И сердце мое облилось кровью... – Василий Васильевич Верещагин
Известный
русский художник Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в
Новгородской губернии, близ города Череповца, в семье состоятельного помещика.
В 1850 году (восьми лет), согласно семейной традиции, его определили в Морской
кадетский корпус. Учился он хорошо - первенство льстило его самолюбию, но
радостных воспоминаний об этой части жизни у маленького Василия не осталось, к
тому же он не любил море. В 1858 году юный гардемарин возвращается из
заграничного плавания. И в том же году начинает посещать классы рисовальной
школы, самостоятельно штудирует труды философов-позитивистов. В 1859 году
Василий оказывается перед выбором: остаться на военной службе или поступить в
Академию художеств. Ему только 17 лет, и родители категорически против. Но у
него есть пример: старший брат Николай оставил военную службу и поступил в
университет. Василий выбирает искусство и поступает в Академию художеств.
Занятия в стенах академии не принесли удовлетворения молодому художнику; ему
хотелось свободы творчества, а приходилось работать на заданные темы. Разрыв с
академией становится неизбежным, и в 1863 году, бросив всё, Василий уезжает на
Кавказ.
В 60-е годы XIX столетия Кавказ был
таким же, как и сейчас, опасным местом. Известный историк Н. Я Данилевский так
охарактеризовал горцев Северного Кавказа: "Кавказские горцы - и по своей
фанатичной религии, и по образу жизни и привычкам... природные хищники и
грабители, никогда не оставлявшие и не могущие оставлять своих соседей в
покое". Трофеи, в виде отрезанных голов, по-прежнему оставались
свидетельством доблести истинного джигита.
Полная опасностей жизнь раскрывалась
перед молодым художником. На Кавказе он увидел, как и чем заканчивается война,
что несёт она победителям и побеждённым. Воинственные горцы на его эскизах
кажутся нашими современниками - только одежда другая, а взгляд и характер
остались прежними.
Волна впечатлений захватила Василия
Васильевича. Сказать всю правду о войне - в этом видит он своё призвание и свой
долг. Осенью 1867 года он уезжает в Туркестан. Россия ведёт здесь военные
действия. Верещагин оказывается прикомандированным к штабу генерала Кауфмана. В
одном из первых писем он напишет о своих чувствах:
"Никогда еще не видал я поля
битвы, и сердце моё облилось кровью". Мысль о дикости и бессмысленности
человекоистребления впервые тяжким бременем легла на душу молодого человека.
Верещагин не раз участвовал в сражениях, и бывали случаи, когда его смелость
спасала жизни многих. За участие в Туркестанском походе он получил Георгиевский
крест. Благородство простого русского солдата сам Верещагин описывал в письме
так: "Солдат ранил противника и хотел послать вторую, смертельную пулю.
Другой солдат удержал его:
- Не тронь, не замай его, Серёга!
- Да ведь он уйдёт...
- А пускай уходит, он уже не воин...
" Противникам наверняка показалось, что они "уруса" надули. И
добавляет: "Никому и в голову не пришло, что урус Серёга и многие другие
урусы могли бы убить, но не захотели". Тем с большим ужасом узнал он ещё
об одной страшной стороне кровавых стычек: воины эмира за каждую голову врага
получали от своих владык вознаграждение. Через сто с лишним лет мы, ныне
живущие, с неменьшим ужасом узнали, что всё это не кануло в лету, и за голову
каждого нашего русского парня по-прежнему современные "воины эмира"
получают свои сребреники.
В молчании стою у картины
"Апофеоз войны". Сухая, прожжённая степь и среди неё - пирамида
черепов, с кружащимися над ней воронами. Мне кажется, что я слышу их
отвратительное карканье, хочется заткнуть уши и закрыть глаза. Оторопь брала
людей, посетителей первой выставки, когда из каталога они узнавали, что в этой
страшной пирамиде находится череп известного путешественника, учёного и
исследователя Средней Азии Адольфа Шлагинтвейта, казнённого по приказу хана.
Первая выставка картин В. В. Верещагина имела потрясающий успех. Поток
посетителей нарастал с каждым днём, к дверям тянулись длинные очереди. Зрители
- самая разная публика - уходили в полном смысле слова ошеломлёнными увиденным.
Варварство отсталых народов, дикое надругательство над телами убитых,
деградация власти эмиров, нищета простого народа рядом с роскошью дворцов,
алчность и ханжество, и война, такая, какую увидел и пережил сам Василий
Верещагин... Главные герои и жертвы на его картинах - русские солдаты.
"Трагичнее всех был "Забытый" - бедный убитый солдат,
распростёртый навзничь в поле, покинутый всеми... Этой поразительной,
потрясающей ноты не брал ещё ни один живописец войн и баталий", - писал В.
В. Стасов. Конечно, не всем это понравилось. Генерал-губернатор Туркестанского
края К. П. Кауфман устроил художнику публичный допрос, требуя назвать место и
время, где и когда видел солдата, оставленного без погребения.
Государь также резко выразил своё
неудовольствие, ну и угодливая пресса постаралась. Верещагин тяжело переживал
официальное непризнание своих картин. Он вынимает из тяжёлых рам три самые
спорные картины: "Забытый", "Окружили - преследуют",
"У крепостной стены. Вошли!.. ". Дома он разрезал холсты на полосы и
бросил в огонь. Не дожидаясь конца выставки, художник уезжает в Индию, а потом
поселяется в Париже, где работает над индийским циклом. В апреле 1877 г. Россия
вступает в войну на Балканах. Верещагин бросает работу над индийским циклом и
10 апреля выезжает из Парижа.
В своём первом письме с Балкан он
напишет: "Я иду с передовым дивизионным отрядом казаков генерала
Скобелева... ". Теперь тяжёлые переходы по горным тропам, атаки, осады
воспринимаются им совсем иначе. "В юности я представлял себе (как и
большинство), что война - это парад своего рода, с музыкой и развевающимися
султанами". На его картинах мы видим "снеговые равнины в десятки
вёрст, где замерзали медленной и страшной смертью сотни и тысячи брошеных
раненых, целые поля убитых и изуродованных, целые обозы покалеченных...
написанных с мастерством неподражаемым, идущим из глубины души, потрясённой до
самых корней, - вот что создало эти картины, каких ещё никогда никто не писал в
Европе...", - так передавал свои впечатления В. В. Стасов. В этой войне
Россия вновь сталкивается с чуждым Православию миропониманием. Боль души
художника передаётся зрителю. Картина "Побеждённые. Панихида по убиенным
на поле битвы". Офицер с непокрытой головой, рядом священник служит
панихиду, за их спиной, в углу картины - вырытая могила, большой крест... более
ничего, только бесконечное серое поле, сливающееся с таким же бесконечным серым
небом. "Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно
прирезаны и изуродованы турками и, вместе с убитыми, обшарены и раздеты догола.
Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом
перед общею могилою... Священник отслужил панихиду...", - так сам В.
Верещагин в письме поясняет сюжет картины. Работая над циклом, Верещагин дважды
возвращался на Балканы и бродил по тем местам, где кипели битвы, он хотел во
всём быть точным и правдивым. В ноябре 1880 года художник напишет П. М.
Третьякову: "Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде
полей сражения в Болгарии, в особенности холмы, окружающие Плевну, давят
воспоминаниями".
В 1903 году В. В. Верещагин уезжает
на русско-японскую войну, третью в его жизни. Во время первой войны, в
Самарканде, пуля пробила его шляпу. На Дунае, во время второй войны, турецкая
пуля пробила правое бедро. Третья война отняла у него жизнь. У Верещагина нет
могилы. Он погиб 13 апреля 1904 года в бою близ Порт-Артура при взрыве на
броненосце "Петропавловск".
Я смотрю на картины Верещагина
глазами человека XXI века, и мне всё в них понятно. Как будто он писал свои
картины не сто сорок лет назад, но провидел сквозь столетие и оставил свою боль
всем нам, чтобы помнили.