Порой кажется, что подвиг святых русских жен
уж слишком обычен. Да и подвиг ли это - дом, семья, муж, дети... Утренней зарей
Богомудрия равноапостольной княгини Ольги взошла над Святой Русью женская
святость, раскинулась дивными радужными цветами служения материнского,
молитвенного, милосердного и воссияла полуденным солнцем исполнения величайшей
Евангельской заповеди - «положить живот свой за други своя». Духовная книга
русской женской святости не завершена и не завершится, пока живы наши матери,
не устающие повторять в горячей своей молитве: «Слава Богу за все... » Не так
ли повторяла и шестьсот лет назад Великая княгиня Евдокия, заступница вдов и
сирот, обездоленных и обиженных. Ее имя, как и большинства великих русских
женщин, до недавнего времени находилось в забвении.
...Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье
благочестивого князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Именно в
отчем доме научилась юная княжна более всего заботиться о душевном спасении и
хранить Заповеди Божий. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское
достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и
тяжкое служение - Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого.
Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца.
В 1366 году княжна Евдокия будет просватана за Великого князя
Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с громким именем победителя
татар - Донского. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие пришлись
по сердцу добродетельному Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером
целомудренного союза.
Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда
укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов. По
собственным словам княгини, «немного испытала она радостей в супружестве за
Димитрием». Великой княгине пришлось пережить нашествие на Москву литовского
князя Ольгерда, снискавшего славу правителя злобного и жестокого. Его военные
походы напомнили русским разрушительные набеги Батыя. Не прошли стороной и
различные болезни, стихийные бедствия. Вскоре после свадьбы начался не виданный
доселе пожар, и летопись назовет его великим, а затем - моровая язва.
Милосердная душа княгини разрывалась от жалости и боли. Именно к ней шли за
утешением и поддержкой. На свои деньги хоронила Евдокия москвичей, щедро
одаривала погорельцев. Ее можно было видеть в кремлевских храмах, усердно
молящую Господа о помиловании ее несчастного Отечества.
Великой молитвеннице предстоит пережить не одно потрясение: и
новое нашествие Ольгерда на Москву, и войны с рязанским князем Олегом, и
Михаилом Тверским. Это будут годы духовного созревания будущей московской
святой. Она отсечет все суетное и мелочное, научится молча и тихо преодолевать
великие скорби. Христианские добродетели княгини умножатся, и она прослывет
матерью земли Московской.
Как бы ни были тяжелы и тревожны годы правления Димитрия
Донского, ему все же удастся укрепить Московскую державу. Не оттого ли, что
рядом с ним была именно Великая Евдокия, тихая и набожная, волевая и
решительная, оберегавшая семью и детей?! Какое глубокое назидание тем, кто
считает удел жены - помощницы мужу - малозначительным!
Но самое тяжелое испытание будет у княгини впереди - Куликовская
битва... Благословившись на бой у Сергия Радонежского, Димитрий усердно молился
в Соборе Архангела Михаила над прахом своих великих предков. Вместе с ним
стояла на молитве его неизменная помощница - княгиня Евдокия. Всю битву
молилась она. Молилась - Великая княгиня, молилась - просто любящая женщина, мать
и жена. У тех же Фроловских (ныне Спасских) ворот встречала княгиня Евдокия
своего супруга-победителя!
Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено ей мирной
жизни. Новая гроза уже собиралась над Русью...
Озлобленный Тохтамыш решил хитростью наказать Москву и вернуть ее
к прежней покорности. Тайком двинул он на нее свои несметные войска. Его уловка
удалась, и Димитрий слишком поздно узнал о приближении татарских войск. Оставив
Москву и семью на попечение митрополита, Димитрий уезжает в Кострому собирать
войска. Лишь немногие благочестивые люди вслед за княгиней Евдокией наложили на
себя строгий пост, каялись в грехах, усердно молились Богу и причащались. В
городе начались беспорядки. Самой Великой княгине едва удалось покинуть Москву.
Татары, прослышав про это, снарядили за ней погоню. И лишь заступничеством
Пресвятой Богородицы, едва не захваченная татарами, княгиня Евдокия добралась к
мужу в Кострому.
А под стенами Кремля стояло бесчисленное войско Тохтамыша...
Храбро сражались защитники Москвы. Но хитростью и предательством татарам
удалось войти в Кремль. И началась резня. «Какими словами, - говорит летопись,
- изобразим тогдашний вид Москвы? Сия многолюдная столица кипела прежде
богатством и славою: в один день погибла ее красота; остались только дым и
пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви. Ужасное безмолвие
смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных
саблями татар, но еще не лишенных жизни и чувства». Злодеяние это было
совершено 26 августа 1383 года.
Великий князь Димитрий, вернувшийся в столицу вместе с княгиней
Евдокией, рыдал на развалинах родного города, превращенного в пепелище. 24
тысячи человек похоронили на свои деньги князь с княгиней.
Тохтамышу покажется мало разорения Москвы, и он потребует
Димитрия в Орду. Туда поедет его старший сын Василий, которому минуло лишь
тринадцать лет. Но в те времена отроки мужали рано, и Василий сознательно
поедет на гибель в Орду. Того требовали государственные интересы: Москва,
пережив ужасную трагедию, не могла оставаться более без Великого князя. Вот он,
истинный княжеский удел, - не жалеть во имя Отечества ни своей жизни, ни даже
жизни своих детей!
В Орде Василий пробудет заложником долгих два года. Ни словом не
воспрепятствует мать отъезду сына - таковы заветы и поучения отца. Материнское
горе не озлобит Великую Евдокию, она останется такой же заботливой к вдовам и
сиротам и лишь в ночи усилит материнскую молитву.
Василию удастся убежать из Орды. Вернувшись в Москву, он застанет
своего отца больным. Перед смертью Димитрий составил духовное завещание, в
котором наказывал сыновьям во всем слушать мать, действовать единодушно, любить
Отечество и верных его слуг. «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей
слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем, а который сын не станет
слушаться матери, на том не будет моего благословения...».
Княгиня Евдокия жила в тени великой славы своего супруга. Теперь
же ей предстояло въяве разделить с сыном Василием все тяготы государева служения.
Она возглавила многочисленную семью, стала правительницей Московского
княжества.
В память о своем муже она возвела храм Рождества Богородицы в
Московском Кремле. Тем самым Великая княгиня выполнила давний обет
отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем.
Тогда княгиня Евдокия и положила праздновать со всей торжественностью Победу на
Куликовом поле. Шестьсот лет назад Великая княгиня предвидела, что будет
значить для русских Этот День!
Достойно несла она удел вдовы и государыни, мудро управляя
Московской землей. Люди же, поддавшись искушению, начали злословить и поносить
ее, обвиняя в желании нравиться мужчинам. Непозволительные речи смутили ее
сыновей. Тогда Великая княгиня, не желая вводить сыновей в грех осуждения матери,
призвала их тайно к себе и сняла перед ними часть великокняжеских роскошных
одежд. В ужасе те увидели очернелое от трудов и поста материнское тело и
бросились просить прощения у матери. Она отпустила их с миром, дав наставление:
«Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья
человеческих дел».
Когда же к Москве подошел враг, которого еще и не знала Русь,
именно молитвам этой великой женщины обязаны мы спасением Отечества.
Это был Тамерлан, завоевавший Среднюю Азию, Сибирь, Персию,
Багдад, Дамаск, Египет, Индию, разбивший турков. Своей злобой и жестокостью он
повергал в ужас целые народы. Воитель не знал пощады ни к кому, даже к детям.
Разгромив Орду, он двинулся на столицу.
... Ужас объял Москву.
Великий князь Василий, еще неопытный в сражениях, упал, было,
духом, узнав, что на Москву идет четырехсоттысячное непобедимое войско. Однако
Великой княгине удалось вернуть спокойствие и уверенность в победе своему сыну:
князь Василий собрал небольшое ополчение и, впервые надев ратный шлем, выступил
навстречу непобедимому врагу. Москва осталась на попечении княгини-матери.
Великая княгиня Евдокия, ни на минуту не усомнившись в помощи
Пресвятой Богородицы, посылает во Владимир за Ее чудотворным образом. На
Кучковом поле ждали Великая княгиня и народ спасительный образ Владимирской
Божией Матери. Москва уже не шутила и не потешалась над врагом, как ровно, день
в день, 13 лет назад. Москва была смиренной и сосредоточенной. И молитвы
княгини, молитвы всего народа были услышаны Богородицей. Тамерлану в сонном
видении явилась Светозарная Жена, тьмы молниеносных воинов, окружавших ее,
устремились на него. Грозный хан, проснувшись, затрепетал от ужаса и приказал
войскам немедленно отступить.
... Василий вернулся в Москву победителем Тамерлана. Эта духовная
победа произошла 26 августа 1395 года.
А княгиня Евдокия решает окончательно уйти от мира и полностью
отдаться делам духовным. Она посвящает себя строительству Вознесенского
монастыря в Кремле. Его мечтала она сделать местом своего упокоения от трудов
праведных.
Но только незадолго до смерти удастся Великой княгине совершить
то, к чему она стремилась всю жизнь. Перед смертью ей явился Архангел Михаил и
возвестил о скорой кончине. Уже совершенно не связанная с миром, княгиня
Евдокия решает постричься и провести остаток дней в затворе.
Сказание гласит, что шествие Великой княгини в монастырь
ознаменовано было Божиим благословением и чудом. Один слепец попросил ее об
исцелении. Великая княгиня как бы случайно опустила слепому на руку край своей
одежды. Нищий с глубокой верой отер им глаза. И у всех на виду совершилось
чудо: слепой прозрел! По преданию, в день пострига княгини от различных
болезней исцелилось тридцать человек. И народ, и Святая Церковь прославят этот
день как день памяти московской святой.
Великая княгиня примет в монастыре постриг с именем Евфросинии,
что значит - Радость. Такой она была всегда для людей - радостью земной и
радостью духовной...
Скончалась Великая Печальница отеческих страданий 7/20 июля 1407
года. Ее погребли при огромном стечении народа в основанном ею Вознесенском
монастыре.
Монастырь, к сожалению, был разрушен в 1929 году. И мощи
преподобной, как и останки других великих княгинь, были в одну ночь перенесены
верующими людьми в Судную палату, что находится в подвалах Архангельского собора
Московского Кремля, куда вход сейчас крайне затруднен.
Обретем ли мы когда-нибудь для поклонения мощи русской святой -
на то воля Божия...
Один русский мыслитель сказал, что в каждом городе должен быть
поставлен памятник русской женщине, давшей России новые жизни. Но наша память,
наше молитвенное обращение к святым русским женам - не есть ли лучший памятник
их терпению, скорбям и молитвам, коими всегда стояла и стоять будет Русская
Земля! В Москве начато строительство едва ли не первого храма в честь святой
русской женщины - преподобной Евфросинии Московской, заступницы женщин и детей.
Просим ваших молитв и материальной поддержки.
Преподобная наша мати Евфросиние, моли Бога о нас!
Любовь Сергеевна АКЕЛИНА,
председатель «Православного общества во имя святых жен Руси»