26 марта, 1328 года - на великокняжеский престол взошёл Иоанн
I (Калита), собиратель Руси:
Начало XIV века на Руси было омрачено не
только монголо-татарским игом, но и княжескими усобицами. Беда не объединила
Русь. Как и до Батыева нашествия, спорили с Великим княжеством Владимирским
Новгород и Псков, хотя именно его защите они были обязаны независимостью от
татар. Москва, вотчина Даниловичей, потомков Александра Невского, враждовала с
Тверью. Если смотреть на события той поры чисто юридически, непредвзято, исходя
из чувства справедливости, то в этой распре правота была за Тверью. После
смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича (1304 г.) его
наследниками объявили себя два князя: Михаил Ярославич Тверской и Юрий
Данилович Московский. Но Михаил Ярославич, внук великого князя Ярослава
Всеволодовича, был дядей Юрия Даниловича, стало быть, старшим в роде. Ему и
принадлежало право занять Владимирский престол. Но Юрий Данилович пренебрёг
древними законами престолонаследия и развязал междоусобную брань, активным
участником которой был его брат Иоанн Данилович, прозванный впоследствии
Калитой.
По общему мнению летописцев, Тверские князья Михаил с сыновьями
Дмитрием и Александром и как люди были предпочтительней Даниловичей. Михаил
Ярославич мужественно, не уронив христианского достоинства, принял смерть в
Орде (1318 г.), - и произошло это по наветам разбитого им в честном сражении
Юрия Даниловича. Великий князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи, сын Михаила
Тверского, приехав в Орду (1325 г.), встретил там Юрия Даниловича и без
колебаний зарубил его. За это он был тоже казнён ханом Узбеком. Его брат
Александр Михайлович возглавил восстание против монголо-татар в Твери (1327
г.), когда были уничтожены двоюродный брат хана Узбека Чолхан и всё его войско.
Через 10 лет после этого Александр Михайлович не побоялся отправиться в Орду за
ярлыком на тверское княжение, и получил его. Тверичане, столь пострадавшие при
подавлении восстания 50-тысячным татарским войском во главе с Иоанном
Даниловичем, встречали своего любимого вождя на коленях. Нет никаких сведений о
том, что Александр Михайлович, возвратившись в Тверь, помышлял о
великокняжеском престоле. Однако Иоанн Данилович Калита увидел в нём грозного
соперника и, подобно брату своему Юрию, всячески чернил Александра Тверского
перед ханом Узбеком. В итоге и Александр Михайлович, вслед за отцом и братом,
принял мученическую смерть в Орде (1339 г.), - и тоже не дрогнув, как подобает
христианину.
Казалось бы, вывод из распри московских и тверских князей один:
Даниловичи - узурпаторы власти и предатели. Но в истории прямые выводы уместны
тогда, когда история государства и народа закончилась. История же Руси
продолжалась и после мученической смерти Михаила Ярославича, Дмитрия
Михайловича и Александра Михайловича. И вот как бывает: не потомки тверских
князей, а потомки князей московских возглавили борьбу Руси против
монголо-татарского ига. Внук Иоанна Калиты святой благоверный князь Димитрий
Донской разгромил в 1380 году ордынцев и их наёмников на Куликовом поле. Сын
Димитрия Донского, князь Звенигородский Юрий огнём и мечом прошёлся в 1395 году
по землям Орды, разрушил Казань, вывезя оттуда богатейшую добычу, после чего
татары вплоть до 1407 года не смели требовать дани от Руси. Правнук Димитрия
Донского Иоанн III в 1480 году навсегда освободил Московскую Русь от этой дани.
А внук Иоанна III Иоанн IV Грозный разбил наследников Орды и включил их земли в
состав своего государства.
И вот вопрос: это всё оказалось возможным вопреки политике Иоанна
Калиты или благодаря ей? Историки, даже те, кто порицают Даниловичей за
подстрекательство ордынцев к казни благородных тверских князей, дают на него
однозначный ответ - благодаря. Дело в том, что Иоанн Калита своей показной
верностью сломал прежний вектор политики Орды, который был тождествен римскому
правилу «разделяй и властвуй». Признавая великокняжеский престол во Владимире в
целях централизации процесса сбора дани, ханы в Сарае, однако, осыпали
милостями и соперников владимирских князей, чтобы и те и другие не объединились
в случае освободительной войны. Так, собственно, и случилось во время Тверского
восстания 1327 года, а между тем, по свидетельству летописцев, хан Узбек был им
очень напуган.
Иоанн I Данилович повернул дело так, что не только получил от
ордынцев в марте 1328 г. ярлык на великое княжение во Владимире (его получали и
казнённые тверские князья), но добился от них поддержки своей политики
централизации Руси. Именно Иоанн Калита сделал правилом, что великих князей
Владимирских, а потом и Московских стали воспринимать в Орде как первых среди
русских князей. Прекратились опустошительные набеги татар на Владимир, Суздаль,
Москву. Возродились ремёсла и торговля. Всего 12 лет правил на великокняжеском
престоле Иоанн, а какие произошли изменения! Иностранные купцы уже не боялись
выезжать за пределы Новгорода. В княжестве Иоанна Калиты всякий мог
рассчитывать на правосудие и защиту. Грабители сурово преследовались. Как и в
домонгольские времена, раскинули по Руси свои многоцветные шатры ярмарки, самой
знаменитой из которых была Моложская, или «Холопий городок», близ Ярославля.
Москва прирастала новыми землями - Угличем, Белозерском, Галичем. А на заднем
дворе этого благоденствия и процветания неустанно ковалась военная мощь Руси,
позволившая уже внуку Иоанна Калиты нанести первый сокрушительный удар по
татарскому могуществу.
А ещё период великого княжения Иоанна I означал начало возвышения
Москвы, исключительно важного для нашей истории. Приверженность Иоанна
Даниловича к Москве была не просто в обычае великих князей Владимирских жить в
своих уделах, но и результатом духовного пророчества, сделанного святителем
Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. В «Житии» святителя, созданном
митрополитом Киприаном, написано, что в Москве митрополит Петр предпочитал жить
чаще, чем в других русских городах. И вот однажды владыка сказал Московскому
князю Иоанну Даниловичу: «Если ты создашь здесь храм Пресвятой Богородицы, то и
сам прославишься, и город твой будет больше других прославлен, и святители
поживут в нем, и руки твои взыдут на плеща врагов наших, и Бог в нем будет
прославлен, и кости мои тут положены будут».
Надо сказать, что в то время (очевидно, в 1325-1326 гг.) Иоанн
Калита правил ещё не Великим княжеством Владимирским, а удельным княжеством
Московским, которое наследовал от брата Юрия Даниловича, настигнутого
справедливой рукой возмездия. Он не имел особых оснований надеяться на
великокняжеский престол, потому что жив был ещё и великий князь Дмитрий
Михайлович Тверской, зарубивший в Орде Юрия Даниловича, и брат его Александр
Михайлович. И поэтому, конечно, слова святителя Петра, первого после Илариона,
автора «Слова о законе и благодати», русского митрополита (он был родом с
Волыни), не могли не поразить Иоанна Даниловича, ибо отражали не только его с
братом честолюбивые устремления, известные всем, в том числе и татарам, но и те
устремления, которые им не были известны -«и руки твои взыдут на плеща врагов
наших», т.е. ордынцев.
4 августа 1326 года (ст. ст.) Иоанн Калита заложил первую в
Москве каменную церковь во честь Успения Божией Матери, известную теперь как
кремлёвский Успенский собор. Митрополит Петр перенёс Киевскую кафедру из
Владимира в Москву (о чём бы не мешало сегодня помнить на Украине тем, кто
несёт чепуху о необходимости Поместной, «немоскальской» церкви). «... Святитель
ежедневно наблюдал, как вдут работы... Провидя по Божественному откровению свою
кончину, святой Петр своими руками устроил себе гробницу близ жертвенника в
созидаемом храме» («Житие митрополита Киевского и всея Руси Петра»). Владыка отошел
ко Господу 21 декабря 1326 г. (ст. ст.), стоя в храме на молитве.
Отчего же человек столь святой жизни из всех русских князей
оказал предпочтение человеку, мягко говоря, не самому святому? В «Житии»
святителя Петра об этом сказано кратко: «Князь сей был боголюбив, милостив к
нищим и прилежен к священным книгам». Милость к нищим подтверждается и
прозвищем Иоанна Даниловича -Калита: «он всегда носил с собою мешок, или
калиту, наполненную деньгами для бедных» (Н. М. Карамзин). Нужно помнить и
следующее: методы борьбы за власть Юрия и Иоанна Даниловичей не являлись для
Руси того времени чем-то исключительным. В Козельске князь Василий
Пателеймонович умертвил родного дядю Андрея Мстиславича, в Рязани князь
Коротопол убил и ограбил своего родственника Александра Михайловича Пронского,
брянские бояре отдали на растерзание мятежной толпы князя Глеба Святославича...
Владыка Пётр имел дело с разными князьями, но именно в Иоанне Даниловиче он с
Божией помощью увидел правителя, который мог заложить основание для возрождения
Руси; а в его вотчине, Москве, угадал центр этого возрождения. Что тому
способствовало, кроме уже отмеченных качеств Иоанна Калиты: ум, хитрость,
терпение, бережливость, безоговорочная вера в предсказания святителя Петра, или
картина благоденствия маленькой, известной «лишь кротостию» Москвы посреди
разрушенной Руси, мы можем только с большой долей уверенности предполагать. Но
значит ли это, что самопожертвование, подвиг Тверских князей были напрасны?
Нет, они были необходимы, как и необходим был в деле объединения Руси человек,
получивший своё прозвище от денежного мешка. Великие государства не строятся
только на подвигах или только на деньгах - им требуется и то, и другое, и ещё
многое.
Оттого, наверное, Провидение было более милостиво к Иоанну Даниловичу,
чем к его старшему брату, хотя совершали они похожие грехи. Подобно святителю
Петру, Иоанн Калита еще при жизни приготовил себе гробницу в строящемся
каменном Архангельском соборе, ставшем с тех пор усыпальницей всех московских
великих князей и царей, до Алексея Михайловича. Чуя приближение смерти, Иоанн
Данилович постригся в монахи и принял схиму. 31 марта 1340 г. (ст. ст.) великий
князь Московский и Владимирский Иоанн I Калита скончался.