий инженерными войсками Николай Иванович Сердцев.
Инициатива командования инженерных войск не случайна. Она
опирается на продолжительный и положительный опыт работы по взаимодействию
армии и церкви в инженерных войсках.
Одна из частей инженерных войск находится на территории
Свято-Смоленской Зосимовой пустыни во Владимирской области.
Со стороны эта воинская часть выгладит как обычное подразделение:
контрольно-пропускной пункт, колючая проволока, караульные вышки. Но на самом
деле такие части для России - редкость. Здесь проходят службу православные
верующие - выпускники воскресных школ и духовных семинарий.
Присылать в часть служить православных верующих призывников
военкоматы начали с 1992 года. Сейчас их где-то треть от общего состава. Командование
не запрещает им ходить на богослужения, исповедоваться, причащаться и совершать
другие церковные таинства. Естественно, в свободное от службы время.
Эту особую участь части определило соседство с мужским монастырем
- Свято-Зосимовой пустынью близ с. Арсаки.
До революции это был один из известнейших монастырей России, он
был основан Зосимой, пришедшим подвизаться в глухие владимирские леса в
семнадцатом веке.
Пустынь расположена в 90 верстах от Москвы, в двадцати от
Троице-Сергиевой Лавры и в трех с половиной от станции Арсаки Ярославской
железной дороги Владимирской области. А территория воинской части начинается
сразу же за надвратным храмом Всех Святых.
Пустынь была закрыта в 1923 году большевиками, на ее территорию
въехало войсковое подразделение, храмы были превращены в казармы и склады, а в
главном соборе пустыни, построенном в честь Смоленской иконы Божией Матери,
разместился воинский клуб. Казалось, навсегда погиб один из духовных центров
России, который называли Северной Оптиной, ибо все порядки в монастыре были
устроены по примеру знаменитой Оптиной пустыни.
Широкую известность монастырь приобрел в конце XIX века.
Богомольцев привлекала чудотворная икона Смоленской Божией Матери, а затем
пошла молва о благочестивых и мудрых старцах.
По смирению они говорили о себе: мы - миниатюра Оптинских...
Самый известный из них - Алексий. Его мощи покоятся в главном соборе монастыря.
Старец жил в полном затворе, начиная с 1916 года. Встречи с ним и другими
зосимовскими старцами искали Сергей Рахманинов, Константин Коровин, Василий
Ключевский, Федор Шаляпин. В монастыре особенно любили бывать представители
интеллигенции. Нарушить затвор старцу пришлось не по своей воле, когда в 1917
году ему пришлось уехать на Поместный Собор в Москву. Именно он вытащил из
ковчега жребий, назначивший московскому митрополиту Тихону быть Патриархом в
смутное для России время. Множество раз приезжала сюда на моление Великая
Княгиня, ныне новомученица Елизавета Феодоровна. «Я почерпаю у Вас
спокойствие», - писала она зосимовским старцам.
В 1994 году особым событием стало обретение мощей преподобного
Зосимы, основателя монастыря. Двое рядовых, что несли раку на своих плечах,
впоследствии стали священниками.
В третьем ковчеге покоятся мощи последнего игумена обители
Германа. Он был прославлен подвижнической жизнью, трудами по устроению обители,
прозорливостью. «Умру я, обитель сразу разгонят», - предрекал он, что в
точности исполнилось.
Дорога соединяет монастырь с солдатскими казармами, до которых
всего триста метров. До сих пор видны следы надругательств над святым местом,
надписи «Пролетарии всех стран, объединяйтесь под Красным флагом» или
«Дем-бель-83». Монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 1992 году
15 марта -в день «Державной» иконы Божией Матери.
Игумен Свято-Смоленской Зосимовой пустыни Петр (Радзин)
рассказывает: «Первые монахи начали молиться в правом приделе Смоленского
собора. В левом же приделе, освященном в честь Архангела Рафаила, продолжали
функционировать клуб и проводиться дискотеки. Однажды дискотека и богослужение
совпали. Тогда монахам пришлось вспомнить заповедь, что веру нужно отстаивать,
а заодно и свою службу в армии с приемами боевых искусств. Дело было на Илию
пророка... После инцидента клуб сразу же был перенесен за территорию монастыря.
А молодые прапорщики и лейтенанты, участвовавшие в той дискотеке, зауважали
монахов как настоящих мужчин и воинов. Братии пришлось покаяться за нарушение
канонов в поведении, но с тех пор молиться в храме никто не мешал».
- Картина взаимоотношений сегодня совсем иная, - говорит Владимир
Сергеевич Ханжин, замполит. - У нас плотное сотрудничество.
Его дополняет игумен Петр (Радзин):
- Мы хотим их поддержать и укрепить. Потому что они воины,
охраняют нашу землю, а мы воины небесные - монахи.
В возрождении обители военные помогают техникой, иногда людьми. С
монастырского подворья братия пополняет рацион солдатской кухни творогом и
сметаной.
Иеромонаха Варнаву в части называют отцом родным и считают первым
военным священником инженерных войск. За время его служения в Зосимовой пустыни
прошло уже пять призывов, а через его духовное окормление - сотни душ
православных воинов.
На служение в Зосимовой его благословил старец Троице-Сергиевой
Лавры иеросхимонах Моисей.
В келий у старца неоднократно бывал генерал-полковник Игорь
Николаевич Родионов, тогда начальник Генштаба. О чем говорили они? - навсегда
останется духовной тайной. Но только известно: уже после смерти старца Родионов
ходатайствовал в штабе Московского военного округа о наборе в часть близ Арсаки
первых 13 православных ребят.
Молитву перед трапезой командование не поощряет, но и не
запрещает, особенно если в солдатскую столовую заглядывает сам отец Варнава.
- По русской традиции воин всегда держал свое оружие и охранял
свое Отечество, - говорит иеромонах Варнава (Столбиков). - Православное
воинство - оно непобедимо. Держать оружие - не противоречит православной вере.
Сейчас очень опасная тенденция, что молодые люди, видя нестроения, пытаются
отклониться от службы. К нам ребята стремятся прийти.
Желающих попасть служить в части - очень много. Подчас задолго до
призыва православные отроки приезжают в монастырь, иногда с родителями.
Привозят ходатайство священников. Так составляются списки с будущими
призывниками, которые из Свято-Зосимовой пустыни поступают в отдел по
взаимодействию с Вооруженными Силами при Московской Патриархии.
Такое вряд ли было бы возможно, если бы не Николай Иванович
Сердцев, командующий инженерными войсками:
- Ведь основа основ суворовской школы и науки побеждать - это
ставка на православную веру русского солдата: молись Богу - от Него победа, -
говорил непобедимый полководец. Он считал, что на войне одерживает победу не
бренное человеческое тело, а бессмертная душа. Здесь земля так намолена, что
сама просит: возьмите силы, что монахи здесь накопили.
За это время несколько офицеров крестились и венчались. А майор
Лаптев поступил на катехизаторские курсы Свято-Тихоновского Богословского
института, куда его привела...
- Жажда знаний православных... - объясняет Виктор Анатольевич
Лаптев. - Православие внутри человека, в сердце его.
Есть ли будущее у этой тенденции - возрождения Православия в
армии? У нее нет другой альтернативы. Она должна стать православной, иначе она
просто погибнет. Учитывая сегодняшнее мнение, что она должна стать наемной.
Гордость части - это солдатский духовно-православный хор - детище
отца Варнавы. Он возник в 1994 году, когда армия переживала тяжелый момент,
солдатское хоровое искусство угасало, для всех было удивительным увидеть
солдатский хор, тем более, православный.
В 1997 году хор стал победителем фестиваля солдатской песни
«Виктория».
По воскресеньям, если позволяет ратная служба, хор поет на
службах монастырских.
В октябре 2001 года в части произошло большое событие. В солдатской
казарме был освящен войсковой храм в честь преп. Даниила Московского. Этот храм
на добровольной основе был полностью создан трудами солдат. Они писали иконы,
вырезали деревянные киоты, иконостас, Царские врата... Сегодня в Вооруженных
Силах России при участии военнослужащих построено 83 православных храма в
воинских училищах и частях. Современная армия все ближе подходит к тому, что
невозможно воспитать полноценного воина без христианского мировоззрения.
Каждый вечер звучит в солдатском храме молитва за Отечество. Для
этих ребят служба в армии стала трудом ратным и духовным. Два года в армии их
не сломили, а укрепили. Из армии они придут мужчинами, исполнившими свой долг и
укрепившимися в Православии христианами. По молитвам Божией Матери, преподобного
Зосимы, старцев Алексия и Германа, трудами нынешней братии монастыря в глухих
владимирских лесах рождается альтернатива духовному вакууму, существующему в
российских войсках, хотя нового здесь ничего не изобрели. Нашли опору в истории
и традиции своей страны, в Вере Православной.
Помолимся, отцы и матери настоящих и будущих воинов, чтобы этот
пример стал началом возвращения нашей армии к историческим национальным
истокам.