«Сильна молящихся рука...» - Алексей Степанович Хомяков
Сегодня русский человек пребывает в
растерянности. Он и хотел бы строить свою жизнь по Божиим заповедям, да годы
богоборчества сделали своё дело: человек во всём сомневается. Но русская душа
не может без Бога. Об этом свидетельствуют и частные судьбы людей, и вся
история государства Российского. Жизнь и творчество Алексея Степановича
Хомякова - яркий пример пути православного христианина. Он явил собой легко
узнаваемый на Руси тип светского христианина: благообразный, радостный,
творчески активный. В истории русской культуры XIX века богослов, философ и
поэт Хомяков занимает особое место как человек, последовательно отразивший в
своём творчестве веру в Бога. С детства он впитал в себя веру православную,
никогда не сомневался в догматах христианства, постился, молился, посещал храм.
Его личная жизнь христианина помогла ему понять душу русского человека и
отразить её особенности в богословских, философских и поэтических трудах.
В оценке творчества Н. Бердяева А. С. Хомяков и его соратники - славянофилы
впервые осмыслили русское национальное самосознание как религиозное по
преимуществу. Впервые природу и истоки русского духа они увидели в Православии.
В программной статье "О старом и новом" А. С. Хомяков и определил
будущий облик России как нравственный и христианский.
В теоретических и публицистических статьях А. С. Хомяков не мог
полностью себя выразить. Чувства, эмоции, житейский и религиозный опыт
требовали поэтического выражения. Стихи он писал всю жизнь.
Хомяков - поэт очень тонкий. Он не учит, не назидает, всуе не
использует библейские сюжеты. Он религиозен по духу, по настроению, по глубине
проникновения в предмет изображения.
Подвиг
есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг - в терпеньи,
Любви
и мольбе.
Свой жизненный опыт поэт проверяет духовными ценностями,
утверждается в них, и поэтому читатель не остаётся равнодушным. Происходит
поэтическое превращение обычных слов в религиозно и эстетически насыщенные
слова. И тогда религиозные истины, к которым человек стремится уже осознанно,
становятся прекрасными.
Постоянное соотнесение жизненных ситуаций с христианскими
ценностями научают Хомякова преодолевать личные страдания, и в лучших своих
стихах он поднимается до высоты поэтических открытий. В пустой детской комнате
он пишет стихотворение на смерть своих детей:
О,
дети, в глубокий полуночный час
Молитесь о том, кто молился о
вас,
Молитесь, да будет и с ним
благодать,
Любовь
Вседержителя Бога".
Читатель становится свидетелем преодоления страдания через
молитву. Особенности поэтического языка Хомякова в том, что духовные ценности
преобразуются в эстетически значимые: да, рай на земле утрачен, но жизнь в Боге
- прекрасна.
По описанию современников, А. С. Хомякова отличала цельность
натуры, последовательность в поступках и суждениях, требовательность в
исполнении христианского долга. Терпение и молитва были для него внутренним
стержнем жизни, осмысленным напряжением воли. Он излучал уверенность и
твёрдость.
Глубокое смирение было основой его духовной жизни. Но в смирении
философ и поэт Хомяков видел не только подчинение обстоятельствам, но и способ
преодоления житейских невзгод. Поэтические строчки Хомякова: "сильна
молящихся рука..." можно считать программными.
По мысли Хомякова, полнота индивидуального бытия совершается
только в храме. В своём творчестве он раскрыл особый тип русского человека,
который остаётся загадкой для многих и по сей день.
Стихи о русском народе, о России занимают особое место в поэзии
А. С. Хомякова. Идея избранничества России была чужда Хомякову. Его любовь к
Родине была строгой и разумной. В российской истории много греха, но вот за то,
что Россия смиренна и способна каяться, Господь и определил ей особую миссию:
Хранить
племён святое братство -
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство...
И
правду, и бескровный суд.
Представления о России и русском народе в течение жизни у
Хомякова не менялись, его убеждения лишь укреплялись. В зрелые свои годы
Хомяков опять пишет о покаянии и смирении как высших ценностях для России. В
стихотворении "О, Русь моя!" он видит Россию "в силе трезвенной
смиренья... грозна, прекрасна... ангел Бога - с огнесверкающим челом".
По своим политическим взглядам А. С. Хомяков был консерватором,
сторонником патриархального быта. Ему принадлежат уникальные строчки о
"цветущей тишине" как идеальном способе существования России. А жизнь
с Богом - это и залог личного спасения и благоденствия России.
Свою веру Хомяков подтвердил и последним своим часом. Нестарый
ещё человек, Хомяков заболел холерой. Он соборовался в сознании, сам держал
слабой рукой свечу, потом перекрестился и умер.
В своём творчестве А. С. Хомяков сумел отразить вечные истины,
понятные русской душе. И сегодня томимый "духовной жаждою" русский
человек может заново обрести в поэзии Хомякова непреходящие ценности.