Небесная связь времен. 27 января – 1674 года со дня праведной кончины св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии
Вначале
80-х годов минувшего столетия, в преддверии разрушительных для советского
государства событий, уже явственно ощущалось обострение межнациональных
отношений внутри страны. Русофобия в национальных республиках принимала крайние
формы выражения. Не составляла исключение и Грузия.
Меня, дорожащего и гордящегося
принадлежностью к обоим этносам, умонастроения такого рода огорчали не на
шутку. Было больно и досадно за трагическую разобщённость двух православных
народов.
Эти грустные мысли стали предметом
обсуждения с моим новообретённым в те годы другом, только что закончившим
сценарный факультет знаменитого ВГИКа, но готовившим себя совсем для другой
стези, а именно - для монашеского служения.
- Да, - говорил он, - ссорить народы
- великий грех, особенно народы духовно единосущные. А ты, как представитель
своего рода, должен противопоставить отчуждению двух народов великий пример
Нины Грибоедовой и написать о нём.
И вот (в кои веки!) я выполняю это
поручение. Однако начну я с житийной истории святой равноапостольной Нины,
небесной покровительницы грузинской супруги великого русского поэта, в память о
грядущем 1670-летии блаженной кончины просветительницы Иверской земли.
Святая равноапостольная Нина
родилась в Каппадокии в семье знатных и благочестивых родителей Завулона и
Сусанны. По материнской линии она приходилась племянницей Иерусалимскому
патриарху, а по отцовской - родственницей св. великомученику и победоносцу. В
двенадцатилетнем возрасте св. Нина поселилась в Иерусалиме и была отдана на
воспитание богомудрой старице Нианфоре, наставлявшей её в христианской вере и
поведавшей ей историю о хитоне Христовом, который был увезён воином, получившим
его по жребию, из Иерусалима в языческую Иверию (древнее название Грузии).
Зная о том, что Иверская страна
изначально была уготована для евангельского благовестия Самой Пречистой Деве и
именовалась поэтому Её уделом, юная Нина молилась Божией Матери, дабы
удостоиться посещения Иверии и обрести там великую христианскую святыню. В
сонном видении Богородица вручила ей крест, сплетённый из виноградной лозы, и
благословила на подвиг просвещения жителей Иверской земли светом Христовой
истины, пообещав ей Своё покровительство.
С этого момента начинается
поразительная череда небесных знамений и чудес, в результате которых юная
беззащитная дева, противостоя одичавшему в язычестве грубому народу,
преображает его и открывает ему путь спасительного устроения жизни по заповедям
Христовым.
В 319 году она пришла в Грузию и,
поселившись в окрестностях столичного града Мцхета, увидела толпы людей,
направлявшихся к высокой горе для совершения жертвоприношения языческим идолам
Армазу, Гаци и Гаиму Случилось это в день праздника Преображения. По молитве
св. Нины разразилась буря, повергшая истуканов в реку.
Вскоре после этого знамения св. Нине
удалось помочь своей пламенной молитвой жене царского садовника Анастасии,
бывшей бездетной, стать не только матерью, но и первой в Иверском краю верующей
христианкой. Потом она исцелила умиравшего младенца, прикоснувшись к нему своим
крестом из виноградной лозы, и откликнулась на мольбу царицы Наны избавить её
от тяжкого недуга. Получив исцеление, царица незамедлительно пожелала
креститься и стала не только ревностно исполнять христианские заповеди, но и
настойчиво склонять к тому же своего супруга - царя Мириана. Произошло это
только после того, как, ослепнув от удара молнии, он взмолился небесам:
- Боже Нины! Рассей мрак пред моими
очами и я прославлю имя Твоё!
Грузинские предания относят это
событие к 6 мая 319 года, называя дату чудесного прозрения царя Мириана днём
насаждения и утверждения Церкви Христовой на Иверской земле. И действительно,
едва прозрев физически и духовно, царь обратился к византийскому Императору
Константину Великому с просьбой направить в его страну духовенство для
массового крещения грузин. Так начался процесс христианизации Грузии и заодно с
ним - второй этап подвижнического служения св. Нины, а именно - проповедь основ
христианской веры в ближних и дальних уголках страны.
Святая благовестница знала, что в
западных и южных землях Иверии уже до неё звучала проповедь о Христе Спасителе,
поэтому она отправилась сначала на север и утверждала там правую веру среди
диких горцев. А последним местом её апостольских подвигов стала восточная
провинция Иверии - Кахетия. Здесь к её шалашу, устроенному на склоне горы,
приходила слушать спасительные истины царица Кахетии Соджа (София), за которой
следовали тысячи и тысячи жителей ближних и дальних селений.
Завершив своё апостольское служение
обращением в христианство всей Кахетии, св. Нина удалилась в пустынь неподалёку
от селения Бодбэ. Здесь во время молитвенного бдения она удостоилась небесного
откровения о приближении собственной кончины.
Преставление её, случившееся 14 (27)
января 335 года, ознаменовалось множеством чудесных явлений и исцелений.
Похоронили святую равноапостольную Нину в её Бодбийской пустыньке. На могиле
великой благовестницы царь Мириан заложил монастырь во имя её родственника -
святого великомученика и победоносца Георгия. В этом монастыре и поныне
почивают её нетленные и цельбоносные мощи.
В нескольких десятках километров от
благословенного Бодбэ, на северном краю Алазанской долины, расположено селение
Цинандали, одно из родовых имений князей Чавчавадзе. Здесь в 1812 году у князя
Александра Гарсевановича, крестника Екатерины II, родилась дочь.
Когда-то князь подумывал, что в
случае рождения дочери он даст ей имя высокочтимой им Императрицы, своей
крёстной матери. Но слишком почитаемым и любимым всегда было в Грузии имя
святой равноапостольной Нины, и родившуюся дочь нарекли Ниной. Екатериной
предстояло стать следующей, которая появилась на свет четырьмя годами позже.
По свидетельству современников,
изложенному историком С. Чилая, «они заметно отличались друг от друга: Нина
была натурой поэтичной, чувствительной, мягкой. Екатерина же - гордой и
холодно-рассудительной...». Столь же различными оказались и их судьбы:
Екатерина стала правительницей Мингрелии, а Нина - глубоко несчастной женщиной,
мыкающей неутешное горе по мученически убиенному супругу.
История сохранила письмо А. С.
Грибоедова к Ф. В. Булгарину с описанием его первой встречи с княжной Ниной:
«Это было 16 июля 1828 года. В этот день я сидел за столом против Нины
Чавчавадзевой... всё на неё глядел... я взял её за руку... мы вышли в комнату,
я не помню, что начал ей бормотать, и всё живее и живее; она заплакала,
засмеялась, я поцеловал её, потом к матушке её, к бабушке... нас благословили,
я отправил курьера к её отцу в Эривань с письмом от нас обоих».
Венчались они в Тифлисе 22 августа
(4 сентября) 1828 года, в день чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. О
поразительной по силе и глубине чистой, пламенной и романтической любви молодых
супругов складывались легенды... По неисповедимым путям Господним, автор этих
строк, дальний потомок княжны Нины, обвенчался со своей русской невестой в тот
же день чудотворной иконы Грузинской Божией Матери, только ровно 150 лет спустя,
не зная тогда о таком совпадении!
Для большей части грузинского
общества того времени породнение двух дворянских родов - грузинского и русского
- символизировало долгожданное объединение самих государств и поэтому
приветствовалось. Но были и такие, кому эта «символика» была не по душе.
- Мы принесли России, - говорили
они, - немалую духовную подмогу: чудотворные иконы Иверской и Грузинской Божией
Матери; гвоздь от Креста Господня, вделанный в венец епископской митры и
доставленный в Москву царём Арчилом; великую святыню - хитон Христов,
хранящийся ныне в Успенском соборе Кремля; наконец, начало начал нашей Церкви -
крест св. Нины, который более полувека пребывал в Нижегородской губернии, пока
Александр I лично не пожелал вернуть святыню в Грузию. И что же мы получили
взамен?
- Взамен, - отвечали им, - мы
угодили Богу, поделившись с единоверными братьями теми духовными дарами,
которых Он нас сподобил. А в земном плане мы обрели гарантию оставаться
православными, хранить и развивать свои традиции, язык, культуру. Не забывайте,
что святая Нина за полтора тысячелетия предвидела наш союз с северным соседом,
когда, молясь о просвещении Иверской земли, одновременно просила Бога о том,
«чтобы и север, и юг возрадовались вместе о Господе и чтобы все народы стали
поклоняться Ему, Единому Предвечному Богу».
А на южных рубежах Грузии было
действительно неспокойно. В июле 1826 года персы без объявления войны вторглись
в кавказские пределы. По завершении персидской кампании русский император
направил в Тегеран своего личного посланника АС. Грибоедова с целью вынудить
Персию заключить мирный договор с Россией.
Молодая супруга вызвалась
сопровождать Грибоедова в его опасной миссии и, несмотря на все его отговоры,
добралась с ним до Тавриза. Но, узнав там о яростных антирусских настроениях в
столице Персии, Грибоедов категорически воспротивился её отъезду в Тегеран. По
возвращении из Тавриза в Тифлис Нина получила трагическое известие о гибели
любимого мужа, случившейся спустя всего пять месяцев после их свадьбы. От страшного
потрясения она потеряла ребёнка, которого так трепетно ждала.
А. С. Грибоедова похоронили, по его
завещанию, в монастыре св. Давида на тбилисской горе Мтацминда (Святая Гора).
Нина сама спроектировала могильный памятник, изобразив убитую горем женщину в
траурных одеждах, молитвенно припавшую к подножию креста - великого символа
спасительного утешения и надежды... Надежды на встречу с тем, кому оставалась
верна все тридцать лет, которые ей предстояло ещё прожить в горьком одиночестве
и доброделании. По семейным преданиям, она самоотверженно ухаживала за больными
во время случившейся в Тифлисе страшной эпидемии холеры и, заразившись,
скончалась в 1857 году, упокоясь в одной могиле со своим незабвенным супругом,
под надгробной плитой с высеченной от её имени надписью: «Ум и дела твои
бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя»...
Да не разлучит Господь
русско-грузинское «достояние Своё» и сохранит его в добрососедстве,
взаимопомощи и совместном противлении розни мира сего!