Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07

Нет России без Православной Империи

О том, как хранит Православие русский народ сегодня, мы предлагаем беседу с Николаем Николаевичем ЛИСОВЫМ, старшим научным сотрудником Института российской истории РАН, автором книг "Приди и виждь", "Три Рима", "Награды Русской Православной Церкви".

- Что изменилось в менталитете нашего народа после революции? Он стал менее религиозен?

- Этот вопрос очень серьёзный. Удивительно то, что в 1917 году пришёл человек в кожаной тужурке и сказал: "Бога нет!". И в большинстве своём народ ему поверил. Почему Бог попустил это? Что случилось с народом-богоносцем?

Русский народ по природе своей более религиозен, чем всякий другой. Что сделали большевики? Они не отменили религиозного отношения к действительности, к истории, - дали другого "бога". Бывали даже курьёзные случаи, когда в Божницу вместо иконы вставляли портрет Ленина, а вместо Божией Матери - Маркса. Этнографы в 20-х годах записали заклинания Лениным и Троцким, которыми бабки-ворожеи лечили болезни. Еврейско-большевистская верхушка очень чётко рассчитала религиозно-моральный потенциал народа, сразу дав ему высокую идею. Говорили о социальной справедливости. Коллективная власть укладывалась в традиционную русскую соборность, традиционную славянскую общинность.

- Николай Николаевич, ещё в XIX веке общественные деятели, писатели спорили о том, какая форма правления более всего подходит России. Спорили о том западники и славянофилы. Известный мыслитель Пётр Чаадаев в своих "Философских письмах" писал о том, что Россия сильно отстаёт в своём политическом развитии, что для того, чтобы двигаться вперед, в сторону прогресса, ей необходимо сбросить "восточные оковы" и принять западные либеральные ценности. Говорят об этом и некоторые сегодняшние политики и историки. Возможна ли демократия в нашей стране?

- В России демократическая форма правления в западном её варианте невозможна. Либо у нас будет демократия в виде некоей народной власти, либо будет правитель, то есть в большей или меньшей степени диктатор, царь или вождь. России нужен правитель. Во-первых, потому, что у нас огромная, имперская территория, многокилометровая граница; охранять, сохранять всё это демократические структуры не способны.

Почему Рим пришёл в своё время к диктатуре и империи? Что такое вообще империя? Император - это верховный главнокомандующий в условиях войны, а такие условия в империи почти всегда, именно потому, что нужно охранять границу и управлять огромной территорией. Потому со временем в Древнем Риме император стал правителем постоянным, не только во время ведения войны. В демократических Соединенных Штатах тоже есть верховный главнокомандующий в лице президента, который решает вопросы войны и мира, иногда даже не считаясь с конгрессом. Конгресс только оформляет решения, предпринятые президентом.

- В истории немало примеров, когда народ взваливает на себя непосильную ношу, ставит для себя неразрешимую задачу, и это очень дорого обходится ему...

- Да, народ империи нередко стремится созидать другие государства за свой счет, часто приносит себя в жертву. В своё время римляне не смогли вынести того бремени, которое сами на себя взвалили. Римской империи принадлежала территория от Британии до Египта, от Испании до Персии.

Простой человек реального представления об особой исторической миссии своего государства не имеет, но может чётко понимать, как это понимал римлянин, понимал ещё недавно россиянин, что он - носитель более высокой цивилизации, более совершенного государственного устройства.

Каждый русский солдат, воевал ли он в Европе или в Средней Азии, знал, что он несёт в мир православную веру. Главным для него было - не отступиться от веры. В наши дни в Чечне был замучен русский солдат Евгений Родионов, который под пытками не отказался от своей веры. Во времена Скобелева тоже был солдат, погибший за веру. С него живым содрали кожу. Этот солдат мог быть неграмотным, но знал, что он - гражданин Великой России.

В советское время произошла замена идеалов империи на другие идеалы, но все жители бывшей Российской империи по-прежнему считали себя авангардом человечества, ощущали за собой некую миссию, говорили, что мы за светлое будущее, к которому хотели привести и другие народы. Исполняли свой интернациональный долг.

- Почему Москва - Третий Рим?

- С того момента, как княгиня Ольга приняла в Царьграде Православие, "император назвал её дщерью", как сказано в летописи. Она, как правительница Руси, входила в семью византийского императора. Значит, все её подданные стали его подданными. Когда через 400 лет сын Дмитрия Донского князь Василий скажет: "Да, патриарха Константинопольского мы признаём, а императора у нас нет и нам его не надо", то патриарх Константинопольский Антоний напишет ему гневное письмо: "Нет, сын мой, ты чего-то не понимаешь! Если ты называешься православным, ты - подданный императора". Император был глава всех православных в мире. По мере того как сокращалась в размере и распадалась Византийская империя, Рим Второй, она прирастала за счет России. Мы и есть Византийская империя. Прежняя столица, Константинополь, давно отпала от её тела. Так мы стали Третьим Римом. Не потому, что Иван III женился на племяннице последнего Византийского императора и взял в качестве герба государства двуглавого орла, а потому, что Русь была и есть историческое продолжение той цивилизации. Наши иконы писались так же, как и византийские, даже лучше. У византийцев не было иконописца уровня Андрея Рублева. В некотором смысле мы больше византийцы, чем сами греки.

- Сегодня часто говорят о том, что религия - это вершина духовного развития нации, показатель его нравственного развития. Так ли это?

- На Первом Вселенском Соборе (325 г.)

председательствовал император Константин. Он сказал, что настоящий гражданин империи может быть только православным. На Руси христианин и крестьянин стали синонимами. До революции 1917 года 90% населения России называли себя крестьянами. Именно отсюда знаменитая формула Достоевского: "Неправославный не может быть русским". Формула абсолютно точная. Если человек сознавал себя российским гражданином и русским, он был православным. Это идёт от апостола Павла через Константина и Феодосия до нашей Российской империи.

Для того чтобы предаваться христианскому подвигу спасения души, нужна некая обеспеченность, социальная защищенность. Преподобный Сергий уходит на Маковец. Это глушь, дремучее лесное безлюдье, но в пределах Московского княжества, где всё защищено определёнными законами.

Преподобный Серафим тоже проходил свой молитвенный подвиг в пределах православной империи. В 1814 году он получит крест на георгиевской ленте, как и всё русское духовенство, - за молитвы о победе русского воинства в 1812 году. Монахи, священники всегда были духовным передовым отрядом внутри империи, в отличие от Запада. Там римский папа сам возомнил себя главой католического мира. Он раздавал короны императорам и королям. На православном Востоке - Церковь всегда внутри империи. Император Константин и император Павел I равно считали себя главами Православной Церкви. Даже Екатерина Великая в письмах к Вольтеру назвала себя главой Православной Церкви. Сейчас, по существу, происходит возрождение той же модели. Мы, христиане, осознаём, что живём в пределах империи. Административное деление соответствует церковному; в каждой области своя епархия. По существу, империя есть единственная форма существования христианской Церкви в мире. Как в орешке: есть скорлупа, есть ядро. Ядро - это Церковь. Империя - пространство спасения для каждого человека и целых народов.

У нас сегодня нет национальной идеи, а она нужна. Нужен национальный герой, который всегда появляется в безвременье и безлюдье. Пена "политиков" и "олигархов" сойдёт, и появятся нормальные русские люди, которые смогут быть лидерами. Когда рождается вождь, способный повести народ, рождается и национальная идея. Её не надо разрабатывать. Она всегда существовала. Лучше Православия у нас ничего не может быть и лучше православной империи ничего нет. Выздоровление имперского народа (а мы - народ империи) возможно только в империи. Иначе русский народ существовать не может. Перестав быть имперским, он перестанет существовать вообще.

 

Беседовала Елена Валентиновна ВАЛЬКОВА

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 | Добавил: lell33-admin (18.07.2010)
Просмотров: 649

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]