В последнее время некоторые люди, считающие себя истинно
православными, и даже отдельные священники с жаром настаивают на причислении
царя Иоанна Грозного к лику святых. Это ни с чем не сообразное, безграмотное и
с исторической, и с богословской точек зрения требование стало идеологией
движения, которое по всем признакам является новой сектой, зародившейся в
Русской Православной Церкви. Самым типичным из этих признаков служит
фанатическая убежденность этих людей в своей правоте и неправоте тех, кто
думает иначе, категорический отказ выслушивать возражения и однообразное
повторение собственной аргументации.
Понятно, что вести с ними какой-то конструктивный диалог
невозможно. Но это не значит, что нам нужно обходить вопросы, связанные с
личностью Иоанна Грозного; в частности, вопрос о том, насколько верна и точна
та его историческая оценка, которая выработалась в нашей науке на протяжении XIX
и XX веков и к которой мы все привыкли.
Думается, его заслуги как государственного
строителя равны нулю, если не отрицательны. Его замыслы были хорошими, желание
осуществить их было горячим и искренним, но ведь это надо отделять от того, что
получилось в реальности, что ему удалось сделать фактически. А тут достижения
нейтрализуются провалами. Да, на востоке были успехи: после взятия Казани и
Астрахани, Волга целиком стала русской рекой, но на западе царь потерпел полное
фиаско - ливонская война была проиграна Стефану Баторию и необходимого России
выхода к балтийскому побережью не состоялось (эта насущная задача была решена
лишь через сто с лишним лет Петром Великим). Борьба с обнаглевшим боярством,
которой Грозный отдал столько сил, и в ходе которой создал опричнину, не была
доведена до конца, и опричники, не менее нагло, чем до них знатные княжеские
роды, водили за нос царя, преследуя не государственные, а собственные интересы
путём грабежа населения. Отмена в 1572 году царём опричнины была признанием им
своего поражения в этой титанической борьбе за централизованную власть (Сталин
при обсуждении эйзенштейновского фильма «Иван Грозный» отметил как главную
ошибку царя именно то, что он не сломал становой хребет боярству).
В конце правления Грозный почти забросил российские дела, хотел
бежать в Англию и оставил страну в расстроенном состоянии с резко сократившимся
населением, и восстановить её не смог даже умный и энергичный Годунов.
Естественным и неизбежным завершением этого мрачного периода нашей истории было
Смутное Время - расплата за непоследовательную политику Ивана IV, в которой проблески
гениальности чередовались с истерическими выходками, вроде бегства в
Александровскую слободу или убийства преподобного Корнилия Псковского, а ми
нуты вдохновенного служения отечеству сменялись впадением в крайнее уныние и
полную пассивность. Это всё достоверно, так было на самом деле, поэтому
утверждение, что Иоанн Грозный принёс государственному делу России огромную
пользу, является чистейшей фантазией и может найти отклик только в тех людях,
которые не желают считаться с объективными фактами. Сторона, которую новые
«иоанниты» выдвигают в качестве основания канонизации царя - его
административная активность - была по конечным результатам скорее
разрушительной, чем созидательной, а то, что у него были вначале благие
намерения, историей, к сожалению, в расчёт не берётся. Но, давая ему в этой
сфере ту оценку, которую он справедливо заслуживает, мы хотим тут же вступиться
за эту яркую и талантливую личность и отметить ту его заслугу перед Россией,
которую новые «иоанниты» не видят в упор, ибо она является чисто духовной, а их
на самом деле интересует не духовная сторона нашего бытия, а вещественная - все
то, что может быть использовано для раскола Церкви.
Заслуга эта громадна. Иван IV был тем
государем, который первым осознал значение миропомазания на царство и буквально
заставил митрополита Макария совершить над ним это таинство при восшествии на
престол. А было ему в этот момент семнадцать лет! Как сумел он в этом возрасте
подняться на такую высоту понимания сути Божественного Домостроительства, его
главной - мистической - составляющей? Этому способствовали как его
исключительная природная одарённость, так и те обстоятельства, в которых прошло
его детство. Его отец, Василий Третий, умер, когда ему было три года, и страной
стали править сначала фаворит его матери, Елены Глинской, Овчина
Телепнев-Оболенский, а затем боярская олигархия. На номинального царя эти
хищные временщики не обращали никакого внимания, и он рос скрытным нелюдимым волчонком,
предоставленным фактически самому себе. Его незаурядный ум требовал пищи, и он
нашёл её в Священном Писании, которое читал столько раз, что выучил почти
наизусть. Это было не просто чтение, но и постоянное размышление над
прочитанным.
Особенно волновали его те страницы Ветхого Завета, где
рассказывалось о появлении в Израиле после периода судей первых царей - Саула,
Давида и Соломона. Он знал, что сам скоро станет правящим царём и после того,
как, обретя власть, отомстит унижавшим его своим пренебрежением боярам, перед
ним встанет вопрос: как и в каком статусе править Россией? Ответ он нашёл в
Библии: за образец надо взять древнеизраильских царей, которые помазывались на
царство пророком Самуилом, ибо помазание клало на них печать Святого Духа и сообщало
им сугубую благодать. Именно этот, и может быть только этот из его прекрасных
замыслов был реализован, и за это ему низкий поклон! Он стал, причем вполне
сознательно и целенаправленно, первым русским Божиим Помазанником, открыв тем
самым новую блестящую главу в истории нашего государства. Лично ему создать
Великую Россию не довелось: завоевания удались только наполовину, местничество
искоренено не было, разделение территории на земщину и опричнину не привилось.
Но за ним, будто подхватывая его инициативу, пришли другие Божии Помазанники из
родственного ему рода Романовых, которые с помощью сугубой благодати, даваемой
им таинством помазания на царство, сделали нашу страну самой прекрасной страной
на свете.
На июль приходятся разделённые несколькими днями две важнейшие
даты, связанные с династией Романовых, преемственно и самоотверженно работавшей
на возвеличение России. Одна из них - венчание на царство первого Романова,
Михаила Федоровича, в Успенском соборе Московского Кремля.
Вторая - конец миропомазанничества как мистической основы
Российской монархии: убиение последнего нашего Божиего Помазанника, Николая
Александровича. После него заботу о России взяла на себя Сама Божия Матерь,
явив в знак этого Свою Державную икону. Она и до сих пор продолжает быть нашей
путеводительницей. Верим, что с Её помощью мы когда-нибудь вновь обретём
государей с печатью помазания Святым Духом, которые и приведут Россию к
подлинному возрождению.