Все, что увидел, запомнил, пережил художник в
детстве, образует тот бесценный духовный кладезь, из которого он черпает
впечатления в продолжение всей своей жизни.
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии 17
июля 1817 года в семье бедного армянского негоцианта. Еще ребенком, как стал
помнить себя, он постоянно проводил все свободное время на берегу моря. С
инстинктивным, непонятным для других наслаждением по целым часам глядел он на
неуловимые валы моря, как они вздымаются, пенятся, сглаживаются, переливаются,
вечно изменяясь и вечно оставаясь прекрасными.
Рассказывают, А. И. Казначеев, керченский градоначальник,
проезжая однажды по Феодосии, увидел мальчика, чертившего что-то на фонарном
столбе. Как блюститель порядка, градоначальник хотел побранить шалуна за порчу
краски на столбе, но, подойдя ближе, с удивлением увидел изображенное судно,
довольно схожее с тем, что стояло в море недалеко от берега. Это поразило его.
Он спросил других мальчишек, потому что Айвазовский (это был он) убежал, чье дитя
так рисует? - и, получив ответ, сам посетил родителей будущего художника, узнал
ограниченность их средств и принял на себя заботу о развитии дарования в
мальчике. Живя в доме градоначальника, И. К. Айвазовский получил первые
сведения о науках и, помещенный в гимназию, изучал там французский язык. Ему
было тринадцать лет, когда другая благодетельница юного таланта, Нарышкина,
видя недостаточность средств к образованию в далеком губернском городе,
направила в Москву к известному художнику Тончи, другу Г. Р. Державина, рисунок
Айвазовского. «Этот молодой человек сгорает страстью к живописи и проводит
целые дни, чертя эскизы, удивительные по точности рисунка, -писала она. -
Нельзя ли на счет казны как-либо поместить его в академию? Примите его под свое
покровительство, дорогой Тончи; он похож на Рафаэля и с его же прекрасным
выражением в лице. Как знать, может быть, он сделает честь России... » Тончи,
как истинный художник, принял участие в юном таланте. Он представил рисунок
Айвазовского государю, пророчески сказав: «Этот мальчик-чудо изумит
иностранцев».
Государь разрешил определить Айвазовского
пансионером Петербургской академии художеств. Будущая судьба юного художника
была решена.
В 1837 году за три морских вида и за превосходную картину «Штиль»
Айвазовскому присудили Первую золотую медаль и в порядке исключения сократили
академический курс на два года, с условием, что за это время он напишет виды
крымских городов. Так появились пейзажи Севастополя, Керчи, Ялты, картины
«Лунная ночь», «Буря».
В Крыму художник познакомился со знаменитыми флотоводцами М. П.
Лазаревым, В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, был свидетелем морских учений и
смог увидеть в действии военные корабли. Под впечатлением увиденного написал
первое батальное полотно - «Высадка десанта у Субаши».
Работы были выставлены в Академии художеств и в качестве
поощрения Айвазовского отправили в Италию, где трудолюбивого молодого человека
заприметили сразу. Ватикан приобрел его картину «Хаос». Требовательный А. А.
Иванов отметил способности его в изображении моря, а гравер Ф. И. Иордан
утверждал, что Айвазовский - первооткрыватель жанра морской живописи в Риме.
Английский маринист Д. Тернер, увидевший в мастерской художника картину
«Неаполитанский залив лунной ночью», посвятил Айвазовскому сонет.
В 1843 году с выставкой картин Айвазовский совершает путешествие
по Европе. «Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня
самыми лестными поощрениями», - вспоминал он. Его удостаивают звания академика
Академии художеств Амстердама и Санкт-Петербурга.
Возвратившись на родину, художник спешит в Феодосию, где строит
дом-мастерскую и пишет главные свои картины, известные во всем мире.
Море сделало его художником. Ему он и отдавал поклон в каждой
новой своей картине. Крайние моменты в жизни природы, кажется, особенно
занимали кисть Айвазовского. Вспомните его картину «Девятый вал» или знаменитую
«Волну». Неистовство стихии, и человек, которому суждено испытать это
неистовство. Сколь же должен быть мужествен человек, чтобы выдюжить, выдержать
такое испытание.
Значителен вклад Айвазовского и в батальную живопись. «Живописец
Главного морского штаба» (это звание ему присвоили в 1844 году), он запечатлел
эпизоды Севастопольской обороны, неоднократно обращался к подвигам русских
моряков, русского флота. Им написаны батальные полотна «Наваринский бой» и
«Чесменский бой». «Каждая победа наших войск на суше или на море, - писал
художник, - радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику
изобразить ее на полотне...»
И русский флот, как и все русские люди, с благодарностью
относятся к художнику за то, что он воспевал бесстрашие и подвиги наших
предков.