СИОНИЗМ (от назв. холма Сион
в Иерусалиме), наиболее реакционная разновидность евр. бурж. национализма,
получившая значит. распространение в 20 в. среди евр. населения капиталистич.
стран. Совр. С. – националистич. идеология, разветвлённая система организаций и
политика, выражающая интересы крупной евр. буржуазии, тесно связанной с
монополистич. буржуазией империалистич. гос-в. Осн. содержание совр. С. –
воинствующий шовинизм, расизм, антикоммунизм и антисоветизм.
Как политич. течение С. возник в
кон. 19 в. Он был призван отвлечь евр. грудящиеся массы от революц. борьбы,
сохранить господство буржуазии над трудящимися. Во исполнение этих целей
идеологи С. выдвинули планы решения «еврейского вопроса» путём создания с
помощью великих держав «еврейского гос-ва». Эта идея была изложена, в
частности, в книге одного из идеологов С. австрийского журналиста Теодора
Герцля «Еврейское государство» (1896). В 1897 в Базеле состоялся 1-й
сионистский конгресс, на к-ром была осн. Всемирная сионистская орг-ция (ВСО),
провозгласившая официальной целью С. «создание для евр. народа правоохраняемого
убежища в Палестине».
Идеологическая доктрина С. весьма
эклектична. Она активнейшим образом использует многие догмы иудаизма, а также
включает в себя трансформированные идеологами С. теории буржуазного
национализма, социал-шовинизма и др. Её основные положения сводятся к
следующему: евреи различных стран мира представляют экстерриториальную «единую всемирную
еврейскую нацию»; евреи – «особый», «исключительный», «избранный богом» народ; все
народы, среди к-рых живут евреи, так или иначе – антисемиты; антисемитизм – явление «извечное»;
ассимиляция, т. е. слияние евреев с окружающими их народами,
«противоестественна и греховна», евреи-де имеют «исторические права» на «земли
библейских предков» (Палестину и прилегающие к ней области), на к-рых им и
надлежит сконцентрироваться и построить «чисто еврейское» «эгалитарное гос-во».
Идеологи С. пытаются доказать «неразрывную связь евреев во всём мире» с С.,
к-рому, где бы они ни находились, должны подчинять свои интересы,
Ополитизированные догматы иудаизма о «богоизбранности» и мессианстве евреев, а
также мифический тезис об их «исключительности» составляют одну из основ
имманентно присущего идеологии и практике С. крайнего национализма, шовинизма и
расизма. Идеологи С. утверждают, что «еврейский вопрос» – «вечный», «особый» и
надклассовый вопрос. Сионисты всячески пропагандируют лживую идею классового
мира между трудящимися евреями и евр. буржуазией («все евреи – братья»). Все
формы классовой борьбы среди евреев объявляются идеологами С. нац.
предательством. При помощи демагогии и тактич. манёвров сионисты всегда
стремились и пытаются ныне скрыть антинародную реакц. сущность С, выдавая его
за«нац.-освободит, движение мирового евр. народа».
После образования в 1948 по
решению ООН гос-ва Израиль (на части
терр. Палестины) С. стал офиц. гос. Идеологией Израиля. Гл. целями С.
провозглашаются безусловная поддержка этого гос-ва евреями всего мира,
собирание в Израиле евреев со всего мира, обработка в сионистском духе евр.
населения различных стран. С. ставит задачу расширения этого гос-ва до границ
т. н. «Великого Израиля». Для решения этой задачи сионисты используют тезис о
«вечном антисемитизме» и вместе с тем нередко прибегают сами к его разжиганию.
С. лежит в основе официальной гос. политики Израиля. Гос-во Израиль объявлено
сионистами родиной всех евреев, где бы они ни жили и как бы ни относились к
сионизму. На 28-м конгрессе ВСО (состоялся в 1972 в Иерусалиме) в нарушение
норм междунар. права было принято «коллективное обязательство всех национальных
(имеются в виду сионистские и просионистские) орг-ций помогать евр. гос-ву при
любых обстоятельствах и условиях, даже если это будет наталкиваться на
противодействие соответствующих властей» стран, где имеется евр. население.
Главной линией С. всегда была и есть открытая и тайная борьба против
социализма, междунар. коммунистич. и нац. - освободит. движений, Советского
Союза и др. социалистич. стран. Сразу после победы Окт. революции 1917 в России
С. развернул активную борьбу против молодого Сов. гос-ва. После 2-й мировой
войны 1939 – 45, в условиях дальнейшего углубления общего кризиса капитализма,
антикоммунизм и антисоветизм междунар. С. приняли ещё более широкие масштабы.
Общее изменение соотношения сил в мире в пользу социализма, успешное решение
нац. (в том числе евр.) вопроса в СССР, последоват. Поддержка Сов. Союзом
нац.-освободит, борьбы араб, народов – всё это вызывает усиление антисов. и
антикоммунистич. Сионистской пропаганды и деятельности. Междунар. С. стремится
подорвать морально-политич. единство народов социалистич. стран, оторвать
граждан евр. национальности от участия в строительстве социализма и коммунизма,
ведёт подрывные действия против разрядки междунар. напряжённости, в частности
против начавшейся нормализации советско-американских отношений. Являясь одним
из ударных отрядов империализма, колониализма и неоколониализма, междунар. С.
активно участвует в борьбе против нац.-освободит. движения народов Африки,
Азии, Лат. Америки. На Бл. Востоке сионистские правящие круги Израиля проводят
политику агрессии и постоянной территориальной экспансии за счёт араб. народов,
и прежде всего араб. народа Палестины. Эта политика превратила Израиль в
империалистического жандарма на Бл. Востоке, была главной причиной арабо-израильских
военных конфликтов в 1948–49, 1956, 1967, 1973. С. стал одним из основных
союзников империализма в его глобальной борьбе против мирового освободительного
движения.
Идеологич. концепции и политич.
планы С. проводятся в жизнь широко разветвлённой и строго централизованной
системой сионистских и просионистских орг-ций, руководящие центры к-рых
находятся в США и Израиле. Осн. руководящий и координирующий центр междунар.
сионизма – система ВСО – Еврейское агентство (ЕА) для Израиля. Последнее
занимается гл. обр. вопросами иммиграции евреев в Израиль и представляет ВСО в
отношениях с израильским пр-вом. Высшим органом ВСО юридически является
Всемирный сионистский конгресс; главную роль в ВСО играет группа деятелей,
имеющих тесные связи с определёнными империалистич. кругами США. Исполком ВСО
состоит из двух отделений – в Нью-Йорке и Иерусалиме. ВСО направляет и
контролирует деятельность сионистских орг-ций в более чем 60 капиталистич.
странах. Крупнейшие: Всемирная женская сионистская орг-ция, Всемирная федерация
всеобщих сионистов, Всемирное сионистское рабочее движение, Амер. сионистская
орг-ция. Фактически под контролем ВСО находится формально несионистский
Всемирный евр. конгресс (ВЕК, созданный в 1936), орг-ций к-рого действуют в 67
капиталистич. странах. К этим центрам прямо или косвенно примыкает множество
местных сионистских и просионистских орг-ций, обществ, комитетов и пр.,
составляющих единую систему междунар. сионизма. ВСО обладает крупными финансовыми
фондами, к-рые предоставляют ему гл. обр. евр. монополисты; часть средств
собирается путём поборов, в т. ч. и принудительных, среди евр. населения. Под
контролем или влиянием сионистских орг-ций находится значительная часть средств
массовой информации: в их руках находится большое число издательств, радио- и
телекомпаний, кинокомпаний (в США, Зап. Европе, в ряде стран Лат. Америки,
Африки, в Австралии). Междунар. С. всегда включал и ныне включает ряд различных
идеологич. течений, политич. фракций и группировок: сионисты-«социалисты»,
«политические сионисты», «духовные сионисты», «религиозные сионисты», «общие
сионисты», «сионисты-ревизионисты» (ныне фашистская партия Херут и родственные
ей группировки) и др., что лишь отражает специфич. интересы отд. слоев евр.
буржуазии и нисколько не меняет, а только маскирует его проимпериалистич.
сущность.
Разногласия между различными
направлениями в С. по существу не выходят за рамки споров по тактическим
вопросам и часто являются отражением борьбы в сионистской верхушке за
влиятельные посты.
Марксисты всегда отвергали и
отвергают теорию и практику сионизма. В. И. Ленин вскрыл реакц. сущность С.,
подчеркнув, что его догмы реакционны и ложны по своей сущности, противоречат
интересам евр. пролетариата. Он подверг критике тезисы сионистов об особом
характере евр. народа, об отсутствии якобы классовых различий у евреев и мнимой
общности их интересов, разъясняя, что цель подобных утверждений состоит в том,
чтобы увести трудящиеся массы евреев в сторону от общей классовой борьбы
пролетариата. Междунар. коммунистич. движение разоблачает антинародный реакц.
характер С. и деятельность сионистов во всех странах. В документе, принятом
междунар. Совещанием коммунистич. и рабочих партий в 1969, содержится призыв
«... развернуть самое широкое движение протеста... против расовой и
национальной дискриминации, сионизма и антисемитизма, которые разжигаются
капиталистическими реакционными силами и используются ими для политической
дезориентации масс». Последовательную борьбу против С. ведёт, в частности,
Коммунистич. партия Израиля (КПИ). Она убедительно показывает, что С. всегда
использовался силами крайней реакции и империализмом, что идеология и практика
С. противоречат интересам евр. трудящихся во всём мире и нац. интересам народа
Израиля, что борьба против С. – жизненная необходимость как народа Израиля, так
и всех прогрессивных сил. КПИ разоблачает якобы «внеклассовый» подход сионистов
к «евр. вопросу», доказывает, что этот вопрос может быть решён лишь при условии
победы демократии и социализма, о чём свидетельствует опыт СССР и др.
социалистич. стран. КПИ выступает за братство и дружбу трудящихся всех стран,
против антисоветской клеветнич. пропаганды и подрывной деятельности сионистских
лидеров и правителей Израиля.
По мере углубления общего кризиса
капитализма на совр. этапе всё более очевидным становится и кризис идеологии
С., несостоятельность всех его концепций: подавляющее большинство евреев
отвергает сионистские догмы. Евр. население СССР (за редким исключением), как и
все народы Советского Союза и прогрессивные силы мира, решительно осуждает
агрессивный политический курс сионистской правящей верхушки Израиля.
30-я сессия Генеральной Ассамблеи
ООН (ноябрь 1975) квалифицировала С. как форму расизма и расовой дискриминации.
Во всём мире усиливается
закономерный и объективный процесс ассимиляции евреев. Не только в евр. общинах
стран Запада, но и среди израильского населения растёт понимание того, что
сионистская политика правящих кругов Израиля может привести его население к
подлинной нац. катастрофе.
Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 121; т. 8, с.
72; В. И. Ленин, КПСС о пролетарском интернационализме. Сб. документов и
материалов, т. 1–2, М., 1974; Международное Совещание коммунистических и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; XVII съезд Коммунистической
партии Израиля. [Материалы], М., 1973; Иванов Ю., Осторожно: сионизм!, М.,
1972; Сионизм: теория и практика, М., 1973; Брагинский И., Классовая сущность
сионизма, «Коммунист», 1970, № 9; Эрлих В., Банкротство реакционной идеи,
«Проблемы мира и социализма», 1973, №3; Дадиани Л., Против идеологии и политики
сионизма, «Коммунист», 1975, № 18; Вильнер Меир, Борьба против сионизма –
борьба классовая, «Проблемы мира и социализма», 1976, № 1.