...Убийство Волкова
обозначило серьезную правовую проблему, заложниками которой являемся мы все: в
современной России нет иммунитета против национализма диаспор. А действующая
модель интерпретации межнациональных конфликтов рушится на глазах.
Два молодых человека стояли возле метро Чистые пруды. Мимо шли
трое других молодых людей, и один из них грубо задел плечом одного из первых
двух. Тот спросил: «Что, место мало?» и тут же получил удар в лицо. Драка,
который длилась считанные секунды, закончилась точным ножевым ударом в сердце
второму. Убитого звали Юрий Волков, и о его смерти теперь не слышал только тот,
кто не смотрит телевизор и не знает, что такое интернет.
Это событие могло бы остаться просто строчкой в криминальной
хронике. Более того, оно должно было бы остаться просто строчкой в криминальной
хронике. Но оно стало громким и знаковым. Потому что оно не могло не стать
громким и знаковым. И дело даже не в том, что нападавшими были чеченцы, а
Волков - не последний человек в фан-клубе «Спартака» и поэтому его смерть стала
вызовом всему сообществу болельщиков. А дело в том, что двое из задержанных
чеченцев сразу же были выпущены на свободу под подписку о невыезде. И эта
последовательность событий – преступление, вмешательство диаспоры, освобождение
– в последнее время происходит слишком часто, чтобы это и дальше можно было
терпеть.
Убийство Волкова обозначило серьезную правовую проблему,
заложниками которой являемся мы все: в современной России нет иммунитета против
национализма диаспор. А действующая модель интерпретации межнациональных
конфликтов рушится на глазах. Журналисты тоже ходят по улицам и многих из нас
такое положение вещей давно достало. То, что в этот раз ведущие федеральные
телеканалы нарушили табу на упоминание национальности преступников, можно
рассматривать как тихий бунт и недвусмысленный намек: в некоторых случаях
национальность преступников все-таки имеет значение. И этот «некоторый случай»
может квалифицироваться так: если за преступника чеченской (русской, татарской,
китайской, чукотской,) национальности вступаются его соплеменники лишь на том
основании, что он чеченец (русский, татарин, китаец, чукча) – это вызов всему
остальному сообществу и уважительная причина для снятия вышеупомянутого
политкорректного табу.
Юрий Волков вырос в семье журналистов. Сам
работал на телеканале «Россия» ассистентом режиссера. Это обстоятельство, а
также активность футбольных болельщиков не позволили похоронить в «обычной
бытовухе» очередной межнациональный труп. Фанаты разных, даже враждующих между
собой клубов, объединились и провели на месте гибели Юрия серию молчаливых, но
многочисленных траурных акций. По интернету тут же разлетелись сотни
блог-репортажей, фотографий и роликов. Побочным эффектом этого информационного
выхлопа стала окончательная дискредитация того сектора общественной жизни,
который некоторые еще называют «правозащитным». Мы привыкли, что именно в этом
секторе выдают «ярлыки на восприятие» межнациональных конфликтов. Но в этот раз
традиционная интерпретация произошедшего оказалась не просто спорной, а
вызывающе непрофессиональной. Видимо, не подозревая, что событие примет такую
огласку, правозащитники стали действовать по накатанному стереотипу —
моментально записали Юрия Волкова в «ультраправое движение». А когда начались
на удивление мирные акции болельщиков, то с упорством математика именитые вояки
с ксенофобией продолжали гнуть дезу о том, что митингующие крушили палатки и
избивали встречных «черных». Хотя даже милиция эту «информацию» с недоумением
опровергала. И если раньше претензии к борцам с ксенофобией касались, в
основном, их акцентов и оценок, то теперь даже идеологически близким к ним
людям, стало окончательно ясно, что наше правозащитное движение погрязло в
параллельной реальности и не собирается оттуда вылезать.
Но вернемся к фотографиям и роликам. Что мы увидели на них? На
них мы увидели не лысых дебилов и даже не закомплексованных волосатых
нацинтеллектуалов, которых распознать раз плюнуть. На акцию памяти Юрия Волкова
пришли пугающе обычные люди: синие воротнички, белые воротнички,
студенты-раздолбаи, студенты-ботаны, блондинки на высоких каблуках, эмо, готы и
даже лица кавказской национальности, у которых в глазах светятся не
наступательная джигитовка, а модернизированное сознание. Одним словом, все это
люди, с которыми могут себя идентифицировать абсолютное большинство населения
страны.
Эти люди в гробу видали идеи о национальном
превосходстве. У них учеба, карьера, жена, дети, ипотека, редкие минуты досуга,
тратить которые на «идеологическую работу», по их мнению, идиотизм. Просто они
осознали, что в таких вот трагедиях - угроза их личной безопасности. Им слишком
часто приходится видеть интернет-ролик с уже знакомым до тошноты сюжетом:
лезгинка на центральной площади города, стрельба вверх из травматики, беспомощные
милиционеры, которых танцующие похлопывают по плечу и отпускают с миром. Они
все чаще видят похожие сцены не с экрана компьютера, а в реале и не где-нибудь,
а, например, на Манежной площади в Москве. Их достали учащающиеся, как пульс
спасающегося бегством человека сообщения с ключевыми словами: «конфликт,
стрельба, трое раненных, четверо задержанных, отпущены под подписку». Массовая
драка на Коровинском шоссе возле торгового центра XL. Межнациональная
перестрелка в парке «Дубки» на севере Москвы. Появление в УВД города Пятигорска
спецподразделения с одной единственной задачей – усмирять коллег-милиционеров
из соседних кавказских республик, которые слишком часто путают Ставропольский
край с территорией отдыха в режиме «нам закон не писан». Это новости по теме
лишь за последние пару месяцев, да и то не все.
В результате, у этих синих воротничков, белых воротничков,
раздолбаев, ботанов и мирных блондинок складывается стойкое подозрение, что они
в собственной стране - граждане второго сорта. Причем по национальному
признаку. И подозрение это не совсем беспочвенное. Сила диаспоры — это то, что
«условному русскому» в современной России неведомо. «Условный русский» в любой
нестандартной ситуации вынужден опираться на собственные силы. Человек диаспоры
чувствует себя в праве рассчитывать на помощь тысяч соплеменников, влиятельных
в самых разных кругах. «Условный русский» - это просто гражданин. Человек
диаспоры – это «гражданин плюс». Такое положение его очень быстро развращает. В
итоге «просто человек» оказывается в нашей стране слабее любого «человека своей
национальности». Вот вам и второй сорт, извольте смириться.
Вы уверены, что завтра бытовой конфликт с
«человеком своей национальности» не случится у вас самих? Что вы будете делать,
когда увидите в глазах у обидчика законы гор? Чем придется платить за этот
инцидент — достоинством, здоровьем, свободой, жизнью?
Как с этим бороться? Лично я придерживаюсь здесь радикальных
позиций: в многонациональной стране «влиятельных диаспор» быть не должно.
Никаких. Ни русских, ни нерусских. Просто люди должны жить в условиях диктатуры
«просто людей». Отстаивание кем бы то ни было каких бы то ни было этнических
интересов — будь они в политике, экономике или номенклатуре — должно
рассматриваться как состав преступления. Или хотя бы как факт общественной
дискредитации. Помог соплеменнику – все равно что поставил бестолковую
любовницу на ответственный пост. Это должно стать неприличным. Иначе диаспоры
разорвут страну.
После убийства Юрия Волкова произошла социальная аномалия: «просто
людям» пришлось действовать как диаспоре. С момента трагедии прошло уже почти
две недели. Чеченская диаспора испуганно молчит, избегает любых комментариев.
Это обнадеживает.