Самое древнее из дошедших до нас исторических сочинений о Руси -
«Повесть временных лет», написанная в начале XII века, начинается с трех
вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве нача первее княжити? И
с коих пор Русская земля есть?» В этой триаде - глубинный смысл. Первый вопрос
понятен - он основной. «Русская земля» - это и территория, и народ, и, конечно,
государство. А государства в те века связывалось с личностью его правителя.
Отсюда - второй вопрос. Ответ на третий вопрос должен был показать историю Руси
в развитии. Подавляющее большинство летописей начинается именно с «Повести
временных лет», тем самым историческому процессу дается как бы отправная точка.
Именно «Повесть временных лет» остается главным источником, повествующим о рождении
древнерусского государства.
В VIII - IX веках через нашу землю проходили
оживленные торговые пути, связывавшие мусульманский Восток с христианским
Западом. Это свидетельствует о богатстве Руси и ее интенсивной торговле.
В «Повести временных лет» сообщается, что перед лицом варяжской
опасности сложился мощный военный союз славянских племен. Славяне изгнали
варягов за море. Однако вскоре между освободившимися племенами начались
усобицы: «И воевати почаша сами на ся». Не в силах справиться со своими проблемами,
словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам
(прибалтийским славянам. - Прим. ред. ) и найти князя, который бы «Володел и
правил... по праву». Послы обратились с такими словами: «Земля наша велика и
обильна, а наряда в ней нет - да поидите княжить и володети нами», Три брата -
Рюрик, Синеус и Трувор - «с роды своими» откликнулись на предложение. Рюрик
стал княжить в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Вскоре
Синеус и Трувор умерли, и Рюрик стал единоличным правителем.
Факт основания в 862 году в Великом Новгороде княжеской династии,
правившей более семи веков, был воспринят летописцем как своего рода точка
отсчета исторического времени.
В середине XIX века в российском обществе происходили огромные,
судьбоносные перемены. Готовилась отмена крепостного права, проводилась
разработка судебной реформы, начался бурный рост промышленности и деловой
жизни. Страна прочно утверждалась на одной шестой части суши и год от года
богатела; «золотой век русской литературы» входил в период наивысшего расцвета.
Эти коренные преобразования принципиально отличались от тех, которые
происходили при Петре: тогда они выполнялись по воле фанатически преданного им
царя и нередко саботировались даже верхушкой (что приводило Петра в ярость), не
говоря уже о постоянном глухом сопротивлении им народной массы; теперь же
проекты Александра Второго встречали широкую поддержку снизу, и инициатива
царя-освободителя подхватывалась всеми слоями общества, становясь
общенациональным делом. Выход на новый уровень социального жизнеустроения,
создававший для России перспективу стать основной стабилизирующей силой Европы
(что и случилось в следующее правлении, при Александре Третьем) вселял в русских
людей веру в себя, заставлял ощущать национальную гордость, делал их
патриотами. На волне этого душевного подъема в нашем обществе резко возрос
интерес к отечественной истории, особенно ко времени зарождения Российской
государственности, которая в конечном счете вылилась в могущественнейшую
державу мира. За конкретную дату отсчета было взято вокняжение в Новгороде в
862 году Рюрика. Мистически празднование «тысячелетие Руси» в 1862 году шло
непосредственно после освобождения крестьян, давшего основной толчок всем
другим реформам и знаменовавшего собой новый этап в жизни России. К
празднествам было приурочено открытие знаменитого памятника Микешина в
Новгороде, на котором в величественных скульптурных группах изображены главные
исторические деятели, содействовавшие поступательному развитию нашего
государства.
В каком же направлении шло это развитие? От днепровской торговой
Руси, как раз и основанной Рюриковичами, с центром в Киеве, через
удельно-княжескую верхневолжскую Русь, на которой поочередно возвышались такие
города, как Владимир, Ростов и Суздаль, далее, через Московское царско-боярское
великое княжество, в Российской Империи со столицей в Санкт-Петербурге. Если
осмысливать этот путь, занявший тысячу лет, с точки зрения хозяйства,
материального прогресса или борьбы сословных и личных интересов, можно сочинить
десятки теорий и любая из них будет одинаково неубедительной и произвольной
(отсюда постоянные споры между разными историческими школами и направлениями).
Но для сознания, просвещенного светом Христовой истины, тут нет никаких
загадок, и этот путь совершенно ясен. Мы прошли этот путь по той причине, что
он был предопределен нам свыше, и сам Бог вел нас по этому пути. Смысл этого
предопределения раскрывается в наименовании четвертого и последнего этапа
нашего исторического пути: ИМПЕРИЯ. Русь, хотела она того или нет, шла к тому,
чтобы стать Третьим Римом (и последним), а «Рим» - это не название города, а
именно империя. Первый Рим был империей Константина Великого и его православных
преемников, Второй - Византийской империей, Третьим стала «Москва», т. е.
Российская империя (слово «Москва» тоже условно, ибо эта империя управлялась из
Санкт-Петербурга). Дело в том, что только при имперском укладе жизни возможна
«симфония» между светской и духовной властями, между кесарем и Богом. Сквозная
линия христианской истории - преемственная передача эстафеты православной веры
от одной империи к другой; это и есть пафос Божественного Домостроительства.
Поэтому, обращаясь сегодня благодарной памятью к основателю нашего государства
князю Рюрику, мы должны прославить его за то, что затравка, внесенная им в
политическое устройство Руси, была именно такой, которая, как дрожжи поднимают
тесто, подняла ввысь Великую Православную Империю. Спрятавшись от врагов за
вывесками «СССР» и «РФ», она продолжает существовать прикровенно, и в ее
видимое возрождение мы свято верим.