Художник столбовой дороги - Александр Андреевич Иванов
28 июля 1806 года – родился великий русский художник
Александр Андреевич Иванов.
Историческая
заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную
просеку…
(И.Н. КРАМСКОЙ)
При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу
разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг
живописца - "Явление Христа народу". Продолжительность работы над ним
искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная
галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов
называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в
них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни".
Вехи биографии - скупы и, казалось бы, тепличны. Учился в
качестве "вольноприходящего" художника в петербургской Академии
художеств, у своего отца А.И. Иванова в классе у А.Е. Егорова. В 1830 году -
пенсионер Общества петербургских художников в Италии, побывал в Австрии и
Германии; в 1831-1858 годах жил в Риме, общался с Николаем Гоголем. В 1857 году
ездил в Лондон для встречи с Александром Герценом. Произведения раннего
(петербургского) периода творчества Иванова обладают всеми характерными чертами
живописи классицизма. И вдруг там, вдали от родины, он начинает торить огромную
просеку русского реализма, о которой и сказал Крамской, проникается осознанием
величайшей миссии художника. Настоящий подвижник, Иванов работает стоически,
напряженно. Свою жизнь целиком посвящает искусству во имя будущего. Называет
себя переходным художником. "Мы живем в эпоху приготовления для
человечества лучшей жизни... Мы должны быть добры и достойны этого трудного
переходного времени".
Куда привела эта просека сегодня, к чему мы скатились в новое,
очередное переходное время? Вот какие мысли будит прежде всего его гигантское
полотно - развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой
картине "Явление Христа народу" написано много трудов.Рискну утверждать, что никто сегодня не
поймёт её во всей полноте - нет высокой веры самого автора. Свидетельство тому
-убежденные высказывания художника, те
сокровенные мысли, которые он доверял только Гоголю или своему дневнику. Ведь
он на полном серьёзе пишет: "Рассмотрите краткость времени, и вы
уверитесь, что быстрые успехи русских во всех отраслях просвещения ясно
показывают, что мы щедро наделены природой способностями. Как художник, в
подтверждение сего скажу, что в нашем холодном к изящному веке я нигде не
встречал столь много души и ума в художественных произведениях. Не говоря о
немцах, но сами итальянцы не могут равняться с нами ни в рисовании, ни в
сочинении, ни даже в красках, они отцвели, находясь между превосходными
творениями славных своих предшественников. Мы предшественников не имеем, мы
только что сами начали - и с успехом! Чего же должно ждать, если каждый из нас
обойдет критическим образом лучшие произведения великих живописцев? Мне
кажется, нам суждено ступить еще далее!!!"
И сам он, и его последователи ступили, безусловно, далее, создали
всемирную славу русской художественной школы. Недаром Александр Герцен,
которого у нас только в западники и социалисты записывают, восторгался подвигом
Иванова: "...Вы подаёте не только великий пример художникам, но даёте свидетельство
о той непочатой, цельной натуре русской... за которую... мы так страстно любим
Россию, так горячо надеемся на ее будущность!" Какие свидетельства о
цельной русской натуре мы имеем сегодня - "Культурную революцию"
Швыдкова, галерею Гельмана, выставку "Осторожно, религия!" Конечно,
это всё провокационные политиканские крайности, но не слишком ли они легко и
разнузданно творятся в России!
Иоанн Креститель на переднем плане - высокохудожественный и
выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека
Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту
дорогу и сам Иванов: "Если сверстники мои и я не будем счастливы, то
следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе
русской…".
А дальше - следующие поколения, а наше - детей Победы, а идущие
следом?
Нет ясного ответа. Стою у великого, не по размерам, а по
бескрайности, замысла и гениальности полотна в тихом зале Третьяковки в родном
Замоскворечье…