Правительство Москвы 26 марта 2002 г. утвердило концепцию
комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо
Москвы" (№ 208-ПП), по которой предполагаются в центре Москвы, на острове
Балчуг, наряду с реставрацией памятников, попадающих в эту зону, снос
существующей застройки, вывод действующих предприятий и замена их грандиозными
развлекательными площадками. Для реализации концепции создано ООО
"Международный парк развлечений и туризма", соучредителем которого
стало правительство Москвы (в роли инвестора выступила компания "Хэнкок
Пропертис").
Воплощение концепции туристской зоны означает уничтожение
духовного пространства в центре столицы. Гигантская сеть казино, ночных клубов,
ресторанов, отелей и многофунциональных общественно-деловых комплексов (которые
являются ядром проекта) опутает исторический центр Москвы, Кремль и
Замоскворечье. Храмы, музеи, историко-архитектурные памятники станут по сути
лишь театральными декорациями на этом "празднике жизни".
Очевидно, что данная концепция создана не для сохранения и
увековечения памятников отечественной старины, как это декларируется в проекте,
но для обслуживания гигантской индустрии туризма.
Каждой эпохе свойственно своё градостроительное мышление. В
основе организации пространства городов всегда лежали какие-то высокие для
своего времени идеи, которые разделяло всё общество.
Однако новые градостроительные идеи никогда не разрушали
исторические традиции, новое органически вписывалось в старый ландшафт, не уничтожая
его, а вызывая к жизни новое сочетание по принципу контраста или
взаимодополнения.
Какие же идеи лежат в основе рассматриваемого проекта? Нетрудно
догадаться, что это глобализм, желание превратить весь мир в безумное
пространство для прожигания жизни. Это идея наживы, бизнеса и её оборотная
сторона - отдыха от них и развлечений. Предполагается также строительство
элитного жилья под стенами Кремля в Москве, которой удалось устоять от
нашествия "двунадесяти языков" в далёкую старину. Теперь новые «хозяева
жизни» хотят поселиться прямо под стенами русской святыни. Этот
градостроительный "идеал" явно не соответствует национальным русским
православным традициям и противоречит идее Москвы как Небесного Града.
Михаил Петрович Кудрявцев - архитектор, историк, человек глубоко
верующий, в своей работе "Москва -Третий Рим" изложил основные
положения православной градостроительной концепции Москвы: "Особенностью
формирования в Москве структуры "иерусалимских" символов было то
обстоятельство, что она совместила в себе два образа - тот реальный Святой
Город со всеми отстроенными и почитаемыми уже в христианский период храмами и
святыми местами, который видели приезжающие в Палестину русские паломники, и
Иерусалим времён земной жизни, проповеди, Распятия и Воскресения Иисуса Христа,
известный всем христианам по Священному Писанию... По-видимому, исторически
одновременно протекали два процесса - духовно-символического и
конкретно-структурного созидания в Москве центра Духовного Израиля - русской
Святой земли. Прямые наименования Москвы Иерусалимом, "Новым Сионом",
"Градом Господним встречаются в русских документах уже с XIV века. Для
христианского духовного сознания естественно было стремление устроить земной
город как градостроительную икону во образ небесного Первообраза".
Как это несопоставимо с ведущей идеей проекта "Золотое
кольцо России"! Лишается сакрального смысла и сама Москва-река, о которой
в проекте говорится, что она была лишь "древнейшим оборонительным рубежом
и важнейшей природной транспортной коммуникацией". Подчёркивается лишь
хозяйственное значение реки, по берегам которой размещались в недавнее время
производственные и складские зоны, которые, конечно, не украшали её. Чем же
предполагается их заменить? Престижными офисами и эксклюзивным жильём, так как
в соответствии с новым проектом преобладающей становится "репрезентативная
функция реки". При этом её символическая функция совершенно утрачивается,
а ведь в духовном пространстве города Москва-река "уподоблялась образу
Реки Жизни", о чём свидетельствовало и размещение по её берегам террасных
садов Кремля, и Большого Государева сада, равного которому по величине не было
нигде в мире. В проекте это звучит как "многофункциональный комплекс
"Кейстоун" - "Царёв сад" (на Софийской набережной).
"Золотое кольцо Москвы" неизбежно задушит Кремль -
центр святого града. Ещё император Александр III говорил: "Москва - это
храм, а Кремль - её алтарь". Если данный проект будет осуществлён,
Московский Кремль потеряет своё сакральное значение и превратится в декорацию к
туристическому комплексу. Это - преступление против своих национальных корней и
традиций, разрушение духовной экологии, которое не может пройти безнаказанно.
В проекте явно смещены акценты: доминировать в городском пейзаже центра
должны храмы, на втором месте полагалось бы быть зелёной зоне, садам и паркам, на
третьем музеям и только где-то на периферии - сфере обслуживания туристов, но в
нормальных пропорциях.
Уничтожение старого жилья и вывод исторически существовавших на
острове предприятий для организации гигантской зоны развлечений - не безумие ли
это? Неизвестно ещё, что хуже, - вред от работающих предприятий или от
запущенной на всю катушку индустрии развлечений? Очевидно, что с точки зрения
духовной экологии страшнее второе.
На Руси сосуществовали, как два образа жизни, монастырская и
скоморошья традиции. С петровских времён развилась ярмарочно-балаганная
культура. Площади, бывшие центрами общественной и торговой жизни городов, стали
с XVIII века местом проведения празднеств, театральных представлений,
маскарадов. Но эти увеселения были строго регламентированы, соотнесены с
годовым богослужебным кругом, подчинялись церковному ритму и при этом имели
ярко выраженный народный, крестьянский характер: ряженые на Святках, катание на
лошадях и с ледяных гор на Масленицу, завивание венков на Троицу и т.д. Но эта
игровая стихия не выплёскивалась за рамки, отведённые ей церковными канонами.
На время постов все увеселения и представления прекращались, круглосуточных
увеселений тоже не было. При нарастающей секуляризации общества всё-таки
доминировала церковная культура.
В наше время обмирщение жизни достигло небывалых размеров.
Концепция "Золотое кольцо" подтверждает это. Очень печально, что наш
мэр хочет увековечить свою память подобным проектом.
Проект "Золотой остров" пострашнее того, который, слава
Богу, не осуществился в 30-е гг. XX века, - план архитектора Бориса Иофана,
который построил Дом на набережной, но хотел снести храм. Нынешний проект
задушит храм свт. Николая на Берсеневке, а заодно и два других памятника:
палаты Аверкия Кириллова и "Набережные палаты". Палаты Аверкия
Кириллова вообще почему-то не указаны в проекте реставрации, хотя это
знаменитый памятник, а о "Набережных палатах" (доме причта) в широкой
прессе вообще не говорится ни слова, так что можно подумать, что они не
существуют или их собираются снести (хотя в официальной концепции здание
подлежит реставрации).
Мягко говоря, нездоровой кажется и идея размещения в здании ГРЭС
гигантского ночного клуба рядом с храмом св. Николая на Берсеневке, община
которого борется за сохранение исторического ландшафта вокруг храма-памятника
XVII века.
Сам собой напрашивается вывод: необходим пересмотр концепции
"Золотое кольцо Москвы", противоречащей национальным духовным и
культурным традициям, в части, касающейся непропорционально раздутой индустрии
развлечений и бизнеса. Гораздо более достойная задача - вернуть Москве образ
духовного Иерусалима - центра русской Святой земли.