Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98

Патриархи смутных времен - Святые Иов и Тихон
Игумен Тихон

Сегодня внутри Церкви, а особенно вокруг нее, необычайно активизировались те силы, которые стараются навязать Церкви мнение о том, каким должен быть истинный, с их точки зрения, путь Церкви, как надо "перестраивать" и "обновлять" церковную жизнь. В последнее время появилось особенно много статей, в которых поучают, обличают, наставляют Церковь, не понимая, что она живет совершенно иными законами, чем законы мира, что управляют ею не люди, и не человеческие организации, а Господь Бог Вседержитель, сотворивший небо и землю.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 1989 г причислил к лику святых Святейшего Патриарха Иова - первого русского патриарха и Святейшего Патриарха Тихона - первого патриарха после двухсотлетнего синодального перерыва. Кстати сказать, пресса своеобразно отозвалась на это событие. В редакционной статье "Вестника РХД" (Париж) Никита Струве писал: "Можно пожалеть, что одновременно с Тихоном осторожное руководство Русской Православной Церкви решило канонизировать и первого по времени, скромнейшего патриарха Иова... мало замеченного историей и Церковью". Верующие в России вряд ли смогут разделить скорбь главного редактора "Вестника" по поводу появления в Русской Церкви нового святого. Но вот о чем действительно можно пожалеть, так это о том, что даже такой известный издатель, как Никита Струве, видит лишь политическую конъюнктуру там, где, как и повсюду в святой Церкви, действие Духа Божия и проявление глубочайших закономерностей жизни церковного общества.

В отечественной прессе тоже появились, вполне, правда, доброжелательные, статьи, в которых говорилось о большом вкладе этих иерархов в духовную сокровищницу Отечества, об их патриотическом служении, о многочисленных заслугах, в связи с которыми, по мнению журналистов, а также по случаю четырехсотлетия патриаршества и была проведена канонизация. Все это было трогательно, хотя очень напоминало привычные стереотипы и уж, конечно, совершенно не соответствовало церковной традиции.

Дело в том, что причисление к лику святых в Православной Церкви - это совсем не форма поощрения (даже посмертного). Это даже не форма признания заслуг церковных деятелей, и тем более не атрибут пышных юбилеев. Прославление в лике святых это, в первую очередь, призвание к служению,

В какие бы времена ни бывали прославления святых, всегда в конкретный исторический момент призываются именно те, кто более всего может своим духовным примером и подвигом жизни во Христе подать помощь нашей земной воинствующей Церкви от Церкви небесной, торжествующей.

Уже было замечено, что патриаршее служение святителей Иова и Тихона проходило в период смутных времен. Господь воздвигал патриаршество на Русской земле именно тогда, когда государственная власть слабела и не могла больше справиться с управлением православной державой. Однако на этом поразительная общность судеб двух святых патриархов не кончается.

Оба они пережили гражданские войны. Развязанная недругами Москвы и поддерживаемая предателями, сторонниками Лжедмитрия, междоусобная брань и польско-литовская интервенция 1606-1612 гг. имели целью уничтожение Православия в нашем Отечестве. Начало гражданской войны и интервенции в XX веке совпало с первыми днями служения святителя Тихона. Эта гражданская война была связана теперь с попыткой полного уничтожения общения человека с Богом, истребления православной веры.

Патриаршество - и первоначальное и возрожденное - начинали на Руси два царя, два государя, которых православный русский народ почитает как святых.

Это - царь Феодор Иоаннович и царь-мученик Николай II.

Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли "освятованным царем". Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты "нищие духом". Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его "тихим идиотом". А поляк Лев Сапега утверждал, что "напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его".

Такое же непонимание со стороны людей, чуждых православному духу, характеризует и отношение к государю Николаю II. Не будем здесь вспоминать о всей той грязи, которая была вылита на него и его семью. Народ почитал и почитает царя-мученика святым.

Патриарх Иов написал замечательную "Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича". Патриарх Тихон отозвался на убийство царской семьи проповедью, в которой обличил и назвал истинных убийц.

При обоих патриархах произошли такие судьбоносные для России события как конец великих династий. Во дни патриарха Иова умер царь Федор Иоаннович, последний Рюрикович из дома Калиты. При патриархе Тихоне оборвалась династия Романовых.

При обоих патриархах произошло важнейшее для нравственной жизни всего народа событие - убийство невинного царевича-отрока. 15 мая 1591 года в Угличе был зарезан царевич Димитрий. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге был убит царевич Алексий.

Оба патриарха пережили взятие Москвы и хозяйничанье в Кремле бесчинных захватчиков. Патриарх Тихон был избран на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля. При патриархе Иове московская святыня была поругана поляками и Лжедмитрием.

Церковные смуты также отягчили служение и того и другого патриарха. Оба были объявлены низложенными, и вместо них провозглашены новые главы Церкви. В 1606 году католики, насаждавшие унию на Руси, и архиереи, присягнувшие Лжедмитрию, возвели на патриарший престол лжепатриарха Игнатия. (Кстати, этот лжепатриарх после падения своего покровителя-лжецаря бежал из Москвы и окончательно принял унию). Патриарха Иова били и позорили в Успенском соборе, срывали с него святительские одежды, но, несмотря на угрозы, он отказался принести присягу самозванцу. Патриарх снял с себя панагию и положил ее к образу Владимирской Божией Матери со словами: "Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и восемнадцать лет хранил целостность веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему". Во дни патриарха Тихона Церковь потряс обновленческий раскол. Как и 300 лет назад, многие епископы отпали от Церкви и обрушились с неистовой яростью и клеветой на патриарха. Сохранились статьи и проповеди обновленческих архиереев. Вот что писал епископ Антонин (архиерей еще дореволюционного постановления) в газете "Известия" 17 февраля 1924 года: "Тихон - большое поповское чучело, набитое магизмом, рутиной, колдовством, ремеслом и червонцами. Он печет каждую службу архиерейские чучела поменьше, которые надевают парчовые халаты, золотые горшки, грамофонят, вертятся, машут руками...". Дальше следует хула на таинство евхаристии...

В то время, когда этот обновленец писал для "Известий" свои опусы, Святейший Патриарх Тихон был под арестом, а святые епископы-мученики, оставшиеся верными Православию, подвергались жесточайшим пыткам и гонениям.

Накануне смутных времен Господь не только укреплял Россию патриаршеством, но и даровал ей величайшее заступление Царицы Небесной. Казанская икона Божией Матери была явлена незадолго до избрания Святейшего Патриарха Иова. 2 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II и за несколько месяцев до избрания патриархом святителя Тихона, в селе Коломенском чудесным образом была обретена икона Царицы Небесной "Державная". Оба этих образа, как мы знаем, имеют не просто местное, но огромное всецерковное, всероссийское значение.

И святитель Иов, и святитель Тихон, единственные из русских патриархов, налагали анафему на власть предержащих, которые глумились над Церковью, над народом, над Русской землей.

И тот и другой патриарх были в заточении. Святейший Патриарх Иов - в Старицком монастыре, святейший Тихон - в московском Донском монастыре и во внутренней тюрьме на Лубянке.

Такой феномен как самозванство, был явлен при обоих патриархах. Самозванство Лжедмитрия известно. Известны пути, которыми он шел к захвату России, известно, чем он кончил. Известны и те предательства, которыми запятнали себя многие русские военачальники, присягнувшие Лжедмитрию. Трудно себе даже представить сложность тогдашнего положения патриарха Иова, когда почти все братья-архиереи уговаривали его во имя ложно понимаемого ими церковного мира, ради собственной безопасности присягнуть самозванцу. Но патриарх не поддался на это искушение, хотя даже мать убиенного царевича Дмитрия, инокиня Марфа, которую специально привезли в Москву, чтобы она всенародно признала Лжедмитрия истинным царевичем, засвидетельствовала это из страха перед захватчиками. Патриарх Иов был тверд и предпочел лжи гонения и ссылку.

Ситуация с "ворами", самозванными правителями, повторилась и во дни святителя Тихона. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой, а лишь стоянием в истине до конца. Патриарх Тихон не уповал на внешний успех. Такое упование - мысль не христианская. "Претерпевый до конца, той спасен будет" (Мк. XIII, 13). Следуя этому терпению, заповеданному святыми патриархами, стяжал терпение и русский народ, который и спасается, как мы видим из истории, совершенством терпения и стоянием за истину Православия. Это - удел России, это тот самый крест, который был возложен на нас тысячу лет назад.

Несколько слов хотелось бы сказать о пастырских посланиях Святейшего Патриарха Тихона. Они обладают тем особым свойством, которое присуще пророческому богодухновенному слову: оно живо и действенно не только для современников автора, но и для всей Церкви во все времена. Вот только два небольших отрывка: "Еще продолжается на Руси эта страшная томительная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего ее... Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слову пророка, отнял у нас посох и трость, всякое подкрепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца, и старца (Ис. III, 1-2)...

Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу". (1918 г.)

"И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Господи, ибо мы непокорны были слову Его (Плач I, 18)". (1918 г)

Еще одно высочайшее служение русского патриарха - печалование о народе. Долг печалования о церковном народе перед государственной властью был возложен на патриарха в XVI веке и подтвержден на Соборе 1917 года особым пунктом среди прочих обязанностей главы Русской Церкви. Долг этот оба святителя исполнили сполна, подвергаясь часто за это служение гонениям и узам. Но все превозмогала отеческая любовь: "К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти" - это слова святителя Тихона.

Судьбы святых патриархов перекрещиваются, как и судьбы их времен, как и судьбы нашего времени и современной нам Церкви, которая по вдохновению Духа Божия призвала именно этих святых к служению в наши дни. В чине хиротонии есть слова "Божественная благодать всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи..." Когда Церковь земная оскудевает, тогда немощи наши переходят ту грань, после которой люди уже не могут удержать Церковь в мире, Господь посылает тех святых, которые в силах помочь своим служением, своими молитвами. Сейчас, судя по всему, именно такое время.

Если Промыслом Божиим и нам за десятилетия наших грехов, ошибок и беззаконий будут попущены те испытания, которые были во дни земной жизни святителей Иова и Тихона, то мы знаем, что Промыслом же Божием, для нашего спасения нам указаны и небесные защитники на смутные времена - святители Иов и Тихон, к которым первая наша молитва сегодня, о нынешнем Святейшем Патриархе, чтобы Господь даровал его - Церкви Своей "право правящим слово Христовой истины", укрепил в молитве и печаловании за народ Божий и даровал ему силы на кресте своего служения повторить вслед за святым патриархом Тихоном; "Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских, и предстоит умирание за них во вся дни".

1997 г.
Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 | Добавил: lell33-admin (22.06.2009)
Просмотров: 1014

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]