Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07

Васнецы с подворья Новгородского

† 23 июля 1926 г. - день смерти великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

 

Наш корреспондент беседует с потомком великого русского художника, Николаем Борисовичем Васнецовым, можайским архитектором, автором проектов часовни у истоков Москвы-реки, церкви на Белорусском вокзале в столице, церкви в селе Рублёво и других. Он преподаёт в Московском архитектурном институте. Женат, имеет шестерых детей.

- Вы спросите-ка лучше, есть ли у меня хобби? - предлагает мне Васнецов в самом конце разговора.

- Спрашиваю… - соглашаюсь я.

- Есть! - говорит Николай Борисович. - И это хобби - музыка. Я сейчас вам сыграю своё произведение - пьеску одну...

- Так вы ещё и композитор?

- Домашний, - уклончиво отвечает Васнецов и открывает крышку пианино. Его пальцы привычно ложатся на клавиши… В 70-х Николай играл в одном из можайских вокально-инструментальных ансамблей, выступал с концертами. Во время учёбы в архитектурном институте сдружился с московскими композиторами, - Эдуардом Артемьевым, Владимиром Мартыновым, музицировал на музыкальных вечеринках.

- Мне понравилось, - говорю ему я после игры вполне искренне. В этот момент в комнату шумной гурьбой вваливаются детишки, накрывшись при этом одеялом.

- А ну, архаровцы! Брысь отсюда! - хозяин дома повышает голос: суровая складка на лбу, но в бороде прячется улыбка.

Отец многодетного семейства, он продолжает традиции своего рода. У его прапрадеда, священника Михаила, также было шестеро детей, среди которых и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, и родной прадед Николая, Аркадий Михайлович, у которого было 8 детей.

- Мой отец, Борис Леонидович, переехал в Можайск после Великой Отечественной войны, - рассказывает Николай Борисович, - о своей семье он говорил мало: время было такое. Конечно, с раннего детства я знал, что в нашем роду есть великий русский художник. Когда подрос, мне стало известно, что я ему правнучатый племянник.

Информацию о своём роде Николай собирал по крупицам: по старым книгам, по рассказам родственников. Корни Васнецовых уходят в XIV-XV века: новгородские летописи указывают на некоего Васнеца, жившего "на подворье". С XVII века род этот известен как священнический. В течение столетий в Вятском крае Васнецовы были священниками и диаконами, просвещали местный люд, строили храмы. Отец Михаил Васнецов окормлял приход в селе Рябово.

- Когда я побывал на своей малой родине, - рассказывает Николай Борисович, - то понял, откуда в картинах Виктора Михайловича эта удивительная "можжевеловость". Она из Рябово! Больше нигде таких лесов не встретишь. Я был поражён, как Васнецов смог перенести на свои картины дух этих мест!

Два сына батюшки Михаила - Виктор и Апполинарий - стали художниками, а Аркадий - учителем. Именно эти трое вошли в историю России. Виктора Михайловича называют "великий художник", Апполинария Михайловича - "известный". Аркадий Михайлович был вятским губернатором вплоть до 1917 года.

Самый знаменитый представитель рода, конечно же, Виктор Михайлович. В воспоминаниях родственников он - очень добрый человек. "Красно солнышко", - так все его называли за широту души. В своей семье он являл собой образец домостроя: детей воспитывал в строгости и христианской морали.

Виктора Михайловича Васнецова публика оценила, увидев картину "После Игорева побоища". Работа эта и ныне потрясает своей красочностью и реалистичностью. На картину обратил внимание сам Государь император, который пообещал художнику своё покровительство.

Именно в картинах сказочной тематики наиболее полно раскрылся талант художника, который ранее принадлежал к когорте так называемых "передвижников", живописующих народный быт того времени. Одновременно - это редкое явление - светский художник Васнецов становится и церковным живописцем. Он участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве. Фрески в васнецовском стиле стали появляться в храмах Урала и Сибири. В то же время в одном из своих писем Виктор Михайлович признаётся, что после того, как он увидел фрески Ферапонтова монастыря, - понял, что ни на йоту не приблизился к тому мастерству, которым обладали древние иконописцы.

Во время революции заказов на роспись храмов не было и Васнецов полностью переключился на свой любимый жанр сказки. Здесь он в совершенстве освоил язык аллегорий. "Битва со змеем Горынычем" - первая картина с таким названием - датирована 1916-м, а вторая - 1918-м годом. В 1922 году он заканчивает полотно "Заколдованное царство". Последний оптинский старец Нектарий на вопрос своих духовных чад о его отношении к Васнецову, ответил: "Это - богатырь духа".

- А как относится Церковь к тому, что Васнецов использовал языческие образы? - спрашиваю я.

- Вы имеете в виду Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного?.. Но ведь они в его работах - олицетворение зла. Художник говорит о невидимой брани человеческой души. К примеру, как понять картину, на которой Кощей Бессмертный обнимает царевну в своих палатах? Он склонился над ней, кажется, что всё, - она в его власти. Кроме одного, - в картине это видно. Она должна сказать: "Да". Но она этого не говорит. И поэтому Кощей её взять не может. Это великолепная аллегория. Перед каждым человеком стоит дилемма: согласиться с греховным помыслом, который приходит в нашу душу, либо отвергнуть его…

Смысл этой картины двоякий. Царевна - это прекрасная Россия, а Кощей - тёмные силы, завладевшие ею. Не удивительно, что после октябрьского переворота Виктор Михайлович Васнецов как художник оказался не востребован. Жил он в те годы очень бедно. Сохранилась фотография 20-х годов, где великий Васнецов стоит в пальто с заплатками.

Семье его брата, Аркадия, тоже пришлось "хлебнуть лиха". Сын вятского губернатора, Леонид Аркадьевич, инженер по строительству мостов, несколько лет провёл в лагерях. После освобождения сильно заболел и прожил недолго. Умер от голода: свои пайки он отдавал детям.

- Даже это я узнал не от своего папы, а от двоюродной сестры, - говорит Николай Борисович.

Специализация отца (он был учителем рисования) очень пригодилась сыну при подготовке к экзаменам в МАРХИ. Учась в институте, Николай познакомился со студенткой Ириной, дочерью физика из Дубны. Поженившись, они уехали в Можайск, который, по словам Николая, он никогда не оставит.

Из окна васнецовского дома видны купола старинного можайского храма Иоакима и Анны. Здесь Николай Борисович - постоянный прихожанин, то певчий, то чтец. Так что отнюдь не случайно его творчество прочно связано с церковной тематикой. Именно васнецовский проект часовни у истока Москвы-реки (к 300-летию Мосводопровода) больше всего понравился митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Этой своей работой на 148-м километре Минского шоссе он увековечил подвиг павших здесь во время Великой Отечественной войны героев. В его планах - проект Стрелецкой слободы в Можайске - уникального жилого городка в древнерусском стиле.

- Никакой лубочности и вычурности не будет. Правильнее сказать, не в древнерусском стиле, а в стиле традиционной архитектуры.

Он, несомненно, продолжатель традиций своего великого предка, как в церковном, так и в светском направлениях. Кстати, из родственников В.М. Васнецова по прямой линии жив его внук, Андрей Владимирович, последний председатель Союза художников СССР. Сейчас ему уже за 80.

Нашу беседу с Николаем Борисовичем прерывает звонок. Это прибыл один крупный чиновник. Будет разговор об очередном архитектурном заказе. Васнецов нынче нарасхват. Как и в начале прошлого века.

 

Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ,

Можайск, Московская область

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 | Добавил: lell33-admin (21.07.2010)
Просмотров: 863

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]