На Руси испокон веков медицина и православная вера были тесно
связаны между собой. И эта связь имеет глубокие корни.
Как свидетельствует Священное Писание, одним
из доказательств Божественного происхождения Иисуса Христа были многочисленные
исцеления безнадёжных больных и даже воскрешения из мёртвых. Апостолам Духом
Святым был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром в большей или
меньшей степени обладали многие святые угодники Божии. А поскольку в среде
священнослужителей и монашествующих было немало образованнейших людей своего
времени, Церковь являлась средоточием письменных знаний и богатого опыта
лечения различных заболеваний. При монастырях создавались больницы, аптеки,
возделывались плантации лекарственных трав.
Закономерно, что на основе евангельских заповедей формировалась
нравственно-этическая база православной медицины - любовь и сострадание,
бескорыстие и жертвенность, самоотверженность и милосердие.
Когда медицина стала светской, православные традиции в ней ещё
долгое время сохранялись, поддерживались и укреплялись усилиями, как Церкви,
так и государства.
Это было несложно, так как врачи в большинстве своём были
верующими. Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало
поразительные результаты. Недаром русские врачи считались лучшими в мире.
Вспомним Н. И. Пирогова, И. И. Мечникова, И. М. Сеченова, И. Н.
Павлова, десятки и сотни имён, навсегда оставивших свой след в мировой
медицине.
Вспомним тысячи земских врачей - талантливейших и образованнейших
людей, работавших в среде простого народа. Они воспринимали человека как
творение Божие, а не как набор органов и функций. Имея передовые медицинские
знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь через их усилия, и редко
говорили "лечу", чаще - "пользую", то есть приношу пользу
больному.
Десятилетия государственного атеизма не могли не сказаться на
образе мысли и образе жизни врача. И тем не менее в советской России была
создана одна из лучших в мире систем здравоохранения. Наши врачи высоко ценились
за рубежом, и не в последнюю очередь за свои морально-нравственные качества.
Беды, постигшие нашу страну в последние годы, больнее всего
ударили по медицине. Во много раз уменьшилось финансирование, медицинская
помощь стала платной и недоступной для большинства.
Основное право человека - право на жизнь и медицинскую помощь -
становится объектом купли-продажи. Врач невольно вовлекается в подобные сделки.
Больше всего человек доверяет священнику и врачу. Но если священник
руководствуется Священным Писанием, то чем, кроме профессиональных знаний,
руководствуется врач? Какие нравственные и духовные ориентиры у него могут
сформироваться в нынешних условиях, если на телевидении и в прессе
пропагандируются преуспевающие дорогостоящие врачи, делающие свой бизнес на
горе и страданиях людей?
Сейчас наступило именно то время, когда нужно проповедовать Слово
Божие среди врачей всех возрастов, и особенно среди молодых.
Врачи разобщены, существуют лишь немногие профессиональные
объединения, но у них и задачи чисто профессиональные. Поэтому естественна идея
объединения врачей по религиозному признаку, в данном случае создания общества
православных врачей.
Нам представляется, что на первых этапах задачи общества
православных врачей должны быть примерно следующие: поиск, изучение и
возрождение основ православной медицины и её традиций; разоблачение
деятельности парамедицинских сект и других организаций; анализ и оценка
подготавливаемых к принятию правовых и других документов из гуманитарной области,
биологии, медицины и др.; профессиональная оценка, изучение и регистрация
случаев чудесных исцелений по молитвам и у Святых мощей и их широкое освещение
в средствах массовой информации; медицинская помощь нуждающимся прихожанам под эгидой
Русской Православной Церкви; создание часовен и церквей в лечебных учреждениях.
Мы благодарны Господу за то, что по благословению покойного
владыки Гедеона, митрополита Ставропольского и Владикавказского, именно такое
Общество православных врачей создано на базе Православного Центра духовного
просвещения благочиния церквей Кавказских Минеральных Вод.
Уже на стадии создания общества, по благословению владыки
Гедеона, была подготовлена и освящена первая в крае часовня в честь Рождества
Христова в Кисловодском родильном доме. Причём инициатива исходила от
коллектива и его главного врача кандидата медицинских наук Левченко Галины
Михайловны.
Для часовни Свято-Никольский собор и Пантелеимоновский храм
пожертвовали церковную утварь и иконы, и 5 февраля 2000 г. благочинным
протоиереем Иоанном Знаменским в сослужении духовенства она была освящена.
Службы охотно посещают сотрудники и пациентки роддома, жители
близлежащих улиц. Уже были случаи чудес милостью Божией. Так, родители пожелали
крестить безнадёжного ребенка. Буквально на следующий день он начал
поправляться и вскоре был выписан. Нашему примеру последовали и другие
родильные дома края.
В одном только Кисловодске работают около тысячи врачей, а в
городах Кавказских Минеральных Вод - свыше пяти тысяч. Но попытками объединения
врачей на религиозной основе занимаются пока лишь отдельные энтузиасты.
В связи с этим отрадно отметить, что в итоговый документ
епархиальной медико-педагогической конференции "Свято-Феодосиевские
образовательные чтения", состоявшейся на Кавказских Минеральных Водах
27-30 мая 2002 г., вошло наше предложение о создании при Ставропольском
епархиальном управлении медицинского отдела как единого центра для объединения
сил православных врачей края.
В начале 2003 года благочинным о. Иоанном Знаменским поставлена
задача создания обществ православных врачей в городах Ессентуки и Пятигорск.