Господь
каждому дает право выбора судьбы. И за прожитые 45 лет Шукшину удалось сделать
столь много, что другим и за сто лет не совершить. И главное - стать любимым
народным писателем. 30 лет прошло после его смерти, имена многих, ушедших в те
годы, давно и позабылись, но Василия Макаровича Шукшина знают, ценят и
помнят... С первых его шагов и в кино, и в литературе было видно: начинается
большой художник. Всё чаще имя писателя, режиссёра, киноактёра Василия Шукшина
не "пристёгивалось" к обойме связанных общей тематикой мастеров
искусства, а становилось предметом отдельного спора. Зрители ждали от режиссёра
Шукшина его главной работы - кинофильма о донском атамане Стеньке Разине, к
которой он готовился долгих шесть лет. Читатели ждали явления нового, зрелого
мастера, удачно сочетавшего в себе дотошного социолога современной жизни,
исследователя народного характера и смелого художественного экспериментатора,
философа, творца фантасмагорических образов и гротескно-сатирического условного
мира. Собственно, Шукшин уже стал явлением, но круги от этого явления
расходились всё шире и шире, устремляясь в основном в будущее, порождающее
самые большие надежды. И вдруг оказалось – всё в прошлом. Не будет ни
кинофильма о Разине, ни нового великого синтеза в прозе. Ранняя, резанувшая по
сердцам многих тысяч его земляков, смерть Василия Шукшина поставила все точки
над «i». Что сделано, то сделано. Больше ничего не будет.
Только из этого и надо исходить.
Сделано много и на века... Сделано
главное - во всём разнообразии характеров, со страниц книг и экранов
телевизоров с нами заговорил наш современник. Не герой будущего, не герой
идеальный, не свидетель иных эпох, а наш сосед по квартире, сослуживец по
работе, спутник по поездке. Вместе со своими героями заговорил сам автор,
становясь постоянно действующим лицом собственных произведений.
О чём всю жизнь говорил художник
Василий Шукшин? Он говорил о нравственном состоянии человека. Но что такое
нравственность для него? "Нравственность есть правда... Ибо мужество,
честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает
народ..."
Бездуховность - враг номер один во
всех произведениях Василия Шукшина. С первых рассказов, со сборника
"Сельские жители" и до последнего уже посмертного сборника "Брат
мой" воюет писатель с миром пошлости, с затягивающей трясиной материальных
интересов, с бездуховным, животным состоянием человека.
И чем более отчётливо проявлялись
контуры нравственной позиции художника в его творчестве, чем свободнее и
непринуждённее обращался он с материалом конкретной действительности при
выявлении своей сверхзадачи, которая на удивление одних читателей и на радость
других оказывалась всё той же сверхзадачей великих русских писателей Н. Гоголя
и Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Платонова - утверждения нравственного
самосознания человека, - тем шире становилось его читательское признание. Он
выходил напрямик к народу. Как сказал о нём другой наш современник Михаил
Шолохов: "Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И
он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким
голосом, очень доверительно. Отсюда взлёт и тот широкий отклик, какой нашло
творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей..."
Ещё при жизни он стал классиком
русского рассказа, продолжателем традиций Чехова, Бунина и Куприна.
Я не разделяю Шукшина-писателя и
Шукшина-режиссёра, Шукшина-сценариста и Шукшина-драматурга. То, что не
договаривал в кинофильме, он прояснял в рассказе. То, что было не совсем ясно в
рассказе, объяснял в ярких, публицистических статьях. Делить его на жанры, на
периоды нельзя - увидишь какие-то новые оттенки, но потеряешь ощущение личности
в целом. Потеряешь то, ради чего жил Василий Шукшин. А жил и работал он для
того, чтобы говорить на одном языке, на равных, со своим народом, чтобы
помогать "... исследовать жизнь, открывать прекрасное в жизни и идти с
этим к людям. Надо страдать, когда торжествует зло, и тоже идти к людям. Иначе
к чему всё?".