Проблеме
правового статуса Курильских островов - более трех столетий. Япония считает,
что в 1945 году СССР «вероломно» захватил острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и
гряду Хабомаи, а по международному договору 1951 года, заключенному в
Сан-Франциско, Япония отказалась только от Сахалина и Курильских островов, а не
от «северных территорий» - южных Курил.
Во-первых, ни в одном международно-правовом документе не
зафиксировано, что южнокурильские острова не входят в состав Курильских
островов. Во-вторых, Советский Союз не подписал Сан-Францисский договор из-за
отказа западных стран закрепить в нем признание суверенитета СССР над Южным
Сахалином и Курильскими островами. Правооснования СССР - а теперь России - на
Южный Сахалин и Курильские острова вытекают из Каирской (1943 г.), Ялтинской и
Потсдамской конференций союзных держав-победительниц 1945 года и являются
прямым следствием поражения Японии во Второй мировой войне и ее безоговорочной
капитуляции 2 сентября 1945 года, а также последующих соглашений и согласованных
действий союзников. Юридически права базируются на международно-правовом
институте наказания государства-агрессора, закрепленном в Уставе ООН.
Отторжение от него части территории - одна из форм ответственности государства
за совершенную агрессию.
Кроме того, Япония, подписав 8 сентября 1951 года Сан-Францисский
мирный договор, отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Южный
Сахалин и Курильские острова. При его ратификации не было ни оговорок, ни
официальных протестов со стороны Японии в отношении принадлежности южной части
Курил в течение трех лет с момента подписания. Это означает, что Япония не
только подтвердила свой отказ от своих прежних прав территориального
суверенитета, но и молчаливо признала их за нашей страной на основе Ялтинского
соглашения.
Таким образом, отказ Японии от Курильских островов носит
абсолютный и полный характер и не дает ей правовых оснований выступать с
какими-либо претензиями на этот счет, независимо от того, подписал СССР
Сан-Францисский мирный договор или нет.
Кроме того, Япония фактически признала юрисдикцию СССР над южными
Курильскими островами, подписав Совместную советско-японскую декларацию 1956
года, где признала острова Малой Курильской гряды территорией СССР, а также
серию рыболовных соглашений 1960-80 гг., в которых обязалась соблюдать
советские законы и правила, действующие в районе южных Курил.
Однако Япония оспаривает правооснования Российской Федерации на
Курилы.
Притязания Японии на острова Малой Курильской гряды основываются
на Совместной декларации СССР и Японии 1956 года (часть вторая статьи 9),
ратифицированной парламентами обеих государств, которая предусматривает
обязательство Советского Союза о передаче указанных островов Японии при условии
заключения мирного договора. По указанию Н. Хрущева, в Совместной декларации
СССР и Японии от 19 октября 1956 года было заявлено: «Союз Советских
Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы
японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и
Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет
произведена после заключения мирного договора».
Эта оговорка и военный договор между Японией и США, в результате
которого на японской территории стало возможным создание американских военных баз,
и отодвинули сроки передачи Японии двух островов на неопределенное время.
Претензии Японии на острова Кунашир и Итуруп связаны с
подписанным Президентом СССР М. Горбачевым в 1991 году Совместным
советско-японским заявлением, где впервые отмечалось наличие территориального
спора в отношении как Малой Курильской гряды, так и островов Кунашир и Итуруп.
Но поскольку в Совместной декларации 1956 года последние два острова вообще не
упоминаются, то и вопрос о них не имеет никаких правовых оснований в качестве
предмета для обсуждения.
Кому выгодно ухудшить военно-стратегическое положение России на Дальнем
Востоке?
Сохранение многочисленных иностранных военных баз на территории
Японии вблизи российских границ, нагнетание политики территориальных притязаний
к Российской Федерации, особенно в последнее десятилетие, не соответствуют духу
и букве Совместной декларации 1956 года, не способствуют установлению
подлинного доверия и взаимопонимания между Россией и Японией. Складывается
впечатление, что Япония видит в мирном договоре только средство для
удовлетворения своих территориальных претензий.
Явственно прослеживается и роль США в настойчивости притязаний
японцев к СССР. Соединенные Штаты, не желая подлинной нормализации
советско-японских отношений, приняли все меры, включая угрозу невозвращения
Японии Окинавы в случае заключения с СССР мирного договора на условиях
Декларации 1956 года, чтобы подтолкнуть Японию к выдвижению новых, заведомо
неприемлемых требований, консервируя очаг разногласий между Москвой и Токио. И
сегодня Соединенные Штаты продолжают политику, направленную на сохранение так
называемого территориального вопроса в качестве камня преткновения в
российско-японских отношениях.
Южные Курилы представляют собой весьма удобные морские ворота,
связывающие Россию с Мировым океаном. Если острова перейдут к Японии, в ее
руках окажутся все наиболее важные проливы, соединяющие Охотское море и Тихий
океан. Охотское море станет открытым, и через пролив Екатерины смогут
бесконтрольно проходить любые военные суда и подводные лодки ВМФ Японии и США.
Стратегический выход России в Тихий океан, наоборот, осложнится.
Ее нынешнее военное присутствие в акватории Курильских островов - фактор,
заставляющий страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) считаться с Россией
как центром военной силы. Выдвинутый на восток форпост позволяет держать под
ближним прицелом морские маршруты из северных широт к Японским островам и далее
на юг.
Передача южных Курил неизбежно повлечет за собой ряд негативных
последствий. Во-первых, будет стимулировать Токио к новым территориальным
притязаниям к России, поскольку Япония претендует не только на южную часть
Курил, но и так называемые «северные территории», которые, по мнению
влиятельных в Японии сил, включают все остальные Курильские острова и Южный
Сахалин. Во-вторых, вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России
со стороны других государств, в частности, Германии, Финляндии, Латвии,
Эстонии, Норвегии - по акватории Баренцева моря, Китая.
В результате, будет создан прецедент, который в одночасье может
разрушить каркас послевоенного устройства мира и дестабилизировать обстановку
на Дальнем Востоке и в Северо-Восточной Азии.
У России есть свои юридически обоснованные территориальные
претензии к некоторым государствам, образовавшимся после распада СССР. Так,
например, по всем правовым нормам литовский город Клайпеда и Клайпедская
область принадлежат не Литве, а Российской Федерации. Китай исторически
претендует на группу островов Сенкаку, находящихся под юрисдикцией Японии.
Япония - на китайские и корейские острова.
Главная особенность геополитического положения Курильских
островов заключается в том, что они являются естественным дальневосточным
рубежом России, благодаря которому обеспечиваются выход в северо-западную часть
Тихого океана и российское военно-стратегическое присутствие в данном регионе.
Запасы полезных ископаемых на южных Курилах стоят 45,8 млрд долларов
США
Острова расположены на морских путях, связывающих Россию с
западным побережьем США и Канады, Приморский край с Камчаткой. Огромные
сырьевые богатства здесь органично сочетаются с красотой почти нетронутой
природы. Курилы и прилегающие к ним морские акватории представляют собой один
из уникальнейших по биологической продуктивности районов Мирового океана,
являются местом нереста, обитания и миграции особо ценных промысловых рыб и
живых объектов континентального шельфа.
Общие запасы рыбы и морепродуктов в акватории Курильских островов
обеспечивают ежегодный вылов до 1, 2 млн. тонн (80% вылова приходится на
акваторию южных Курил), а это - 25% годового улова страны и по ценам мирового
рынка превышает 1,5 млрд. долларов. Расчеты показывают, что добыча рыбы в
районе Курил может быть увеличена более чем втрое. Стоимость морского промысла
может составить около 5 млрд. долларов. Появится реальная возможность в процесс
активного освоения ресурсов региона вовлечь предприятия, расположенные
непосредственно на Курильских островах, чья доля в суммарном улове сегодня
составляет менее 10%.
На континентальном шельфе Курильского и Южно-Курильского районов
Сахалинской области ресурсы углеводородов составляют 1,6-1,8 млрд. тонн
условного топлива. Совокупно разведанные запасы полезных ископаемых на южных
Курилах по мировым ценам на сегодняшний день оцениваются в 45,8 млрд. долларов
США. В связи с этим вполне уместен вопрос, а так ли богата наша страна, чтобы
делать Японии такие дорогие подарки, «идя навстречу пожеланиям»?
Последние десять лет, ссылаясь на «предстоящую передачу» Россией
южнокурильских островов, Япония активно ведет рыбный промысел в российской
экономической зоне. Согласно выкупаемой ими в рамках соглашения квоте, объемы
их ежегодной добычи составляют 95 тысяч тонн рыбы и морепродуктов плюс по
отдельной квоте - 11 тысяч тонн лососевых. Японские сейнеры зачастую грубо
нарушают природоохранное законодательство Российской Федерации, добывая лосося
за пределами разрешенной акватории. По экспертным оценкам, ежегодный ущерб от
контрабанды морепродуктов в районе Дальнего Востока - около 800 млн. долларов
США. Японские рыбаки без опознавательных знаков на судах, используют
запрещенные во всем мире, кроме России и Японии, дрифтерные сети, губительные
для морских птиц и млекопитающих. Из-за этих сетей выстраиваются
многокилометровые «стены смерти», жертвами которых становятся десятки тысяч
животных и птиц.
Проблема Южных Курил - вопрос национальной безопасности России
Ни одно государство в мире не отказывалось добровольно от
собственной территории в пользу другого государства, тем более
государство-победитель в пользу государства, потерпевшего поражение. Япония, однако,
целенаправленно пытается отторгнуть от России принадлежащие ей на законных
основаниях острова. Через гуманитарную помощь и безвизовые обмены японцы
пытаются сделать жителей островов своими единомышленниками, подвергают их
сильнейшему психологическому давлению, используя любые средства, от щедрых
обещаний до дезинформации. Причем на реальное экономическое сотрудничество с
Россией Япония не идет.
Положение вокруг южных Курильских островов усугубилось и из-за непоследовательных,
противоречивых политических заявлений со стороны отдельных официальных лиц СССР
и Российской Федерации и вселило состояние неуверенности в свое будущее у части
населения южных Курил.
В интересах укрепления территориальной целостности Российской
Федерации и ее суверенитета над южными Курильскими островами участники
прошедших в Госдуме парламентских слушаний рекомендовали Президенту России
пересмотреть сформировавшийся в советском и российском руководстве в 90-е годы
подход к вопросу о принадлежности южных Курил, признающий наличие
территориальной проблемы в отношениях с Японией и вынести его на заседание
Совета Безопасности. Президенту РФ также предлагается ориентировать
Министерство иностранных дел России на активное продвижение идеи заключения
комплексного (всеобъемлющего) «Договора о добрососедстве и сотрудничестве». В
случае подготовки и обсуждения проекта договора о территориальном размежевании
с Японией исходить из того, что территориальные уступки со стороны России
неприемлемы.