Российская провинция - Сапожковская земля,
где четыре века назад прошла Засечная черта Московского княжества. Некогда в
уездном городе Сапожке стояли целых семь церквей, включая прекрасный Успенский
собор, а потом они были варварски разрушены, большинство - до основания.
Ныне возвращается сюда благодать: основан скит во имя
преподобного Сергия Радонежского от древнего Свято-Данилова монастыря Москвы,
восстановлены многие церкви, начинается строительство на месте разрушенного
собора в центре Сапожка часовни, моложе становятся прихожане храмов, немало
настоящих пастырей.
И в то время, когда ночные улицы наших городов и поселков
буквально засасывают молодежь своими темными соблазнами, в борьбе за их души,
как нам представляется, могут быть самые разные средства. Множество ответов на
вопросы жизни - в христианстве. Но как после почти векового атеизма помочь
найти дорогу к вечным ценностям? Об этом и задумался благочинный Сапожковского
округа протоиерей Олег Кузьмин и организовал секцию самбо для воспитанников воскресной
школы при храме Николая Чудотворца в Сапожке, настоятелем которого он является.
Поражает внутреннее спокойствие, достоинство людей, избравших для
себя духовную стезю, их уверенность... в чем? Представляется, что так ощущаешь
себя, если знаешь, что находишься под защитой, что все идет так, как и должно
идти, и путь твой правилен. Проще говоря, чувствуют такие люди во всем Промысл
Божий. А ведь они больше нас, мирян, знают обо всех скорбях мира.
Отец Олег рассказывает:
- Еще когда мы возились с кирпичом, цементом, раствором, мне
говорили некоторые умные люди, что все это хорошо, но в церковь-то ходят одни
старушки. А людям всем умирать. С кем, дескать, останетесь? И что будет с
молодым поколением, которое религии не знает? Было видно, что скоро начнется
«охота» за сапожковскими детьми и молодежью.
Я понимал, что это так. Но не было выхода, пока не имелось крыши
над головой. И Господь так управил, что крыша над головой образовалась, храм
пришел в сносное состояние. Появились силы работать с молодежью. Мы сделали
объявление в районной газете об открытии воскресной школы, расклеили по школам
объявления, в храме не раз объявляли. И дети к нам пошли, начиная от
дошкольного возраста до-юношеского. Пришли внуки и внучки наших прихожан. Дети
верующие, из верующих семей.
Постепенно я стал замечать, что некоторые ребята стали отходить
от нас. Что такое? С таким увлечением занимались, с таким упованием... В чем
причина? Неинтересно, сложно, недоступно рассказывают? Казалось бы, интересные
экскурсии по монастырям мы для них устраивали, обедами кормили, на праздники
собирались вместе с учащимися воскресной школы соседнего села, конкурсы
организовывали. Что же случилось? Оказывается, их стали дразнить в школах:
«попы.. монашки.. » и т. д. Многие и не выдерживали этого. Сапожок - это ведь
маленький поселок.
Как сохранить воскресную школу? Не пойду же я ругаться с их
одноклассниками, ведь смеются и обзываются они не потому, что злые, а потому,
что не знают и не понимают, что те, кого они дразнят и обзывают, учатся быть наследниками
Царства Небесного, а они даже не представляют себе, что на свете есть Бог, рай
и ад. С моей стороны была проявлена инициатива: открыть при средней школе
факультатив «Основы православной культуры» или «Основы нравственности», но
понимания и поддержки в РОНО не нашел. Поэтому, чтобы сохранить детей в
воскресной школе, я стал думать о том, как мне использовать свои знания и
навыки, полученные до рукоположения в сан священника.
Всю сознательную жизнь я прожил в Магадане. Тренировался в секции
борьбы самбо. Считаю, что мне повезло с тренером: человек нравственный, добрый,
справедливый, для всех был непререкаемым авторитетом, я верил ему во всем,
всякий совет, беседа воспринимались как установка, в пользе которой не
сомневается никто. Среди ребят царила атмосфера доброжелательности. Мы были
настоящими друзьями, невзирая на различный возраст. У нас был так называемый
«Кодекс чести», мы боялись чем-либо опозорить наш клуб, нашего тренера.
Выкладывались на ковре, сил и желания не было на бессмысленные шатания по
улицам, дискотеки, я уж не говорю о куреве, водке и всякой ерунде.
Тренировки помогали мне и в учебе, дисциплинировали, хоть я и не
был отличником, но на последнем звонке в школе мне вручили «приз учительских
симпатий». Именно глядя на тренера, подражая ему, и захотел быть таким, как он,
стать тренером и учителем физкультуры, потому что детей и спорт любил больше
всего.
Поступил в Челябинский институт физкультуры на кафедру борьбы
самбо и дзюдо, потом работал физруком в школе со старшими классами, в СПТУ
тренером с «трудными» подростками.
Как-то в церкви Господь свел меня с епископом и после беседы с
ним я задумался о своем призвании. Мне предложили стать священником. Я
отказался, потому что спастись можно и так, путь я для себя уже выбрал, а
священник - это огромная ответственность не только за себя. Но мама сказала:
«Сейчас Церковь нуждается в молодых верующих - ты отказываешься. А вскоре ты
будешь нуждаться в помощи Церкви... ». Благословение материнское -против него
не пойдешь. Митрополит Рязанский и Касимовский Симон рукоположил меня во
священника и определил служить здесь, в Сапожке. Было это почти десять лет
назад...
Открытием при воскресной школе секции борьбы самбо я рассчитывал
не только защитить своих детей, но и привлечь в секцию даже тех, которые вчера
смеялись и обзывали их. Заручился благословленем владыки Симона. Местное СПТУ
предоставило лучший в Сапожке спортзал. Обратившись к полномочному
представителю Президента России в Центральном Федеральном округе Г. С.
Полтавченко, получили в дар татами и форму для борьбы самбо и дзюдо. За что
нижайший ему поклон!
Действительность превзошла мои ожидания. Спортзал наполнился
детьми. Вернулись не только те, кто оставил воскресную школу, но пришли и те,
которых я так ждал. Пришли дети из семей, где слово «Бог» пишут с маленькой
буквы. Я священник, и открыто говорил детям и родителям, что это не просто
секция, у нас стремление к спортивным достижениям будет поставлено на второе
место. Главное - спасение души. Общение с детьми воскресной школы - это общение
с их родителями, с их одноклассниками, это прекрасная возможность проповедовать
вечные ценности тем, кто еще не пришел в храм. Мы все не ангелы, и ребята
пришли в секцию «не подарки». Времена меняются. Теперь и у нас в секции есть
свой «Кодекс чести». Если раньше они, как волчата, готовы были за малейшую
обиду друг другу в горло вцепиться, то сейчас такие явления становятся все реже
и реже. Каждый конфликт разбирается и дается оценка событию. Многие родители
приходили с просьбой принять их чадо к нам в воскресную школу: «Мы уже не
знаем, что с ним делать, если и вы откажете, - то вконец парень погрязнет в
куреве, вине, наркотиках, а то и в тюрьму угодит».
Я прихожу в спортзал в рясе, и моя духовная одежда уже
«работает». А так все - на простых примерах, сравнениях, чтобы им было
интересно и понятно. Еще на первых тренировках рассказал им о гармоничном
развитии человека - и души и тела. На целлофановом пакете у одного парня был
нарисован Шварценеггер, во всей своей «красе». Это был его кумир. «Это кто?» -
спросила его бабушка. «Американский силач», - ответил внук. «Как много мяса для
червей», - заключила бабушка. Нет смысла качать мышцы и не совершенствоваться
духовно!
В спортзале или после тренировок обстановка располагает общаться
с ребятами «без галстуков». Вопросов у них много, вопросы разные, затрагивают
такие темы, на которые с ними должен говорить старший, отец. У меня самого три
сына и дочь, с ними я нахожу общий язык. А к кому обратиться тем, у кого нет
отца или есть, но такой, которому до детей нет дела? Почему же я не могу
ответить на их «взрослые» вопросы? Лучше, если объясню я, а не какой-то
дворовый «авторитет».
У нас свои неписаные правила. Ежемесячно я проверяю дневники. За
«двойки» - марш-бросок на время, за нарушение дисциплины, за плохие слова, за
неуважительное отношение к ближнему - отжимания, выпрыгивания, а то и не
допускаю до тренировок. Это действует безотказно.
Но наряду со строгостями делается все возможное, чтобы детям было
что вспомнить потом. Это и паломнические поездки по святым местам, и
ежемесячные поездки в плавательный бассейн, девочки ездили на 10 дней в женский
монастырь на помощь монахиням в поле, на кухне, походы с ночевкой летом. Дома у
себя собираю их, показываю фильмы о подвижниках благочестия, о Иерусалиме, о религиозных
сектах. Некоторые дети живут по соседству: то и дело слышишь: «Батюшка, дайте
мяч поиграть в футбол, дайте бадминтон, можно обручи, скакалки?»
Наш поселок маленький, все друг друга знают. Теперь, когда детей
в нашей школе много, у них уже нет комплекса неполноценности, они без стеснения
друг перед другом крестятся, исповедуются, причащаются, прикладываются к
иконам, ставят свечи. После окончания литургии они идут в центральный предел
нашего храма, где установлены длинные столы для занятий. Эти занятия ведет
опытная учительница, мама Героя России Алексея Ивановича Тучина - Нина
Александровна. Потом приезжает кухня, ребята получают полноценный горячий обед
с десертом, для некоторых это немаловажно.
Сегодня проблем и вопросов очень много. Подводить итоги и
собирать плоды еще рано. Сейчас дети лишь начинают понимать, что Церковь - это
не только «бабушки в платочках». Церковь - для всех, это гармония жизни, только
с Богом можно полноценно жить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что никто
из наших воспитанников не откажется служить в армии, все они будут почитать
отца и мать, будут хорошими отцами и никогда не отойдут от Православной Церкви.
Когда они станут по-настоящему верующими, я не знаю, мое дело сеять семена, а
Господь вырастит.
Главное - полюбить их. Полюбишь - и тебе под силу будет все!
Когда в сердце есть любовь, все твои действия, указания и советы будут
продиктованы через твою любовь Самим Богом. Вот главный секрет.
Евгения ЧИНЯКОВА,
гл. редактор районной газеты «Сапожковские вести», Рязанская обл.