С иконами под огнем - трагедия в Южной Осетии 2008 года
Куда идёт грузинский народ? Как грузины, носящие на груди
православные кресты, могли творить в Осетии злодеяния, о которых раньше мы
читали лишь в книгах о зверствах фашистов на оккупированных территориях?
И как Патриарх всея Грузии Илия II может обращаться к российскому
Президенту с призывом не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии,
вернуть которые в состав грузинского государства – куда они были насильственно
включены во времена СССР, когда границы республик менялись за ночь одним
росчерком партийного пера – можно только путём уничтожения всех осетин и
абхазов?
Кавказские республики находятся так далеко от Москвы, что многие
до сих пор ошибочно полагают, будто их жители в большинстве своём мусульмане
или язычники. На самом деле в Южной Осетии вообще нет мусульман, разве что
несколько мигрантов, – потому там нет и никогда не было ни мечетей, ни
мусульманского духовенства. В страшные дни грузинской агрессии осетин и
пришедших им на помощь русских воинов спасала Православная вера.
«Мы спустились в подвал, когда по городу ударили «Грады»,
понимая, что и там нет защиты от прямого попадания, – рассказывает 75-летняя
Людмила, чья квартира в добротном «сталинском» доме в центре города сгорела
дотла. – Было ощущение, что били прямо по нам, казалось, что началось
светопреставление. Что оставалось делать? Мы молились так, как, наверное,
никогда в жизни не молились». Женщина крестится и благоговейно достает из
кармана старой куртки единственное, что успела взять, покидая родной дом, –
маленькую икону Богоматери. «Нас спасли Господь и Пресвятая Богородица!» –
говорит она. Её не волнует потеря нажитого имущества: «Главное, что война
закончилась, а Господь управит».
Студентка Ирина тоже пряталась от снарядов в подвале пятиэтажки
на городской окраине. У неё на глазах разворачивались бои с грузинами,
вошедшими в город на танках и бронетехнике. «Наши ребята показали себя
настоящими героями, – говорит она об осетинских ополченцах: своих
одноклассниках,сокурсниках,
братьях. – Никому и в голову не пришло, что можно убежать, бросить город на
произвол судьбы. Парни шли на танки с одними автоматами – и выходили
победителями. А мы молились за них, мы так молились! Я столько раз прочитала
все молитвы, которые знала... И мы живы, мы победили!»
Все дни агрессии православное духовенство оставалось в Цхинвале,
собственным примером поддерживая жителей города. Многие из них в мирное время,
возможно, не уделяли духовной жизни достаточно времени и сил, но после войны
стали гораздо внимательнее, некрещёные приняли решение креститься.
Русские солдаты, брошенные с учений прямо в пекло боев, по словам
настоятеля Аланского подворья в Москве, игумена Георгия (Бестаева), говорили,
что молитва помогает им лучше танковой брони. Вспоминается молодой лейтенант
Сергей, с которым мы познакомились вечером после ожесточённого боя под Никози.
На глазах у него сгорел подбитый грузинами танк вместе со всем экипажем,
вспыхнули шедшие впереди боевые машины пехоты. С болью рассказывая, как гибли
его боевые товарищи, парень, принявший свой первый бой, машинально достал из
внутреннего кармана удостоверение личности. В нём лежали три бумажных иконы:
Спасителя, Владимирской Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Сергей смотрел
на них так, будто видел впервые, и вдруг сказал: «Так вот почему я жив!»
Произнёс он это с таким выражением, словно ему открылась глубинная тайна Бытия
– так оно, впрочем, и было.
«Этот момент признают абсолютно все, и он является единственным
объяснением того, почему Южная Осетия выжила в этой войне: Господь Всемогущий,
десницей своей закрывший осетинский народ в эти страшные три дня и три ночи,
спас Южную Осетию от полного истребления кровожадным врагом, – говорит
известный цхинвальский журналист Инга Кочиева. – Другого объяснения, как после
всего город ещё жив, – попросту нет. Нет объяснения тому, почему под таким
плотным огнём на квадратный метр земли, осталось хоть что-то живое. Не надо
пытаться приводить какие-то доводы и расчёты – надо просто верить. Благодарим
тебя, Господи, за чудо спасения народа Южной Осетии». И если спросить любого
жителя республики – получишь тот же ответ. Осознание чуда пришло в сердце
каждого, кто практически безоружным шёл в атаку, спасая родной город, кто
молился за родных и близких в тесном и сыром подвале под непрекращающимися
обстрелами грузин.
В первые же дни войны Русская Православная Церковь начала
оказывать гуманитарную помощь беженцам из Южной Осетии. В Алагирском женском
монастыре нашли приют несколько десятков женщин и детей. Серьёзно помогли и
христиане зарубежных стран, в том числе Западной Европы. Однако, как верно
заметил координатор молодёжного фронта "Прорыв" Алексей Добычин,
отправившийся добровольцем на осетинский фронт и доставивший в Южную Осетию 17
тыс. маленьких икон, переданных владимирским Свято-Боголюбовским монастырём,
бойцам очень не хватало духовного окормления. «Иконы с благоговением принимали
не только православные христиане, но и мусульмане, и ещё не крещёные воины, и
мирные жители, – говорит Алексей.
Главным же для осетин и русских, спасших Южную Осетию, останется
ощущение близости Господа, в чем они убедились на собственном опыте.