Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [130]
История, Культура, Религия [173]
Актуальная информация [107]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [13]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [26]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

И сердце мое облилось кровью... – Василий Васильевич Верещагин

Известный русский художник Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Новгородской губернии, близ города Череповца, в семье состоятельного помещика. В 1850 году (восьми лет), согласно семейной традиции, его определили в Морской кадетский корпус. Учился он хорошо - первенство льстило его самолюбию, но радостных воспоминаний об этой части жизни у маленького Василия не осталось, к тому же он не любил море. В 1858 году юный гардемарин возвращается из заграничного плавания. И в том же году начинает посещать классы рисовальной школы, самостоятельно штудирует труды философов-позитивистов. В 1859 году Василий оказывается перед выбором: остаться на военной службе или поступить в Академию художеств. Ему только 17 лет, и родители категорически против. Но у него есть пример: старший брат Николай оставил военную службу и поступил в университет. Василий выбирает искусство и поступает в Академию художеств. Занятия в стенах академии не принесли удовлетворения молодому художнику; ему хотелось свободы творчества, а приходилось работать на заданные темы. Разрыв с академией становится неизбежным, и в 1863 году, бросив всё, Василий уезжает на Кавказ.

В 60-е годы XIX столетия Кавказ был таким же, как и сейчас, опасным местом. Известный историк Н. Я Данилевский так охарактеризовал горцев Северного Кавказа: "Кавказские горцы - и по своей фанатичной религии, и по образу жизни и привычкам... природные хищники и грабители, никогда не оставлявшие и не могущие оставлять своих соседей в покое". Трофеи, в виде отрезанных голов, по-прежнему оставались свидетельством доблести истинного джигита.

Полная опасностей жизнь раскрывалась перед молодым художником. На Кавказе он увидел, как и чем заканчивается война, что несёт она победителям и побеждённым. Воинственные горцы на его эскизах кажутся нашими современниками - только одежда другая, а взгляд и характер остались прежними.

Волна впечатлений захватила Василия Васильевича. Сказать всю правду о войне - в этом видит он своё призвание и свой долг. Осенью 1867 года он уезжает в Туркестан. Россия ведёт здесь военные действия. Верещагин оказывается прикомандированным к штабу генерала Кауфмана. В одном из первых писем он напишет о своих чувствах:

"Никогда еще не видал я поля битвы, и сердце моё облилось кровью". Мысль о дикости и бессмысленности человекоистребления впервые тяжким бременем легла на душу молодого человека. Верещагин не раз участвовал в сражениях, и бывали случаи, когда его смелость спасала жизни многих. За участие в Туркестанском походе он получил Георгиевский крест. Благородство простого русского солдата сам Верещагин описывал в письме так: "Солдат ранил противника и хотел послать вторую, смертельную пулю. Другой солдат удержал его:

- Не тронь, не замай его, Серёга!

- Да ведь он уйдёт...

- А пускай уходит, он уже не воин... " Противникам наверняка показалось, что они "уруса" надули. И добавляет: "Никому и в голову не пришло, что урус Серёга и многие другие урусы могли бы убить, но не захотели". Тем с большим ужасом узнал он ещё об одной страшной стороне кровавых стычек: воины эмира за каждую голову врага получали от своих владык вознаграждение. Через сто с лишним лет мы, ныне живущие, с неменьшим ужасом узнали, что всё это не кануло в лету, и за голову каждого нашего русского парня по-прежнему современные "воины эмира" получают свои сребреники.

В молчании стою у картины "Апофеоз войны". Сухая, прожжённая степь и среди неё - пирамида черепов, с кружащимися над ней воронами. Мне кажется, что я слышу их отвратительное карканье, хочется заткнуть уши и закрыть глаза. Оторопь брала людей, посетителей первой выставки, когда из каталога они узнавали, что в этой страшной пирамиде находится череп известного путешественника, учёного и исследователя Средней Азии Адольфа Шлагинтвейта, казнённого по приказу хана. Первая выставка картин В. В. Верещагина имела потрясающий успех. Поток посетителей нарастал с каждым днём, к дверям тянулись длинные очереди. Зрители - самая разная публика - уходили в полном смысле слова ошеломлёнными увиденным. Варварство отсталых народов, дикое надругательство над телами убитых, деградация власти эмиров, нищета простого народа рядом с роскошью дворцов, алчность и ханжество, и война, такая, какую увидел и пережил сам Василий Верещагин... Главные герои и жертвы на его картинах - русские солдаты. "Трагичнее всех был "Забытый" - бедный убитый солдат, распростёртый навзничь в поле, покинутый всеми... Этой поразительной, потрясающей ноты не брал ещё ни один живописец войн и баталий", - писал В. В. Стасов. Конечно, не всем это понравилось. Генерал-губернатор Туркестанского края К. П. Кауфман устроил художнику публичный допрос, требуя назвать место и время, где и когда видел солдата, оставленного без погребения.

Государь также резко выразил своё неудовольствие, ну и угодливая пресса постаралась. Верещагин тяжело переживал официальное непризнание своих картин. Он вынимает из тяжёлых рам три самые спорные картины: "Забытый", "Окружили - преследуют", "У крепостной стены. Вошли!.. ". Дома он разрезал холсты на полосы и бросил в огонь. Не дожидаясь конца выставки, художник уезжает в Индию, а потом поселяется в Париже, где работает над индийским циклом. В апреле 1877 г. Россия вступает в войну на Балканах. Верещагин бросает работу над индийским циклом и 10 апреля выезжает из Парижа.

В своём первом письме с Балкан он напишет: "Я иду с передовым дивизионным отрядом казаков генерала Скобелева... ". Теперь тяжёлые переходы по горным тропам, атаки, осады воспринимаются им совсем иначе. "В юности я представлял себе (как и большинство), что война - это парад своего рода, с музыкой и развевающимися султанами". На его картинах мы видим "снеговые равнины в десятки вёрст, где замерзали медленной и страшной смертью сотни и тысячи брошеных раненых, целые поля убитых и изуродованных, целые обозы покалеченных... написанных с мастерством неподражаемым, идущим из глубины души, потрясённой до самых корней, - вот что создало эти картины, каких ещё никогда никто не писал в Европе...", - так передавал свои впечатления В. В. Стасов. В этой войне Россия вновь сталкивается с чуждым Православию миропониманием. Боль души художника передаётся зрителю. Картина "Побеждённые. Панихида по убиенным на поле битвы". Офицер с непокрытой головой, рядом священник служит панихиду, за их спиной, в углу картины - вырытая могила, большой крест... более ничего, только бесконечное серое поле, сливающееся с таким же бесконечным серым небом. "Все без исключения раненые наши под Телишем были предварительно прирезаны и изуродованы турками и, вместе с убитыми, обшарены и раздеты догола. Товарищи их, егеря, собрали разбросанные по полю битвы тела, положили их рядом перед общею могилою... Священник отслужил панихиду...", - так сам В. Верещагин в письме поясняет сюжет картины. Работая над циклом, Верещагин дважды возвращался на Балканы и бродил по тем местам, где кипели битвы, он хотел во всём быть точным и правдивым. В ноябре 1880 года художник напишет П. М. Третьякову: "Не могу выразить тяжесть впечатления, выносимого при объезде полей сражения в Болгарии, в особенности холмы, окружающие Плевну, давят воспоминаниями".

В 1903 году В. В. Верещагин уезжает на русско-японскую войну, третью в его жизни. Во время первой войны, в Самарканде, пуля пробила его шляпу. На Дунае, во время второй войны, турецкая пуля пробила правое бедро. Третья война отняла у него жизнь. У Верещагина нет могилы. Он погиб 13 апреля 1904 года в бою близ Порт-Артура при взрыве на броненосце "Петропавловск".

Я смотрю на картины Верещагина глазами человека XXI века, и мне всё в них понятно. Как будто он писал свои картины не сто сорок лет назад, но провидел сквозь столетие и оставил свою боль всем нам, чтобы помнили.

 

Елена Юрьевна ГЕРАСЁВА

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (10.12.2009)
Просмотров: 639

Поступления


[08.07.2025]
Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья.  Киев. Наукова Думка. 1987 г.
Кучера М. П. Змиевы валы Среднего Поднепровья. Киев. Наукова Думка. 1987 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[06.06.2025]
Черемин А. А. Туровское княжество (X-XIV века).  Москва-Минск.  2012 г.
Черемин А. А. Туровское княжество (X-XIV века). Москва-Минск. 2012 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[03.04.2025]
Веселовский С. Б. Из истории Московского государства в XVII веке.  М. АИРО-XX. 2005 г.
Веселовский С. Б. Из истории Московского государства в XVII веке. М. АИРО-XX. 2005 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского.  М. Искусство. 1966 г.
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. Рельефы Юрьева-Польского. М. Искусство. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Веселовский С. Б. Подмосковье в древности. Три очерка.  М. АИРО-XX. 2002 г.
Веселовский С. Б. Подмосковье в древности. Три очерка. М. АИРО-XX. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[31.03.2025]
Ефремов И. А. Дорога ветров (Гобийские заметки).  М. Географгиз. 1962 г., изд. 2-е.
Ефремов И. А. Дорога ветров (Гобийские заметки). М. Географгиз. 1962 г., изд. 2-е.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[10.03.2025]
Длугач В., Португалов П. Осмотр Москвы. Путеводитель.  М. Московский рабочий. 1940 г., изд. 3-е.
Длугач В., Португалов П. Осмотр Москвы. Путеводитель. М. Московский рабочий. 1940 г., изд. 3-е.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.03.2025]
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. Свод археологических источников. Е1-36. М. Наука. 1966 г.
Медведев А. Ф. Ручное метательное оружие (лук и стрелы, самострел) VIII-XIV вв. Свод археологических источников. Е1-36. М. Наука. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[05.03.2025]
Веселовский С. Б., Снегирев В. Л., Земенков Б. С. Подмосковье. Памятные места в истории Русской культуры XIV-XIX веков. М. 1962 г., изд. 2-е
Веселовский С. Б., Снегирев В. Л., Земенков Б. С. Подмосковье. Памятные места в истории Русской культуры XIV-XIX веков. М. 1962 г., изд. 2-е
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[01.03.2025]
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке.  Л. АН СССР. 1932 г.
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л. АН СССР. 1932 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.02.2025]
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья.  М. АН СССР. 1961 г.
Блаватский В. Д. Античная археология Северного Причерноморья. М. АН СССР. 1961 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.01.2025]
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
Исследования по археологии СССР. Сборник статей в честь профессора М. И. Артамонова. ред. В. Ф. Гайдукевич. Л. ЛГУ. 1961 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.01.2025]
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
Денисов Симеон. История о отцех и страдальцех Соловецких (История об отцах и страдальцах Соловецких). Россия. 1800 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[27.01.2025]
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча.  Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
Синицын И. В., Эрдниев У. Э. Древности Восточного Маныча. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1987 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.01.2025]
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время.  М.-Л. АН СССР. 1953 г.
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. АН СССР. 1953 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
Нидерле Л. Быт и культура древних славян. Приготовил к печати С. Н. Кондаков. Прага. Пламя. 1924 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[18.01.2025]
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины.  М. АН СССР. 1963 г.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М. АН СССР. 1963 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск.  1973 г.
Природа Смоленской области (геология, рельеф, почвы). Часть 1. ред. Маймусов Д. Ф. Смоленск. 1973 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[26.12.2024]
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
Шмидт Е. А. Археологические памятники Смоленской области. Древнерусские археологические памятники Смоленской области. В 2-х книгах.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в.  М. Наука. 1965 г.
Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в. М. Наука. 1965 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.12.2024]
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
Остроменский А. П. Палеолитические святилища под скальными навесами Юго-Западной Франции. История изучения, проблемы структуры и эволюция.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]