С чего начинается Родина?..» Душевная песня,
музыка и слова прекрасные. Действительно, с чего? Для меня с деревни Новоселье,
что в Псковской области, с ее необычайно сложной и драматичной судьбой, о
которой мне в далекие детские годы поведала моя бабушка Анастасия, уроженка
деревни Сидоровщины, что находится верстах в двенадцати отсюда. Бабушка провела
здесь всю свою жизнь, начиная с замужества. Во многом благодаря ей удалось
проникнуться душой и сердцем дивными красотами уголка псковской земли, в котором
прошло наше босоногое детство. С деда Петра, репрессированного в 37-м году, и
деда Евсея, сражавшегося за советскую власть в Сибири, с моих родителей,
прошедших всю войну и встретивших Победу сорок пятого в Берлине, с без вести
пропавшего в первые дни войны маминого брата Леонида и героя-танкиста родного
дяди Васи, с дяди Вани и тети Шуры, со всей моей псковской и сибирской родни.
В моих архивах сохранилось немало черновых набросков еще
двадцатилетней давности о деревне Новоселье и ее жителях. Интересные люди жили
и продолжают жить на святой земле. Сосланный строить Комсомольск-на-Амуре
бабушкин сосед фельдшер лейб-гвардии Волынского полка Георгиевский кавалер и
награжденный орденом «Знак Почета» дед Миша Пашковский. Бессменный послевоенный
председатель колхоза имени И. В. Мичурина Михаил Алексеевич Селиверстов,
построивший вместе с мужиками в трудные послевоенные годы на самом высоком
месте добротную деревянную школу-восьмилетку. Сохранявший и оберегавший память
о героях-танкистах, павших за освобождение деревни, фронтовик-коммунист дядя
Никанор, живший в Лудонях. Они были и навсегда останутся на родной земле
созидателями. Светлая им память.
Светит солнце, идут дожди, метут снега над родной сторонушкой.
Несмотря на трудности, ростится хлеб, в синих косынках улыбается лен, набирают
живительные силы матушки-земли луговые травы. Строятся дома, играются
свадьбы... Жизнь продолжается.
Помню, как обливалась душа слезами, когда председателем колхоза в
девяностые годы стал молодой человек из далеких краев, вроде бы из Удмуртии,
приехавший в только что отстроенный агрогородок и взявшийся «управлять землей».
Где были глаза у моих земляков, когда они голосовали за его самолично им
выдвинутую кандидатуру.
Без корней псковских был тот человек Поэтому, может, людей не
замечал, было в нем что-то бездушное по отношению к жителям моей родной
деревни. Видимо, колхоз для него представлялся этаким монстром, увешанным
показателями плана по надою молока, тоннами заготовленного сена, количеством
отремонтированной техники, а где-то там сбоку припека под ногами монстра
мешались люди.
Постороннему глазу было очень заметно, что колхоз стал
существовать отдельно от деревни. В те годы полдеревни рукастых мужиков
«сгорели» и ушли в мир иной от самопальной водки и «Роялей», огромные площади
сосновых Потанинских боров уплыли то ли в Мордовию, то ли в Удмуртию, а то и за
рубеж пошли прахом многомиллионные средства, вложенные в мелиорацию. Не судите
да не судимы будете... Не сужу. Просто многое тогда в деревне было безлюбовным.
А без любви не то что человек жить не может, но и земля своими плодами
одаривать отказывается. Когда нет любви, то все приходит к закономерному,
грустному итогу. Люди отрабатывали, а не трудились на родной земле. Пришло
время, и распался колхоз, образовалась артель, а затем и артель стала
переживать далеко не лучшие времена.
Сейчас нового председателя выбрали. Оказали доверие Медведеву
Алексею Александровичу. Молодой, по советским меркам, руководитель, но, слава
Богу, свой, коренной, из местных. Как все дальше сложится - трудно предугадать.
Уж больно тяжелое наследство досталось новому председателю. Но чувствуется, что
семена любви, брошенные в землю русскую в трудные довоенные и послевоенные годы
моими предками дедом Мишей Смуровым, дядей Гришей Мануйловым и другими людьми добрыми,
начинают реденькие, но крепенькие всходы давать.
Председатель старается жизнь нынешнюю изменить к лучшему, а опыт
- дело наживное. В школу частенько захаживает и к людям за советом прийти не
стесняется. Может, подсознательно чувствует, что возрождение земли должно
начинаться не только с проржавевших и растащенных агрегатов и механизмов, а с
душ наших, зачерствевших за эти годы. Смену достойную надо готовить себе.
Растить помощников тех, кто завтра придет на родную землю заботливыми и
рачительными хозяевами, любящими и знающими землепашцами и хлеборобами.
Закончилось время «временщиков», но не пришло еще время
созидателей. Воцаряется все же над землей дух русский. И люди, несущие Свет,
словно почерневшие лики на старинных намоленных иконах, вдруг явственно
проявляются в духовной жизни деревенской. До чего прекрасны лики земляков!
Жаль, что не даровано владеть кистью и красками, чтобы выписать на холсте их
светлые образы.
Счастливой случайностью свела этим летом судьба с теперь уже
бывшим директором школы Верой Владленовной Логиновой. Поговоришь с ней и сразу
начинаешь сопереживать ее задумкам. Не опускаются у нее руки, и делает она для
родной школы такое, что и «богатеньким» лицеям и гимназиям не под силу. Как это
удается внешне хрупкой, но внутренне духовно сильной женщине достичь
задуманного - диву даешься. Тут и школьный огород, с которого для учеников
соленья и варенья на школьные обеды и завтраки заготавливаются, и с любовью
расписанные стены школьных коридоров с видами местных окрестностей и картинами
из истории псковского края, и сияющие чистотой и аккуратностью классы.
Жаль только, что уменьшается количество учеников в школе.
Сказываются последствия «ломки через колено» народа русского. В школе в
нынешнем году 63 школьника обучаются. На следующий год 9 девятиклассников
окончат школу, а в первый класс пойдут пять ребятишек. Через год вообще чуть ли
всего один первоклассник на всю округу останется. И так по всему Стружскому
району. Школа стала интернатом, в ней теперь не только ребята из близлежащих
деревень обучаются, но и из дальних, например Дертин, что в двадцати километрах
от Новоселья. На следующий год из-за нехватки учеников в районе опять будут
объединять школы. Когда такое было, что есть кому учить, а вот учить - некого?!
Неизвестно, кому пришло в голову экономить на образовании, чуть
ли не на самоокупаемость его переводить. Все нынче для детишек дорога и
учебники, и одежка, и бензин дорогой, чтоб детей в школу возить, да и
транспорта школьного не хватает.
Ох, и времечко ныне. На оздоровление детей на зимние каникулы
всего три путевки на район выделили. На повышение зарплат учителям нет средств
в районном бюджете. Наверное, в какой-нибудь Аргентине люди давно бы на улицы
вышли. А у директоров школ одна забота, как учебный год завершить, как детей
уму-разуму научить, чтоб выросли и воспитались они не разрушителями, а
созидателями Отчизны.
Были одно время в деревне организованы занятия в воскресной
школе. Проходило добровольное изучение Слова Божиего. Но кто-то из района дал
указание занятия прекратить, мотивируя тем, что в деревне есть дети,
исповедующие другие религии. Ну и что? Интересно, почему именно закрыть
изучение основ православной религии? Почему на русской земле надо бояться
изучать и знать свои духовные корни?
Насколько известно, Православие всегда отличалось терпимостью к
другим верам и никогда не вносило вражды в отношения между народами России. Что
прикажете делать, если в деревне все кафе пивом и зельем покрепче торгуют? Если
Дом культуры содержать не на что и тепла «культурного очага» после пива хватает
лишь на дискотеку? Как, если не Духовным Словом, противостоять телеэкранной
агрессии насилия, секса, жестокости и других человеческих пороков! И вот в этих
условиях «наверху» начинает казаться, что Духовное Слово может привнести рознь.
Воистину, что блеск злата зачерняет разум. Спасением душ детей должны в этом
случае заниматься сами родители, а не районное начальство.
Немного грустно, что не стало в последние годы на картах области
родной деревни Новоселье. Слились воедино две деревни, и получило это слияние
название Лудони. Хорошее название, а сердце щемит, потому название деревни, как
и любое Слово, на Небесах было прописано.
Вот и выходит, что изменили люди название - изменилась и судьба
деревни. Новое Село, Новоселье... Сама природа была против, чтобы
переименовывали деревню. Может быть, с этой целью, для сохранения названия,
выстроился новый поселок из белого кирпича. Ан нет, нашлись «умные головы».
Спрашиваю у земляков, у которых в паспорте местом рождения значится деревня Новоселье,
почему с такой легкостью название отдали. А они в ответ, мол, нас-то никто и не
спрашивал. Мол, сказали, что много Новоселий по области разбросано и поэтому,
чтобы не путаться пришлому и приезжему люду, нас переименовывают.
Вспомнилась давнишняя история о жителях небольшого американского
городка Москвы, которые страшно возмущались, что некоторые письма поступали с
задержкой адресатам, так как вначале оказывались в России, а потом в Америке.
Так вот американцы не сменили название своего городка. А наоборот, даже
обращались к советским властям с просьбой поменять название столицы нашего
государства. И смешно, и курьезно, и грустно, что у американцев есть чувство
любви к своей стране и земле, на которой они живут.
Многое символично в сегодняшнем дне моего края. Попытались было
восстанавливать церковь в Веленях, что в трех верстах от Новоселья, где
когда-то мой дед старостой служил. Не знаю, какова причина, может быть, что-то
было такое сильно уж греховное в истории этого прихода, не задалось восстановление.
Разбило церковь молнией, и сгорела она в одночасье. Вот такое испытание было
Небесами явлено. Видимо, пришло прозрение и осмысление, что без веры нельзя. На
стыке Новоселья и Лудоней у подножия солдатского кургана решено мирским сходом
новую часовню заложить, уже и место освятили.
У каждого живущего на святой и грешной земле своя дорога к Храму.
В Красных Стругах на русской земле, где до недавнего времени был протестантский
и не было православного храма, по Промыслу Божиему, при посильном участии главы
областного Законодательного собрания Юрия Анисимовича Шматова возводится
церковь. И считает Юрий Анисимович возведение церкви одним из главных дел,
которое он обязан довершить в своей жизни.
Веру Владленовну Логинову в район перевели, в отдел образования, а
у нее душа все еще в родной школе обитает. Весь коллектив учителей ей под
стать. Почти все местные, делу образования душой и сердцем преданные.
Вера Петровна Кулешова - учитель истории, заочно в институте
учится. Времени, чтоб на общество потрудиться, у нее в обрез. И, тем не менее,
прекрасный краеведческий музей вместе со своими учениками в школе организовала.
Реферат Лудонской школы по истории родного края о Феофиловой
пустыни третье место на областном смотре-конкурсе занял. Но ребята не просто
реферат написали, а летом собираются заняться возрождением из небытия святого
места. Святые ключи расчистить от бурелома и камней, дорожки проторить. У
взрослых руки не доходят или душа еще не очнулась, а у детей потребность в
созидании благодаря учителям появляется.
Ухаживают за воинскими захоронениями, которые на территории их
деревень находятся. В День Победы приходят к братским могилам, возлагают цветы
к обелискам и читают стихи о героях войны. По крупицам, по зернышкам пополняют
экспонатами школьный краеведческий музей. Пишут по рассказам бабушек и дедушек,
мам и пап Летопись родных деревень.
Кто выдумал, что Россия погибнет? Не бывать такому исходу, если
«младое племя» стало интересоваться своими родовыми и духовными корнями, если
потянулось оно к истокам своим. Возродится Великая Россия, если даже дети
маленькие кирпичики в стены ее порушенные укладывают.