Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [130]
История, Культура, Религия [173]
Актуальная информация [107]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [13]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [26]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

«Сильна молящихся рука...» - Алексей Степанович Хомяков

Сегодня русский человек пребывает в растерянности. Он и хотел бы строить свою жизнь по Божиим заповедям, да годы богоборчества сделали своё дело: человек во всём сомневается. Но русская душа не может без Бога. Об этом свидетельствуют и частные судьбы людей, и вся история государства Российского. Жизнь и творчество Алексея Степановича Хомякова - яркий пример пути православного христианина. Он явил собой легко узнаваемый на Руси тип светского христианина: благообразный, радостный, творчески активный. В истории русской культуры XIX века богослов, философ и поэт Хомяков занимает особое место как человек, последовательно отразивший в своём творчестве веру в Бога. С детства он впитал в себя веру православную, никогда не сомневался в догматах христианства, постился, молился, посещал храм. Его личная жизнь христианина помогла ему понять душу русского человека и отразить её особенности в богословских, философских и поэтических трудах.

В оценке творчества Н. Бердяева А. С. Хомяков и его соратники - славянофилы впервые осмыслили русское национальное самосознание как религиозное по преимуществу. Впервые природу и истоки русского духа они увидели в Православии. В программной статье "О старом и новом" А. С. Хомяков и определил будущий облик России как нравственный и христианский.

В теоретических и публицистических статьях А. С. Хомяков не мог полностью себя выразить. Чувства, эмоции, житейский и религиозный опыт требовали поэтического выражения. Стихи он писал всю жизнь.

Хомяков - поэт очень тонкий. Он не учит, не назидает, всуе не использует библейские сюжеты. Он религиозен по духу, по настроению, по глубине проникновения в предмет изображения.

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг - в терпеньи,

Любви и мольбе.

Свой жизненный опыт поэт проверяет духовными ценностями, утверждается в них, и поэтому читатель не остаётся равнодушным. Происходит поэтическое превращение обычных слов в религиозно и эстетически насыщенные слова. И тогда религиозные истины, к которым человек стремится уже осознанно, становятся прекрасными.

Постоянное соотнесение жизненных ситуаций с христианскими ценностями научают Хомякова преодолевать личные страдания, и в лучших своих стихах он поднимается до высоты поэтических открытий. В пустой детской комнате он пишет стихотворение на смерть своих детей:

О, дети, в глубокий полуночный час

Молитесь о том, кто молился о вас,

Молитесь, да будет и с ним благодать,

Любовь Вседержителя Бога".

Читатель становится свидетелем преодоления страдания через молитву. Особенности поэтического языка Хомякова в том, что духовные ценности преобразуются в эстетически значимые: да, рай на земле утрачен, но жизнь в Боге - прекрасна.

По описанию современников, А. С. Хомякова отличала цельность натуры, последовательность в поступках и суждениях, требовательность в исполнении христианского долга. Терпение и молитва были для него внутренним стержнем жизни, осмысленным напряжением воли. Он излучал уверенность и твёрдость.

Глубокое смирение было основой его духовной жизни. Но в смирении философ и поэт Хомяков видел не только подчинение обстоятельствам, но и способ преодоления житейских невзгод. Поэтические строчки Хомякова: "сильна молящихся рука..." можно считать программными.

По мысли Хомякова, полнота индивидуального бытия совершается только в храме. В своём творчестве он раскрыл особый тип русского человека, который остаётся загадкой для многих и по сей день.

Стихи о русском народе, о России занимают особое место в поэзии А. С. Хомякова. Идея избранничества России была чужда Хомякову. Его любовь к Родине была строгой и разумной. В российской истории много греха, но вот за то, что Россия смиренна и способна каяться, Господь и определил ей особую миссию:

Хранить племён святое братство -

Любви живительный сосуд,

И веры пламенной богатство...

И правду, и бескровный суд.

Представления о России и русском народе в течение жизни у Хомякова не менялись, его убеждения лишь укреплялись. В зрелые свои годы Хомяков опять пишет о покаянии и смирении как высших ценностях для России. В стихотворении "О, Русь моя!" он видит Россию "в силе трезвенной смиренья... грозна, прекрасна... ангел Бога - с огнесверкающим челом".

По своим политическим взглядам А. С. Хомяков был консерватором, сторонником патриархального быта. Ему принадлежат уникальные строчки о "цветущей тишине" как идеальном способе существования России. А жизнь с Богом - это и залог личного спасения и благоденствия России.

Свою веру Хомяков подтвердил и последним своим часом. Нестарый ещё человек, Хомяков заболел холерой. Он соборовался в сознании, сам держал слабой рукой свечу, потом перекрестился и умер.

В своём творчестве А. С. Хомяков сумел отразить вечные истины, понятные русской душе. И сегодня томимый "духовной жаждою" русский человек может заново обрести в поэзии Хомякова непреходящие ценности.

 

Елена Владимировна КОНДРАТЬЕВА

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (10.12.2009)
Просмотров: 771

Поступления


[06.06.2025]
Черемин А. А. Туровское княжество (X-XIV века).  Москва-Минск.  2012 г.
Черемин А. А. Туровское княжество (X-XIV века). Москва-Минск. 2012 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[03.04.2025]
Веселовский С. Б. Из истории Московского государства в XVII веке.  М. АИРО-XX. 2005 г.
Веселовский С. Б. Из истории Московского государства в XVII веке. М. АИРО-XX. 2005 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского.  М. Искусство. 1966 г.
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского. М. Искусство. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Веселовский С. Б. Подмосковье в древности. Три очерка.  М. АИРО-XX. 2002 г.
Веселовский С. Б. Подмосковье в древности. Три очерка. М. АИРО-XX. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Ефремов И. А. Дорога ветров (Гобийские заметки).  М. Географгиз. 1962 г., изд. 2-е.
Ефремов И. А. Дорога ветров (Гобийские заметки). М. Географгиз. 1962 г., изд. 2-е.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[10.03.2025]
Длугач В., Португалов П. Осмотр Москвы. Путеводитель.  М. Московский рабочий. 1940 г., изд. 3-е.
Длугач В., Португалов П. Осмотр Москвы. Путеводитель. М. Московский рабочий. 1940 г., изд. 3-е.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.03.2025]
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. Свод археологических источников. Е1-36. М. Наука. 1966 г.
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. Свод археологических источников. Е1-36. М. Наука. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.03.2025]
Веселовский С. Б., Снегирев В. Л., Земенков Б. С. Подмосковье. Памятные места в истории Русской культуры XIV-XIX веков. М. 1962 г., изд. 2-е
Веселовский С. Б., Снегирев В. Л., Земенков Б. С. Подмосковье. Памятные места в истории Русской культуры XIV-XIX веков. М. 1962 г., изд. 2-е
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.03.2025]
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке.  Л. АН СССР. 1932 г.
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л. АН СССР. 1932 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.02.2025]
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья.  М. АН СССР. 1961 г.
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М. АН СССР. 1961 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.01.2025]
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.01.2025]
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[27.01.2025]
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.01.2025]
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время.  М.-Л. АН СССР. 1953 г.
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. АН СССР. 1953 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины.  М. АН СССР. 1963 г.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М. АН СССР. 1963 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск.  1973 г.
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск. 1973 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в.  М. Наука. 1965 г.
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в. М. Наука. 1965 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[20.11.2024]
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа).  М. Наука. 2014 г.
Зуров Л. Ф. Статьи и письма. Археология и этнография Печорского края (Сетумаа). М. Наука. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]