Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Молитвенница земли Московской - Святая Евфросиния

Порой кажется, что подвиг святых русских жен уж слишком обычен. Да и подвиг ли это - дом, семья, муж, дети... Утренней зарей Богомудрия равноапостольной княгини Ольги взошла над Святой Русью женская святость, раскинулась дивными радужными цветами служения материнского, молитвенного, милосердного и воссияла полуденным солнцем исполнения величайшей Евангельской заповеди - «положить живот свой за други своя». Духовная книга русской женской святости не завершена и не завершится, пока живы наши матери, не устающие повторять в горячей своей молитве: «Слава Богу за все... » Не так ли повторяла и шестьсот лет назад Великая княгиня Евдокия, заступница вдов и сирот, обездоленных и обиженных. Ее имя, как и большинства великих русских женщин, до недавнего времени находилось в забвении.

...Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье благочестивого князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Именно в отчем доме научилась юная княжна более всего заботиться о душевном спасении и хранить Заповеди Божий. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца.

В 1366 году княжна Евдокия будет просватана за Великого князя Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с громким именем победителя татар - Донского. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие пришлись по сердцу добродетельному Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного союза.

Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов. По собственным словам княгини, «немного испытала она радостей в супружестве за Димитрием». Великой княгине пришлось пережить нашествие на Москву литовского князя Ольгерда, снискавшего славу правителя злобного и жестокого. Его военные походы напомнили русским разрушительные набеги Батыя. Не прошли стороной и различные болезни, стихийные бедствия. Вскоре после свадьбы начался не виданный доселе пожар, и летопись назовет его великим, а затем - моровая язва. Милосердная душа княгини разрывалась от жалости и боли. Именно к ней шли за утешением и поддержкой. На свои деньги хоронила Евдокия москвичей, щедро одаривала погорельцев. Ее можно было видеть в кремлевских храмах, усердно молящую Господа о помиловании ее несчастного Отечества.

Великой молитвеннице предстоит пережить не одно потрясение: и новое нашествие Ольгерда на Москву, и войны с рязанским князем Олегом, и Михаилом Тверским. Это будут годы духовного созревания будущей московской святой. Она отсечет все суетное и мелочное, научится молча и тихо преодолевать великие скорби. Христианские добродетели княгини умножатся, и она прослывет матерью земли Московской.

Как бы ни были тяжелы и тревожны годы правления Димитрия Донского, ему все же удастся укрепить Московскую державу. Не оттого ли, что рядом с ним была именно Великая Евдокия, тихая и набожная, волевая и решительная, оберегавшая семью и детей?! Какое глубокое назидание тем, кто считает удел жены - помощницы мужу - малозначительным!

Но самое тяжелое испытание будет у княгини впереди - Куликовская битва... Благословившись на бой у Сергия Радонежского, Димитрий усердно молился в Соборе Архангела Михаила над прахом своих великих предков. Вместе с ним стояла на молитве его неизменная помощница - княгиня Евдокия. Всю битву молилась она. Молилась - Великая княгиня, молилась - просто любящая женщина, мать и жена. У тех же Фроловских (ныне Спасских) ворот встречала княгиня Евдокия своего супруга-победителя!

Но недолго ликовала Москва, недолго было отведено ей мирной жизни. Новая гроза уже собиралась над Русью...

Озлобленный Тохтамыш решил хитростью наказать Москву и вернуть ее к прежней покорности. Тайком двинул он на нее свои несметные войска. Его уловка удалась, и Димитрий слишком поздно узнал о приближении татарских войск. Оставив Москву и семью на попечение митрополита, Димитрий уезжает в Кострому собирать войска. Лишь немногие благочестивые люди вслед за княгиней Евдокией наложили на себя строгий пост, каялись в грехах, усердно молились Богу и причащались. В городе начались беспорядки. Самой Великой княгине едва удалось покинуть Москву. Татары, прослышав про это, снарядили за ней погоню. И лишь заступничеством Пресвятой Богородицы, едва не захваченная татарами, княгиня Евдокия добралась к мужу в Кострому.

А под стенами Кремля стояло бесчисленное войско Тохтамыша... Храбро сражались защитники Москвы. Но хитростью и предательством татарам удалось войти в Кремль. И началась резня. «Какими словами, - говорит летопись, - изобразим тогдашний вид Москвы? Сия многолюдная столица кипела прежде богатством и славою: в один день погибла ее красота; остались только дым и пепел, земля окровавленная, трупы и пустые обгорелые церкви. Ужасное безмолвие смерти прерывалось одним глухим стоном некоторых страдальцев, иссеченных саблями татар, но еще не лишенных жизни и чувства». Злодеяние это было совершено 26 августа 1383 года.

Великий князь Димитрий, вернувшийся в столицу вместе с княгиней Евдокией, рыдал на развалинах родного города, превращенного в пепелище. 24 тысячи человек похоронили на свои деньги князь с княгиней.

Тохтамышу покажется мало разорения Москвы, и он потребует Димитрия в Орду. Туда поедет его старший сын Василий, которому минуло лишь тринадцать лет. Но в те времена отроки мужали рано, и Василий сознательно поедет на гибель в Орду. Того требовали государственные интересы: Москва, пережив ужасную трагедию, не могла оставаться более без Великого князя. Вот он, истинный княжеский удел, - не жалеть во имя Отечества ни своей жизни, ни даже жизни своих детей!

В Орде Василий пробудет заложником долгих два года. Ни словом не воспрепятствует мать отъезду сына - таковы заветы и поучения отца. Материнское горе не озлобит Великую Евдокию, она останется такой же заботливой к вдовам и сиротам и лишь в ночи усилит материнскую молитву.

Василию удастся убежать из Орды. Вернувшись в Москву, он застанет своего отца больным. Перед смертью Димитрий составил духовное завещание, в котором наказывал сыновьям во всем слушать мать, действовать единодушно, любить Отечество и верных его слуг. «Вы, дети мои, живите заодно, матери своей слушайтесь во всем, из воли ее не выступайте ни в чем, а который сын не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения...».

Княгиня Евдокия жила в тени великой славы своего супруга. Теперь же ей предстояло въяве разделить с сыном Василием все тяготы государева служения. Она возглавила многочисленную семью, стала правительницей Московского княжества.

В память о своем муже она возвела храм Рождества Богородицы в Московском Кремле. Тем самым Великая княгиня выполнила давний обет отблагодарить Пресвятую Богородицу за помощь русским войскам в битве с Мамаем. Тогда княгиня Евдокия и положила праздновать со всей торжественностью Победу на Куликовом поле. Шестьсот лет назад Великая княгиня предвидела, что будет значить для русских Этот День!

Достойно несла она удел вдовы и государыни, мудро управляя Московской землей. Люди же, поддавшись искушению, начали злословить и поносить ее, обвиняя в желании нравиться мужчинам. Непозволительные речи смутили ее сыновей. Тогда Великая княгиня, не желая вводить сыновей в грех осуждения матери, призвала их тайно к себе и сняла перед ними часть великокняжеских роскошных одежд. В ужасе те увидели очернелое от трудов и поста материнское тело и бросились просить прощения у матери. Она отпустила их с миром, дав наставление:

«Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел».

Когда же к Москве подошел враг, которого еще и не знала Русь, именно молитвам этой великой женщины обязаны мы спасением Отечества.

Это был Тамерлан, завоевавший Среднюю Азию, Сибирь, Персию, Багдад, Дамаск, Египет, Индию, разбивший турков. Своей злобой и жестокостью он повергал в ужас целые народы. Воитель не знал пощады ни к кому, даже к детям. Разгромив Орду, он двинулся на столицу.

... Ужас объял Москву.

Великий князь Василий, еще неопытный в сражениях, упал, было, духом, узнав, что на Москву идет четырехсоттысячное непобедимое войско. Однако Великой княгине удалось вернуть спокойствие и уверенность в победе своему сыну: князь Василий собрал небольшое ополчение и, впервые надев ратный шлем, выступил навстречу непобедимому врагу. Москва осталась на попечении княгини-матери.

Великая княгиня Евдокия, ни на минуту не усомнившись в помощи Пресвятой Богородицы, посылает во Владимир за Ее чудотворным образом. На Кучковом поле ждали Великая княгиня и народ спасительный образ Владимирской Божией Матери. Москва уже не шутила и не потешалась над врагом, как ровно, день в день, 13 лет назад. Москва была смиренной и сосредоточенной. И молитвы княгини, молитвы всего народа были услышаны Богородицей. Тамерлану в сонном видении явилась Светозарная Жена, тьмы молниеносных воинов, окружавших ее, устремились на него. Грозный хан, проснувшись, затрепетал от ужаса и приказал войскам немедленно отступить.

... Василий вернулся в Москву победителем Тамерлана. Эта духовная победа произошла 26 августа 1395 года.

А княгиня Евдокия решает окончательно уйти от мира и полностью отдаться делам духовным. Она посвящает себя строительству Вознесенского монастыря в Кремле. Его мечтала она сделать местом своего упокоения от трудов праведных.

Но только незадолго до смерти удастся Великой княгине совершить то, к чему она стремилась всю жизнь. Перед смертью ей явился Архангел Михаил и возвестил о скорой кончине. Уже совершенно не связанная с миром, княгиня Евдокия решает постричься и провести остаток дней в затворе.

Сказание гласит, что шествие Великой княгини в монастырь ознаменовано было Божиим благословением и чудом. Один слепец попросил ее об исцелении. Великая княгиня как бы случайно опустила слепому на руку край своей одежды. Нищий с глубокой верой отер им глаза. И у всех на виду совершилось чудо: слепой прозрел! По преданию, в день пострига княгини от различных болезней исцелилось тридцать человек. И народ, и Святая Церковь прославят этот день как день памяти московской святой.

Великая княгиня примет в монастыре постриг с именем Евфросинии, что значит - Радость. Такой она была всегда для людей - радостью земной и радостью духовной...

Скончалась Великая Печальница отеческих страданий 7/20 июля 1407 года. Ее погребли при огромном стечении народа в основанном ею Вознесенском монастыре.

Монастырь, к сожалению, был разрушен в 1929 году. И мощи преподобной, как и останки других великих княгинь, были в одну ночь перенесены верующими людьми в Судную палату, что находится в подвалах Архангельского собора Московского Кремля, куда вход сейчас крайне затруднен.

Обретем ли мы когда-нибудь для поклонения мощи русской святой - на то воля Божия...

Один русский мыслитель сказал, что в каждом городе должен быть поставлен памятник русской женщине, давшей России новые жизни. Но наша память, наше молитвенное обращение к святым русским женам - не есть ли лучший памятник их терпению, скорбям и молитвам, коими всегда стояла и стоять будет Русская Земля! В Москве начато строительство едва ли не первого храма в честь святой русской женщины - преподобной Евфросинии Московской, заступницы женщин и детей.

Просим ваших молитв и материальной поддержки.

Преподобная наша мати Евфросиние, моли Бога о нас!

 

Любовь Сергеевна АКЕЛИНА,

председатель «Православного общества во имя святых жен Руси»

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (29.04.2009)
Просмотров: 538

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]