Среди воссиявших в XIX - XX вв. на вершинах мировой культуры русских имён имя Ф. И.
Тютчева для нас значит много больше, чем для остального человечества. Имя его
не принадлежит к числу самых громких, но для России оно одно из самых дорогих.
В своих бессмертных стихах Тютчев явил поистине пророческий дар, сказав о
смысле нашего пребывания во Вселенной, на Земле и в жизни России. Сказанное им
продолжает поныне будить мысль и совесть, и вот уже полтора столетия для
русских людей Тютчев - вечный спутник.
Фёдор Иванович Тютчев родился в родовитой дворянской семье,
принадлежавшей к высшему классу России начала XIX века. В укладе жизни дома Тютчевых
естественно и просто уживались светская европейская культура и строгая
приверженность русской православной традиции. Это легло в основу формирования
своеобразной личности поэта.
Домашним учителем Тютчева был известный в начале XIX века словесник Д. Е.
Раич, брат Киевского митрополита Филарета. Под его руководством Тютчев совершил
свои первые шаги на литературном поприще. В 1822 году Фёдора Тютчева, уже
прошедшего к тому времени курс Московского университета, его родственник, герой
Двенадцатого года граф Остерман-Толстой определил на дипломатическую службу в
Мюнхене. С того времени двадцать два года Фёдор Иванович провёл заграницей,
приезжая в Россию лишь изредка и ненадолго.
До 1826 года рядом с Тютчевым неотступно находился опекавший его
с детства дядька Николай Афанасьевич Хлопов. В воспитании поэта он сыграл роль
едва ли не большую, чем Раич. Глубоко верующий русский человек, бывший
крепостной, он заслужил у господ не только доверие, но и уважение. Благодаря
ему в мюнхенском доме Тютчева звучал русский язык, перед иконами горели
лампады, соблюдались православные посты. Тютчев любил Николая Афанасьевича как
родного, всю жизнь с благоговением хранил подаренную им Феодоровскую икону
Божией Матери с надписью на обратной стороне: "Моему другу Фёдору
Ивановичу Тютчеву". Такой это был слуга...
Ярких событий в жизни Тютчева, пожалуй, нет. Ни дальних
странствий, ни опасностей, ни крутых перемен - биографу разгуляться не на чем.
На поверхности жизни внешне спокойная и комфортабельная жизнь дипломата. Но за
благополучным фасадом - напряжённая работа мысли и души, всегда неспокойное сердце.
Он был окружён вниманием и любовью, но его преследовали потери - прежде срока
уходили друзья, сердечные привязанности оборачивались горем для близких и для
него самого... Этот человек, обладавший великим даром любви и сострадания, был
несчастлив. И он бежал от одиночества. Он жаждал человеческого общения, спешил
делиться с людьми тем, что выстрадал и понял. Многое из того, что было им
сказано и написано, вошло в духовную сокровищницу России. Ему было что сказать.
К поэзии Тютчева влекло с детства, но он никогда не стремился к
поэтической славе. Сквозь толпу современников великий поэт прошёл неузнанным.
Одним из первых, кто по достоинству оценил Тютчева-поэта, был Достоевский,
сказавший о нём: "Первый поэт-философ, которому равного не было, кроме
Пушкина". Но к литературной судьбе своих стихов Тютчев был равнодушен.
Первый сборник его стихотворений (всего прижизненных было два) вышел в 1854
году. В его литературной биографии важнейшим событием была публикация стихов за
подписью "Ф. Т. " в 1836 году в пушкинском "Современнике".
Подборку Пушкин озаглавил "Стихотворения, присланные из Германии".
Новизну и неожиданность этих стихов Пушкин отнёс на счёт влияния германской
культуры.
Отчасти Пушкин был прав, но главное в другом Действительно, такое
колоссальное явление мировой культуры, как германский романтизм, своей
метафизической глубиной привлекало Тютчева. Здесь были истоки философской
лирики, в которой он поднялся выше своих немецких собратьев, не исключая самых
великих. Но как православному христианину ему были чужды тёмная мистика и
языческие соблазны германского романтизма Лейтмотивом всего его творчества, о
чём бы он не писал, была причастность Вечной Истине.
В своих стихах Тютчев сумел сказать о грозных стихиях Вселенной,
о страхе и бессилии перед ними человека и о Божией воле, которая направляет
единый поток жизни. В его поэзии всё мироздание - Земля и Вселенная, природа и
человек, Империя и село Овстуг (место рождения поэта) - предстают в единстве,
созвучном Божиему Замыслу. Пронизанность природы и культуры Божией Волей была
Тютчевым осознана и выражена с силой, невиданной прежде:
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик отобразится в них.
Центральное место в замысле Творца о мироздании принадлежит
человеческому роду. Как высоко взыскан Божией Милостью человек! Какого мужества
и самоотречения требует верность этому призванию! И с "космизмом"
поэзии Тютчева неразрывно связана его историософия. Она основана на сознании
того, что исполнение Замысла Божия о человечестве, которое осуществляется в
Православии, возложено на Россию. От святого Православия неотделима вера в
Россию. Тютчеву принадлежит знаменитое четверостишие:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Принадлежность к европейской культурной элите не сделала Тютчева
космополитом. Напротив. Знание Запада "изнутри" помогало его стоянию
в истине. Воистину святым делом было для него отстаивание государственно-политических
интересов России и его патриотизм, как небо от земли, был далёк от
новоевропейского буржуазного национализма. Россия была ему дорога, прежде
всего, как оплот Святой Руси.
"На что нам Россия не Самодержавная и не Православная, -
говорил Константин Леонтьев, последователь Тютчева, - на что нам такая Россия,
в которой в самых глухих селах утратились бы последние остатки народных
преданий?" Вспомним стихотворение Тютчева "Эти бедные селенья...
"
Стихи эти - почти молитва. Понять как сердцевину русской жизни
подвиг Крестоношения смогли гениальные современники Тютчева Гоголь и
Достоевский, но высказать это с такой глубиной и силой не удалось даже им,
носившим, как и Тютчев, в сердце образ "Русского Христа".
Да, Сила Божия в немощи совершается, но Святая Русь неотделима от
исторического призвания, имя которого - Империя, вселенское царство,
выстроенное Промыслом Божиим ради Торжества Православия в историческом
пространстве через три заветные столицы - Рим, Константинополь и Москву.
В своих политических статьях Тютчев был первым в послепетровской
России, кто вновь внятно и определённо заговорил о России как о законной
наследнице Византийской Империи и через неё Древнего Рима. О том, что идея
Москвы-Третьего Рима была, есть и будет фактором "мировой стратегии"
и шире - всемирной истории.
Найдя в славянофилах своих единомышленников, Тютчев, однако
расходился с ними в оценке деятельности Петра Великого, однозначно считая её
необходимой и спасительной для имперского призвания России. Империя не может не
быть могущественной. Самодовольный Запад Святую Русь "не поймёт и не
заметит", и Тютчев был всецело согласен с Петром в том, что оплотом для
Святой Руси должен служить не бревенчатый скит, а стопушечный фрегат, идущий
под полным парусным вооружением в Мировой Океан.
В годы царствования Николая I противостояние между России и "передовыми" странами
Запада неуклонно нарастало и разразилось, наконец, "Восточной"
(Крымской) войной. Тютчев был первым в России, кто понял глубинные истоки этого
конфликта, зорко прозрев за политическими коллизиями его метафизическую
сущность. С успехом на Западе революционных течений, откровенно
антихристианских, началось строительство масонского мирового порядка. Россия
была главным препятствием на его пути.
Это противостояние ясно обозначилось уже в борьбе с Наполеоном.
Тютчев назвал её борьбой между законной Империей и коронованной революцией. За
тысячу лет до Наполеона Запад был другим, но именно тогда он вступил в борьбу
против законной Империи и сделал свой первый шаг на пути апостасии. "Идея
Империи всегда была душою Запада, - писал Тютчев, - но Империя на Западе
никогда не была ничем иным как похищением власти, её узурпацией". Против
законной Римской Империи - Византии Карл Великий и Папа Римский заключили между
собой догматический союз и раскололи этим христианский мир уже за двести лет до
формального отпадения от Вселенского Православия римо-католиков.
Здесь начало дехристианизации Запада. Её главные этапы -
лжеимперия-папизм, ренессанс-реформация, наконец, - масонство-революция. И на
всех этих этапах апостасии Западом движет идея Империи. Здесь, как заметил
Тютчев, коренится и причина западной русофобии. В основе её - историческая
ревность и ненависть к законной Империи.
Тютчева не стало в 1873 году. Его похороны не были громким событием
в жизни Петербурга. Российская общественность Тютчева просто не знала. При
жизни, он был, по выражению Тургенева, "поэтом для немногих". И как
политического мыслителя его знали и ценили тоже немногие. Но эти
"немногие" были русской национальной элитой. К тому времени уже
громко заявили о себе Иван Аксаков, Николай Данилевский, Константин Леонтьев.
Они были прямыми последователями Тютчева. В их творчестве получила развитие
традиция национальной русской мысли - политической и философской. Все попытки гробокопателей
России уничтожить её или ошельмовать были и остаются тщетными. Она живёт и
утверждается в современной российской жизни как залог нашего грядущего
возрождения.
В наши дни официальная культура от Тютчева далека, как никогда.
Замечательный тому пример - высказывание Иосифа Бродского (её знаковой фигуры)
о том, что Тютчев "лобзал имперские сапоги" и это, мол, мешает
Бродскому Тютчева любить. К этому можно добавить, что в Петербурге памятника
Тютчеву нет, между тем открытие памятника Бродскому активно готовится. За
последние годы Петербург украсили монументы академика Сахарова, солдат Швейка,
Остапа Бендера, Чижика-пыжика, но не великому Тютчеву.
Крест на могиле Тютчева в Петербурге - единственный ему
памятник... И сам город Петербург - это тоже ему памятник, поэту Вечной Истины,
поэту православной Империи...