Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07

Быть или не быть Православной Империи

Идеи приходят, когда мир в них нуждается...

 

Кто мы? Чем отличаемся от других народов? Уготована ли нам особая миссия? Как относиться к прошлому и как повлияло оно на наш менталитет? Какой отпечаток наложило на нас православие? Все это спрашиваем мы, народ с многовековой историей. На календаре XXI век, а мы все ещё занимаемся поиском идентичности. Пока не ответим на эти вопросы, не сможем двигаться дальше. На вопросы "Русского Дома" отвечает Николай Лисовой, старший научный сотрудник Института российской истории РАН.

- Николай Николаевич, если представить себе народы в виде кирпичиков, из которых состоит мироздание, то каков будет вклад каждого из них в строительство общего дома под названием человечество?

- Как один человек не похож на другого человека, так и один народ не похож на другой.

С православной точки зрения, определяющая черта каждого народа - это его способность видеть Бога. В христианское представление о правах человека в качестве аксиомы входит и право на непохожесть, самобытность. Человек родился - и уже тем самым имеет право на жизнь. Причем именно таким, каким родился. Народ народился - и уже в силу этого имеет право на собственное место под солнцем и на собственную картину мира. То есть тоже имеет право быть таким, каким создан. Пусть он исповедует ту веру, то мировоззрение, которые ему присущи. При этом помнит, что все равны.

Но при равных правах, народы, как и люди, имеют каждый свой дар и свое призвание, мера этого призвания у всех разная. В Евангелии понятие меры одно из главных. Спаситель говорит: "В какую меру мерите, в такую вам отмерится." Так же, как у каждого человека - свой уровень способностей, талантов и ответственности за свои поступки, точно так же они есть и у отдельного народа. Народы могут иметь в истории одинаковую череду испытаний, но один их выдерживает, другой - разрушается. Не все народы могут взять на себя одинаковую долю ответственности. Один берёт на себя свою, да ещё и за другие народы. Другой не берёт и не может взять. Кому что дано. И подобно тому, как люди, с этой точки зрения, никогда не будут равны между собой, так и народы нельзя искусственно и принудительно уравнивать - ни в смысле их места и значения в истории, ни в смысле характера и качества их индивидуального служения человечеству.

Мы говорим: "душа народа", "национальный гений". Это не пустые слова, не бесплотные рациональные понятия. Это живая духовная субстанция, определяющая для нации линию жизни и пространство судьбы. Как, почему с маленького народа, жившего в маленьком городке на реке Тибр, началась великая Римская империя? Как крохотное поселение на Боровицком холме сделалось Москвой - Третьим Римом?

Важнейшее качество народа - вера в своё призвание. Она подразумевает веру в покровительство Божие, веру, воплощённую в некой системе поведения и представлений. Люди разных стран и эпох по-разному видят себя и окружающий мир. Дело здесь не только в расовом, национальном или географическом положении. Мироощущение античных греков и греков византийских разное. Вопрос стоит об идеале народа.

- Но ведь в истории немало примеров, когда народ взваливает на себя непосильную ношу, ставит для себя неразрешимую задачу и это очень дорого обходится для него...

- Да, народ империи нередко стремится созидать другие народы, другие государства за свой счет, часто принося себя в жертву. В свое время римский народ не смог вынести того бремени, которое сам на себя взвалил. Римской империи принадлежала территория от Британии до Египта, от Испании до Персии.

Простой человек реального представления об особой исторической миссии своего государства не имеет, но он может чётко понимать, как это понимал римлянин, понимал ещё недавно россиянин, что он носитель более высокой цивилизации, более высокого государственного устройства. Все культурные достижения, цели и упования могли держать в голове только Вергилий, Гораций, император Август, а рядовой римлянин был просто уверен, что он страж великой цивилизации, что он носитель великой исторической миссии, что все народы должны его слушаться.

То же было у русского человека, русского солдата. Воевал ли он с Фридрихом Великим, когда русские первый раз взяли Кенигсберг и Берлин. Воевали ли с японцами или в Средней Азии, когда Скобелев завоёвывал Среднюю Азию. Каждый раз русский солдат полагал, что он несёт православную веру, более совершенную и более передовую, отсталым язычникам. Главное для него - не отступиться от веры. В Чечне был замучен солдат - Евгений Родионов, который под пытками не отказался от своей веры. Во времена Скобелева тоже был такой солдат, погибший за веру. С него живым содрали кожу. Этот солдат мог быть неграмотным, но кровью и кожей он чувствовал, что он гражданин Великой России.

В советское время произошла замена идеалов Империи на другие идеалы, но все жители бывшей Российской Империи считали себя авангардом человечества, ощущали за собой некую миссию - в сущности, ту же, что и солдаты Суворова и Скобелева. Мы говорили, что мы за светлое будущее, к которому хотели привести и другие народы. Мы исполняли свой интернациональный долг. Мы не просто пришли завоёвывать Афганистан, мы не могли позволить, чтобы туда вошли американцы. А если взять США, то любой малограмотный негр в американской армии верит, что американский образ жизни - лучший в мире.

- Рано или поздно все империи гибнут...

- Однажды Навуходоносору приснился сон, что у него золотая голова, серебряная грудь, медный живот, железные ноги и глиняные ступни. Это был вещий сон. Такова судьба любой империи.

В своё время Римская империя автоматически перешла в христианскую. Император Константин сделал её христианской. Её реальным продолжением стала Византийская империя. Наконец, скажу о теории "Москва - Третий Рим". С того момента, как княгиня Ольга приняла в Царьграде православие, "император назвал её дщерью", как сказано в Летописи. Она, как правительница Руси, входила формально в семью византийского императора. Значит, все её подданные стали подданными императора. Когда, через 400 лет после этого, сын Дмитрия Донского скажет однажды: "Да, патриарха константинопольского мы признаём, а императора у нас нет и нам его не надо". Тут же Патриарх Константинопольский Антоний напишет ему гневное письмо: "Нет, сын мой, ты что-то здесь не понимаешь! Если ты называешься православным, ты - подданный императора." Император был глава всех православных в мире.

С этой точки зрения, по мере того, как сокращалась в размере и распадалась Византийская Империя, Рим Второй, империя прирастала за счёт России. Мы и есть Византийская Империя, хотя прежняя столица, Константинополь, давно отпал от древнего тела Империи. Так мы остались тем самым Третьим Римом. Это даже не зависит от того, женился бы Иван III на племяннице последнего византийского императора и взял бы он в качестве герба двуглавого орла... Хорошо, конечно, что он все же это сделал, но независимо от этого мы все равно были историческим продолжением той же цивилизации. Наши иконы писались так же, как византийские, даже лучше. У византийцев не было Андрея Рублёва и Феофана Грека. В некотором смысле мы больше византийцы, чем сами греки.

- Сегодня часто говорят о том, что религия - это вершина духовного развития нации, показатель его нравственного развития. Так ли это?

- На Первом Вселенском Соборе (325 г.) председательствует император Константин. Он настаивает на единосущии Отца, Сына и Святого Духа. Он сказал, что настоящий гражданин может быть только православным. На Руси христианин и крестьянин стали синонимами. До революции 1917 года 90% населения России называли себя крестьянами. Именно отсюда знаменитая формула Достоевского: "Неправославный не может быть русским." Формула абсолютно точная. Если человек сознавал себя российским гражданином и русским, он сознавал себя православным. Эта синонимичность лежит в основе с самого начала. Это идёт от апостола Павла, через Константина и Феодосия, до нашей Российской Империи.

Для того, чтобы предаваться христианскому подвигу спасения души нужна некая обеспеченность, социальная защищённость. Преподобный Сергий уходит на Маковец. Это глушь, дремучее лесное безлюдье, - но в пределах Московского княжества. В княжестве все защищено определенными законами. Князь потом дарит Сергию эту землю для основания монастыря.

Преподобный Серафим тоже жил и проходил свой молитвенный подвиг в пределах Православной Империи. В 1814 году он получает крест на георгиевской ленте, как и всё русское духовенство - за молитвы 1812 года. Это был духовный передовой отряд внутри Империи. У них нет иного способа существования в отличие от Запада. Там римский папа сам возомнил себя главой католического мира. Он раздавал короны императорам и королям. На православном Востоке Церковь всегда внутри Империи. Император Константин и император Павел I равно считали себя главами Православной Церкви. Они только озвучили то, что обычно по скромности императоры не говорили. Даже Екатерина Великая, будучи женщиной, в письмах к Вольтеру называла себя главой Православной Церкви. Сейчас, по существу, происходит возрождение той же модели. Мы, христиане, осознаем, что пришли в этот мир в пределы Империи. Административное деление соответствует церковному, в каждой области своя епархия. Областное и епархиальное начальства как бы параллельны. По существу. Империя есть единственная известная нам форма существования христианства в мире. Или существования Церкви в мире. Как в орешке: есть скорлупа, есть ядро. Это ядро и есть Церковь. Империя - пространство спасения для каждого человека и целых народов. Спасение души для христианина главное, но совершается оно только в скорлупе Империи.

У нас сегодня нет национальной концепции, а она нужна. Нужен национальный герой, который всегда появляется в безвременье и безлюдье. Современная пена "политиков" и "олигархов", которая только одна сейчас и видна, сойдёт и появятся нормальные русские люди, которые смогут быть лидерами. Когда рождается вождь, способный повести народ, рождается и национальная концепция. Её не надо разрабатывать. Тем более, что она всегда существовала. Тут другого не придумаешь. Ни в религиозно-духовном смысле лучше православия у нас ничего не будет, ни в державном - лучше Православной Империи ничего нет. Выздоровление имперского народа (а мы - народ Империи) возможно только в Империи. Иначе в другом историческом качестве русский народ существовать не может. Перестав быть имперским, он перестанет существовать вообще.

 

Беседовала Елена Ивановна ВАЛЬКОВА

Категория: Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 | Добавил: lell33-admin (21.07.2010)
Просмотров: 645

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]