Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07

Чем крейсер благочестивее мерседеса?

В гостях у "Русского Дома" известный историк, профессор Православного университета имени апостола Иоанна Богослова, сопредседатель Союза православных граждан России Владимир Леонидович МАХНАЧ.

С ним беседует Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ.

 

- Владимир Леонидович, Иисус Христос учит нас, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне. Так совместимо ли предпринимательство с христианской религией?

- Служить двум господам человек не может. Он должен служить Богу, а собственность должна служить ему. Человек должен быть свободен от власти богатства над собой, а не от собственности вообще.

Христианская вера с самого начала не навязывала ни форм собственности, ни форм социальной организации, за исключением нравственного осуждения некоторых особенно тяжких пороков языческого мира. Постепенно христианство избавило мир и от рабовладения. Один "воин неверия", безбожник, в 20-е годы обвинил христиан в том, что они пугают людей Страшным судом и делают, таким образом, людей рабами. И Г.-К. Честертон ему возразил: "Лучше бы вы сказали, что христиане пугали рабовладельцев Страшным судом и те делали рабов свободными".

- Русский философ Иван Ильин считал, что частная собственность основана не на жажде наживы, а на стремлении к индивидуальному способу жизни. А есть ли общецерковное мнение по этому вопросу?

- За всю двухтысячелетнюю христианскую историю мы не увидим стремления собирать большие коммуны мирян. Общецерковное мнение всегда поддерживало хозяина, и не могло не поддерживать. Потому что только хозяин-домовладелец имеет нормальную среду обитания для своей семьи. А Церковь учит, что семья - это домашняя церковь, это малая община христиан.

У Ивана Ильина есть замечательная книга, которую я бы рекомендовал всем нашим читателям, - "Путь духовного обновления". Там есть главы о совести, о семье, о государстве, а последняя, десятая, - о частной собственности. И в ней главка "Нравственный смысл частной собственности". Это очень серьёзно: нравственный смысл не богатства, а именно частной собственности. Потому что частная собственность даёт человеку дополнительные возможности быть достойным и уважаемым членом общества. Далее он становится уважаемым прихожанином, то есть членом христианской общины, а также и гражданином. Ему есть что защищать - свой дом, свою семью. Собственник может быть и небогатым человеком. В Российской империи подавляющее большинство населения было собственниками. Каждый крестьянин был собственником своего подворья. И это было нравственно.

- Считается, что развитию капитализма на Западе способствовала протестантская этика. Какие положения протестантского учения благоприятствовали этому?

- Здесь речь можно вести не о протестантской этике в целом, она разная, а конкретно об этике кальвинистской. Ещё с начала перестройки некоторые журналисты и общественные деятели пеняли на то, что, будь мы протестанты, у нас было бы всё в порядке с капитализмом. Православие, дескать, мешает.

Но Православие к кредитованию, то есть фактически к банковскому делу, веками относилось много терпимее, нежели римское католичество. Курия строжайшим образом запрещала католикам заниматься ростовщичеством. Причём не по нравственным причинам, а по богословским. На том основании, что ростовщик, банкир торгует временем, а время человеку не принадлежит, оно принадлежит только Богу. Наши предки такими головоломными построениями себя не утруждали, они осуждали только безнравственность, то есть жестокое обращение с должником со стороны кредитора, требование чрезмерно высоких процентов. А в общем считали, что капитал может быть оборотным. Ещё в Средние века новгородская колонизация Севера была построена на отношениях кредита.

- Выходит, в Средние века отколовшиеся от католической церкви протестанты совершили не только религиозную, но и экономическую революцию?

- Первые протестанты - лютеране - и не помышляли об этом. Революционный поворот совершили кальвинисты. В учении Кальвина восстановлено ложное богословское мнение, высказанное ещё в конце IV в., о предопределении, то есть о том, что участь каждого человека до его рождения, а то и до сотворения мира, мистическим актом предопределена - один спасётся, а другой погибнет. Это положение превращало кальвинизм в радикальную секту. Законы нравственности и морали утрачивали своё значение. Но Кальвин, далеко неглупый человек, добавил в это учение толкование, которое сделало и кальвинизм нравственным. Он создал учение о мирском призвании. То есть о том, что человек вообще не знает, будет он спасён или погибнет, но Господь по милосердию Своему даёт ему намёки, знаки того, что он избран. У тебя хороший дом? Это намёк на то, что ты на пути ко спасению. У тебя много здоровых детей? Это намёк на то, что ты избран. Следовательно, успех в любых делах - ремесленника, торговца, ростовщика - есть указание на избранничество. Это действительно очень стимулировало развитие традиционного капитализма, которого сейчас не существует.

Речь идёт о классическом капитализме, о капитализме, который складывается в XVII-XVIII веках, существует в XIX веке и прекращает практически своё существование в ХХ веке. Это капитализм (вопреки Марксу) не прибыли, а рентабельности. Однако у кальвинизма есть и своя оборотная сторона. Ни католик, ни православный не будет презирать нищего, а тем более ненавидеть его. Кальвинист будет. Потому что нищий-то явно не избран. А на Руси были такие странные люди, как Христа ради юродивые. Представить себе в кальвинистском мире юродивого, к мнению которого прислушивались бы как к мнению праведного человека, невозможно.

- Что в плане развития капитализма можно ждать от страны с православными традициями?

- Как показала история, православное учение нисколько не противоречит формированию капитала. Церковные авторитеты говорили о том, что праведный человек может обладать любым богатством. Только чем больше он получает, тем больше и раздаёт, потому что он знает: все богатства ему дарованы Богом. В России есть уходящие в века традиции отношения народа к различным видам предпринимательской деятельности. Они укоренены в национальном сознании и не стёрты даже десятилетиями большевистского господства. У нас всегда самым уважаемым предпринимателем считался промышленник. Купец - уже второго класса, а банкир, ростовщик - третьего, низшего класса, иногда (вспомним Достоевского) с пренебрежительной кличкой "процентщик".

Сейчас у нас всё наоборот: диковатый торговый капитал и процветающее банковское дело. На Руси всегда подозрительно относились к скоробогачам. О таких до революции говорили пренебрежительно: "А, этот бизнесмен…". В то время уважаемого предпринимателя никогда бы не назвали "бизнесмен". О нём бы сказали: "капиталист", "предприниматель" или вполне уважительно, без пренебрежения: "делец" (от слова "дело"). Нам бы тоже пора уже привыкать к русским понятиям.

- Сейчас нередко встречаются фирмы, глава которых, верующий бизнесмен, устраивает своим сотрудникам постные столы по средам и пятницам. Партнёрам по бизнесу говорит: "Ну, как Господь управит". Превращает кабинет в часовню или даже строит в офисе домовую церковь. Нужно ли смешивать бизнес с религией? Или бизнес должен быть всё-таки не религиозным, а нравственным?

- Приведу такой пример. Преподобный Амвросий Оптинский основал женскую Шамординскую обитель, которой очень много помогал крупнейший в России чаеторговец Перлов. Как-то, будучи у батюшки, Перлов сказал, что он бы и больше помогал сёстрам, но у него своё дело, которое он не может бросить. Ведь тогда помогать будет нечем. На что преподобный ответил: "А ты, дорогой, занимайся моими сиротками, а твоим делом будет Богородица заниматься". Насколько чудесно Богородица помогала Перлову, неизвестно. Но во всех домах, связанных так или иначе с Оптиной Пустынью, - а это десятки тысяч домов в России - пили только чай Перлова. Так что в принципе религиозные основы у бизнеса могут быть, но, конечно, прежде всего основы у него нравственные.

Что же касается Вашего замечания о "благочестивом" предпринимателе, то, если он принуждает своих сотрудников поститься, он не прав и даже погрешает, потому что вызывает озлобление. А если у него столовая такая, что там обязательно есть постные блюда, то это можно только приветствовать. У нас вообще любой ресторан или кафе должны иметь в меню постные блюда по средам, пятницам и многодневным постам. Нас - тех, кто по культуре, по рождению православные, - 85% населения.

- Вместе с тем существует православное предпринимательство иного порядка. Это бизнес внутри Церкви. Или бизнес от лица церковнослужителей?

- В начале ХХ века во главе Петербургской епархии стоял маститый митрополит Антоний. Через него проходили очень большие деньги. И это вызывало шёпот за его спиной. Когда митрополит скончался, то выяснилось, что у него ничего не осталось: все деньги он раздал на дела благотворительности.

Святого праведного Иоанна Кронштадтского упрекали в том, что у него свой выезд лошадей. На что он говорил: "А если его не будет, так я не успею к больным и умирающим". Вообще-то свой выезд у протоиерея в начале ХХ века, сто лет назад, - примерно то же, что "мерседес" сейчас.

Что касается освящения "мерседесов"… Понимаете, в Православии есть много чинов освящений. Открыв большой требник, мы увидим там чины освящения жилища, лошади, другой домашней скотины. Если можно было благословить и освятить лошадь, то почему нельзя освятить автомобиль? Чем крейсер, спускаемый на воду и окропляемый святой водой, благочестивее "мерседеса"?

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 | Добавил: lell33-admin (18.07.2010)
Просмотров: 659

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]