Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [131]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [108]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [16]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [26]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05

О русской национальной идее, часть 1-я

Понятия «национальная идея» и «государственная идея» нередко рассматриваются в качестве синонимов, хотя это совершенно разные вещи. Такая путаница объясняется, в частности, заимствованием западной терминологии, поскольку именно в странах Запада понятие «нация» эволюционировало в понятие «государство», а «национальность» утратила первоначальный этнический смысл и ныне фактически приравнена к понятию «гражданство». В Советском Союзе понятие «национальность» всегда означало этническую принадлежность. В современной России указание национальности (как этнической принадлежности) в официальных документах упразднено, а понятие «россияне» является фактически синонимом понятия «граждане России». Отмена графы «национальность» явление, безусловно, негативное. Многие люди чувствуют, что у них просто украли их национальную принадлежность. Обязательное указание национальности в паспорте и других официальных документах позволило бы иметь картину этнического состава страны, а также представленности каждого народа в той или иной области профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, способствовало бы решению проблемы более справедливого национально-пропорционального представительства в органах государственного и местного управления, в экономике и торговле, в сферах культуры, науки и высшего образования, на телевидении и в других средствах массовой информации.

Национальная идея в нашей трактовке - это идея данного народа в ее этническом значении. Если существует народ - существует и его национальная идея. Так, например, существует русская национальная идея, татарская национальная идея, немецкая национальная идея и т. д. В то же время не может быть российской национальной идеи.

Национальную идею следует рассматривать как цель, поставленную Богом перед данным народом, как тот вклад, который в соответствии с Божественным планом данный народ должен внести в мировое развитие. Государственная же идея - это совокупность политических, юридических, социальных и экономических принципов, на которых основывается государство, в котором проживает данный народ. Оптимальной государственной идеей будет такая, которая в наилучшей степени способствует реализации цели, заданной в национальной идее.

Если исходить из религиозного, мистического характера национальной идеи (как установленной для народа самим Богом), то из этого вытекает, что основная суть национальной идеи заключается в ее объективности, то есть она существует независимо от желаний, умонастроений и воли данного народа. В соответствии с такой трактовкой национальная идея - это своего рода предустановленная, заранее заданная свыше программа. Народ может выполнить ее полностью, частично или же не выполнить совсем - это ровным счетом ничего не меняет: программа существует как объективный, независимый ни от чего фактор, как некая потенция, реализация которой зависит от свободной воли народа. Отсюда следует, что национальную идею невозможно выдумать, «разработать», как призывают некоторые политики и руководители страны, она существует с момента возникновения данного народа и на протяжении всего его исторического существования. «Разработать» можно только государственную идею. Национальная идея неизменна, это идея от Бога, в то время как государственная идея - идея земная - претерпевает изменения в зависимости от конкретных обстоятельств, исторических катаклизмов, переворотов, войн, революций и т. д. На протяжении всей истории русского народа его государственная идея неоднократно меняла свою суть и форму. Так, например, была феодально-раздробленная княжеская Русь, самодержавное Московское царство, Российская империя - сначала самодержавная, а затем (с 1905 г. ) - с Государственной думой, социалистический Советский Союз, нынешняя буржуазно-компрадорская РФ с ее различными политическими и социально-экономическими институтами.

Таким образом, если национальная идея является целью существования того или иного народа, то оптимальную государственную идею следует рассматривать в качестве средства достижения данной цели. Я особо подчеркиваю здесь слово «оптимальная», поскольку далеко не всякая государственная идея способствует реализации национальной идеи народа. Так, например, нынешняя государственная идея Российской Федерации находится в глубоком противоречии с национальной идеей русского народа, не позволяет ему реализовать свои национальные цели, отстаивать свои национальные интересы. В соответствии с нынешней Конституцией РФ русские как народ не имеют никакого законодательно закрепленного политического и юридического статуса, не имеют, по сути, своего национального государства. Псевдофедеративное государственное устройство РФ не учитывает интересов русского народа, который после распада СССР оказался разделенным на тех, кто проживает в областях и краях Российской Федерации (юридически лишенных какого-либо национального статуса, хотя и заселенных почти сплошь русскими), в национальных республиках РФ, являющихся, по сути, национальными государствами для их титульных народов и где русские нередко подвергаются дискриминации (хотя в большинстве этих республик они составляют большинство населения) и, наконец, в странах Балтии и СНГ, где (за исключением Белоруссии) идет строительство этнократических государств, в которых русские обречены либо на ассимиляцию, либо на статус граждан второго сорта, либо вообще лишены гражданства (в Латвии и Эстонии). Различный юридический и экономический статус русских областей и краев РФ, с одной стороны, и национальных республик РФ - с другой, означает фактическую дискриминацию и неравноправие по национальному признаку для русского населения, несет в себе угрозу распада страны. Законодательная гарантия гражданских прав человека должна существовать параллельно с признанием суверенных прав нации в целом. Иными словами, юридические права каждого отдельного человека в огромной степени определяются объемом тех юридических прав, которые имеет народ, к которому он принадлежит. Именно поэтому так необходимо конституционное признание государствообразующей роли русского народа в РФ, упразднение всех национально-государственных образований и восстановление исторически проверенного принципа административного деления страны по территориальному признаку. Вместе с тем следует помнить, что в России обще-объединительной идеей для всех ее граждан является идея государственная, которая должна способствовать реализации национальных идей (за исключением сепаратизма) всех коренных народов России. Для этого есть проверенный мировым опытом путь предоставления им культурной автономии.

Когда мы говорим, что национальная идея - это идея от Бога, мы исходим из следующих посылок. В соответствии со смыслом христианства, полагающего Промысл Божий и бессмертие человеческой души, ни появление на свет отдельного человека, ни возникновение какого-либо народа не может быть случайностью, следствием лишь игры стихийных природных сил или исторических обстоятельств. А если в таком возникновении была предопределенность, то должна быть и заданная свыше цель существования как отдельного человека (его, так сказать, личная идея), так и отдельного народа (национальная, этническая идея). Личная идея человека вытекает из Священного Писания. Это - спасение души, обретение Царства Божия. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8, 36). Спасение души достигается Верой, выполнением Божиих заповедей, совершением богоугодных дел, характер и масштаб которых определяется способностями и талантами, полученными человеком от Бога. Бог наделяет человека свободой воли, т. е. свободой верить или не верить в Него, следовать или не следовать Его заповедям, реализовывать или не реализовывать во благо свои таланты и способности. Спасение души человека зависит от его свободного выбора между Верой и неверием, деятельностью и бездеятельностью, добром и злом. Человек, поленившийся применить во благо данные ему Богом способности, иными словами, не реализовавший свою личную идею, совершает грех. Об этом ясно говорится в притче о талантах, в которой ленивый раб закопал свой талант в землю (Мф. 25, 14-30). Аналогичным образом и народ как коллективная личность, состоящая из индивидов, обладающих свободой воли, делает свой свободный выбор в зависимости от того, какая сумма волевых актов отдельных личностей является большей - сумма актов, устремленных к добру или ко злу, к истине или ко лжи. Судьба народа определяется тем, в какой степени каждый индивид осознает смысл как своей личной, так и коллективной национальной идеи и на какие жертвы он готов пойти ради их реализации. Невыполнение индивидом своей личной идеи приводит к его духовной смерти. Подобным же образом невыполнение народом своей национальной идеи (иными словами, программы, начертанной для данного народа Богом) приводит к его духовной смерти, а впоследствии и к физическому исчезновению, к уходу с исторической сцены.

Таким образом, христианская трактовка истории предполагает, что ее ход определяется Божиим Промыслом и свободной волей людей. С христианской точки зрения не существует случайных событий. То, что на первый взгляд кажется событием случайным, есть в действительности проявление Божиего Промысла. Но христианству чужд и фатализм, в соответствии с которым все события в мире заранее предопределены. Человек может изменить неблагоприятные для себя обстоятельства путем обращения к христианской вере, жизни в соответствии с Божиими заповедями. Когда, с учетом нынешнего низкого уровня духовного развития большей части русского народа, мы слышим фразы типа: «Бог не допустит гибели России. Россия непременно возродится, у русского народа великое счастливое будущее» и т. п., то такие высказывания следует расценивать как «оптимистический фатализм». Фразы противоположного смысла, как, например: «Россия обречена на гибель или вечное прозябание. Русский народ вымирает и будет поглощен другими народами» - пример «фатализма пессимистического». Правильным будет высказывание следующего типа: «Россия и русский народ возродятся только в том случае, если произойдет духовное преображение народа, если большинство (так сказать, критическая масса) народа осознает смысл своей национальной идеи и предпримет конкретные действия по ее реализации».

Бог ничего не даст народу-атеисту, народу трусоватому, апатичному, погрязшему в больших и малых грехах, не предпринимающему никаких личных усилий для своего спасения. Нынешнее униженное положение, в котором находится русский народ, его ускоренное физическое вымирание, деградация российской государственности и экономики - все это является прямым следствием массового уклонения русских людей от реализации как своей личной, так и национальной идеи. Оно выражается в безразличии ко всему, кроме собственных житейских забот, в пьянстве, наркомании, в погоне за деньгами, в участии в антиправославных сектах и партиях и т. п. Особо пагубной является культурно-идеологическая экспансия Запада с его массовой «культурой», которая сформировалась главным образом в США и для которой характерной чертой является отход от традиционных христианских и национальных ценностей западных народов, крайний индивидуализм, аморальность, космополитизм, культ наживы и насилия. Народы России, других стран СНГ в настоящее время фактически беззащитны перед бешеным натиском этой псевдокультуры, распространяемой, главным образом, через телевидение, в том числе и государственное. Впитывание широкими массами населения (особенно молодежью) западных «культурных» стандартов можно объяснить и тем духовным вакуумом, в котором оказался русский народ после распада СССР. Коммунистическая идеология рухнула, а возрождению религиозных и национальных традиций, подорванных при советской власти, препятствуют воцарившиеся в России космополитическая «демократия» и разнузданно-похабный, компрадорский капитализм.

 

(Продолжение следует)

Сергей Сергеевич ФОМИН

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 | Добавил: lell33-admin (03.05.2009)
Просмотров: 584

Поступления


[20.11.2024]
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древние памятники Восточного Маныча. Древности Восточного Маныча. В 3-х книгах.  Саратов, Элиста. 1978-1987 гг.
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древние памятники Восточного Маныча. Древности Восточного Маныча. В 3-х книгах. Саратов, Элиста. 1978-1987 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.11.2024]
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа).  М. Наука. 2014 г.
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа). М. Наука. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.11.2024]
Доклады, читанные на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 г. графом А. А. Бобринским, Е. М. Придиком, М. И. Ростовцевым
Доклады, читанные на Лондонском международном конгрессе историков в марте 1913 г. графом А. А. Бобринским, Е. М. Придиком, М. И. Ростовцевым
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.11.2024]
Ивченков В. Л. Волок Ламский XI-XVI вв. Монография.  М. Печатный Двор Куранты. 2011 г.
Ивченков В. Л. Волок Ламский XI-XVI вв. Монография. М. Печатный Двор Куранты. 2011 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.10.2024]
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество.  Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
Голобуцкий В. А. Запорожское казачество. Киев. Госполитиздат УССР. 1957 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.).  Ростов-на-Дону. Антей. 2015 г. (репринт 1915 г.).
Лысогорский Н. В. Единоверие на Дону в XVIII и XIX в. (по 1883 г.). Ростов-на-Дону. Антей. 2015 г. (репринт 1915 г.).
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Заозерский Н. А. Церковь и государство.  Сергиев Посад. Издание Н. М. Елова. [1911 г.]
Заозерский Н. А. Церковь и государство. Сергиев Посад. Издание Н. М. Елова. [1911 г.]
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[13.10.2024]
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича. М. Соцэкгиз. 1937 г., изд.2
Заозерский А. И. Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича. М. Соцэкгиз. 1937 г., изд.2
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.10.2024]
Скакун Н. Н. Орудия труда и хозяйство древнеземледельческих племен Юго-Восточной Европы в эпоху Энеолита (по материалам культуры Варна).
Скакун Н. Н. Орудия труда и хозяйство древнеземледельческих племен Юго-Восточной Европы в эпоху Энеолита (по материалам культуры Варна).
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.10.2024]
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек.  М. Лингва-Ф. 2007 г.
Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек. М. Лингва-Ф. 2007 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[25.09.2024]
Чернов С. З. Могутовский сфрагистический комплекс XII века и предыстория Москвы.  М.-Вологда. Древности Севера. 2023 г.
Чернов С. З. Могутовский сфрагистический комплекс XII века и предыстория Москвы. М.-Вологда. Древности Севера. 2023 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.09.2024]
Кренке Н. А., авт.-сост. Археология Романова двора - предыстория и история центра Москвы в XII-XIX веках. М. ИА РАН. 2009 г.
Кренке Н. А., авт.-сост. Археология Романова двора - предыстория и история центра Москвы в XII-XIX веках. М. ИА РАН. 2009 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.09.2024]
Смирнов С. И. Древне-русский духовник. Изследование по истории церковного быта. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины.
Смирнов С. И. Древне-русский духовник. Изследование по истории церковного быта. Материалы для истории древне-русской покаянной дисциплины.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[10.09.2024]
Кнорозов Ю. В. Избранные труды.  Спб. МАЭ РАН. 2022 г., изд. 2-е, испр. и доп.
Кнорозов Ю. В. Избранные труды. Спб. МАЭ РАН. 2022 г., изд. 2-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[23.08.2024]
Осипов Д. О. Обувь московской земли XII-XVIII вв. Материалы охранных археологических исследований. Том 7. М. ИА РАН. 2006 г.
Осипов Д. О. Обувь московской земли XII-XVIII вв. Материалы охранных археологических исследований. Том 7. М. ИА РАН. 2006 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.08.2024]
Памятники архитектуры Москвы. Книга 6. Юго-восточная и Южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М. 2012 г
Памятники архитектуры Москвы. Книга 6. Юго-восточная и Южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М. 2012 г
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.08.2024]
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. В 5-ти томах.  М. Русский Фонд Содействия Образованию и Науке. 2009-2010 гг.
Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. В 5-ти томах. М. Русский Фонд Содействия Образованию и Науке. 2009-2010 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[28.07.2024]
Райнов Т. Наука в России XI-XVII веков. Очерки по истории до научных и естественно-научных воззрений на природу. Части I-III.  М.-Л. 1940 г.
Райнов Т. Наука в России XI-XVII веков. Очерки по истории до научных и естественно-научных воззрений на природу. Части I-III. М.-Л. 1940 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[28.07.2024]
Хроника Мухаммеда Тахира Ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. ред. И. Ю. Крачковский. М.-Л. АН СССР, Наука. 1941 г.
Хроника Мухаммеда Тахира Ал-Карахи. О дагестанских войнах в период Шамиля. ред. И. Ю. Крачковский. М.-Л. АН СССР, Наука. 1941 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[28.07.2024]
Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Том 3. Материалы и исследования по археологии СССР. Том 109. ред. М. И. Артамонов. М. 1963г.
Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Том 3. Материалы и исследования по археологии СССР. Том 109. ред. М. И. Артамонов. М. 1963г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[28.07.2024]
Материалы и исследования по археологии СССР. В 175 томах. Полный комплект. М.-Л. АН СССР, Наука. 1940-1973 гг.
Материалы и исследования по археологии СССР. В 175 томах. Полный комплект. М.-Л. АН СССР, Наука. 1940-1973 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]