Национальный русский художник - Михаил Васильевич Нестеров
В 18 лет ученик Московского училища живописи,
ваяния и зодчества Михаил Нестеров впервые увидел в Румянцевском музее картину
Александра Иванова «Явление Христа народу». Она произвела на него большое
впечатление. И мог ли знать он, когда по настоянию своего учителя В. Г. Перова
писал в натуральную величину мальчика, выходящего из воды, что через много лет
выстраданная Ивановым, выраженная им в гениальной картине идея затронет и
захватит и его. Предчувствие всеразрушающего времени заставит и его говорить о
необходимости нравственного преображения общества путем соприкосновения с
христианской идеей. Эта идея станет для Нестерова той сущностью, которую он,
оглядываясь на «Явление Христа народу» Иванова, выразит в картине «Святая
Русь».
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая (ст. ст.) 1862 года в
Уфе, в купеческой, патриархальной семье. Глубокая вера, строгость нравов и
трудолюбие отличали его родителей. Особенно в семье любили и почитали святых
угодников Сергия Радонежского и Тихона Задонского, которые, можно сказать,
входили в обиход духовной жизни отца и матери.
В 12 лет мальчика отвезли в Москву, определили в реальное
училище. Отец мечтал дать сыну техническое образование. Но случай решил дело.
На рисунки Нестерова обратил внимание инспектор Московского училища живописи и
ваяния К. А. Трутовский. О том не преминули сообщить купцу, и тот, глубоко
поразмыслив, разрешил сыну перейти на учебу в художественном училище.
Уроки В. Г. Перова, как и советы И. Н. Крамского (уже в
Петербурге), помогли становлению художественных взглядов Нестерова. Звание
свободного художника он получил за картину «Призвание Михаила Феодоровича
Романова на царство».
Но творческая зрелость пришла позже. В 24 года Нестеров потерял
горячо любимую жену. Смерть любимого человека потрясла его. «Образ ее не
оставлял меня, везде я видел ее черты, ее улыбку, тогда же явилась мысль
написать «Христову невесту с лицом Маши», - вспоминал художник. Трагедия утраты
вложила в его живопись «недостающее содержание, и чувство, и живую душу».
И потому с таким восхищением была воспринята его последующая
картина «Пустынник», написанная в Сергиевом Посаде (при Троице-Сергиевой
Лавре), куда на лето уезжал художник. Тема была новой в искусстве. Художник как
бы говорил: только вдали от мирской суеты и повседневных, пустых помыслов
человек может найти внутреннюю сосредоточенность, нравственное успокоение и
ясный смысл своей жизни.
В 1890 году он выставляет «Видение отроку Варфоломею» - первую из
серии картин, посвященных жизни Сергия Радонежского.
Картину заприметил художественный критик А. В. Прахов и пригласил
художника в Киев расписывать совместно с В. М. Васнецовым только что
отстроенный Владимирский собор. Работа в соборе привлекала В. М. Васнецова, а
впоследствии и М. В. Нестерова возможностью создания «большого национального
стиля». «Там мечта живет, - писал Нестеров о работе Васнецова во Владимирском
соборе, - мечта о «русском Ренессансе, о возрождении давно забытого дивного
искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых». Пять лет жизни были отданы
иконописному труду. Кисти М. В. Нестерова принадлежат 4 иконостаса, два
запредельных стенных образа на хорах -«Рождество», «Воскресение» и
«Богоявление» в крестильне. Образы святых Бориса, Глеба, княгини Ольги...
Сколько музыки, поэзии, глубины в них.
На освящение храма приехал государь. «Это был
поистине праздник сердца», - вспоминая торжества, писал М. В. Нестеров.
Работая в храме, Нестеров не забывал и о холстах, поджидающих его
в мастерской. Большинство картин, созданных им в эти годы, посвящены жизни
Сергия Радонежского. К нему у художника сложилось свое, особое отношение. Для
Нестерова Сергий Радонежский был воплощением чистой и подвижнической жизни.
Привлекая к себе мирские души, Сергий Радонежский много способствовал
укреплению духа русского человека. Он же сыграл основную роль в нравственном
сплочении русского народа в тяжкую годину, когда появилась угроза разорения
русской земли. «Зачем искать историю на этих картинах? - писал М. В. Нестеров.
- Я не историк, не археолог. Я не писал и не хотел писать историю в красках.
Это дело Сурикова, а не мое. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV в.,
лучшего человека Древней Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему
любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и
попытался передать в «Отроке Варфоломее» и других картинах. Я передаю легенду,
сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил своей
любовью и памятью».
«В искусстве нашем меня всегда больше привлекала не внешняя
красота, а внутренняя жизнь и красота духа», - выскажет однажды свое понимание
мира Михаил Васильевич Нестеров.
В этой внутренней жизни и красоте духа русского человека,
принявшего учение Христа, и видел художник силу и неодолимость Святой Руси.