Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Иоанн Калита - собиратель Земли Русской

26 марта, 1328 года - на великокняжеский престол взошёл Иоанн I (Калита), собиратель Руси:

Начало XIV века на Руси было омрачено не только монголо-татарским игом, но и княжескими усобицами. Беда не объединила Русь. Как и до Батыева нашествия, спорили с Великим княжеством Владимирским Новгород и Псков, хотя именно его защите они были обязаны независимостью от татар. Москва, вотчина Даниловичей, потомков Александра Невского, враждовала с Тверью. Если смотреть на события той поры чисто юридически, непредвзято, исходя из чувства справедливости, то в этой распре правота была за Тверью. После смерти великого князя Владимирского Андрея Александровича (1304 г.) его наследниками объявили себя два князя: Михаил Ярославич Тверской и Юрий Данилович Московский. Но Михаил Ярославич, внук великого князя Ярослава Всеволодовича, был дядей Юрия Даниловича, стало быть, старшим в роде. Ему и принадлежало право занять Владимирский престол. Но Юрий Данилович пренебрёг древними законами престолонаследия и развязал междоусобную брань, активным участником которой был его брат Иоанн Данилович, прозванный впоследствии Калитой.

По общему мнению летописцев, Тверские князья Михаил с сыновьями Дмитрием и Александром и как люди были предпочтительней Даниловичей. Михаил Ярославич мужественно, не уронив христианского достоинства, принял смерть в Орде (1318 г.), - и произошло это по наветам разбитого им в честном сражении Юрия Даниловича. Великий князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи, сын Михаила Тверского, приехав в Орду (1325 г.), встретил там Юрия Даниловича и без колебаний зарубил его. За это он был тоже казнён ханом Узбеком. Его брат Александр Михайлович возглавил восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.), когда были уничтожены двоюродный брат хана Узбека Чолхан и всё его войско. Через 10 лет после этого Александр Михайлович не побоялся отправиться в Орду за ярлыком на тверское княжение, и получил его. Тверичане, столь пострадавшие при подавлении восстания 50-тысячным татарским войском во главе с Иоанном Даниловичем, встречали своего любимого вождя на коленях. Нет никаких сведений о том, что Александр Михайлович, возвратившись в Тверь, помышлял о великокняжеском престоле. Однако Иоанн Данилович Калита увидел в нём грозного соперника и, подобно брату своему Юрию, всячески чернил Александра Тверского перед ханом Узбеком. В итоге и Александр Михайлович, вслед за отцом и братом, принял мученическую смерть в Орде (1339 г.), - и тоже не дрогнув, как подобает христианину.

Казалось бы, вывод из распри московских и тверских князей один: Даниловичи - узурпаторы власти и предатели. Но в истории прямые выводы уместны тогда, когда история государства и народа закончилась. История же Руси продолжалась и после мученической смерти Михаила Ярославича, Дмитрия Михайловича и Александра Михайловича. И вот как бывает: не потомки тверских князей, а потомки князей московских возглавили борьбу Руси против монголо-татарского ига. Внук Иоанна Калиты святой благоверный князь Димитрий Донской разгромил в 1380 году ордынцев и их наёмников на Куликовом поле. Сын Димитрия Донского, князь Звенигородский Юрий огнём и мечом прошёлся в 1395 году по землям Орды, разрушил Казань, вывезя оттуда богатейшую добычу, после чего татары вплоть до 1407 года не смели требовать дани от Руси. Правнук Димитрия Донского Иоанн III в 1480 году навсегда освободил Московскую Русь от этой дани. А внук Иоанна III Иоанн IV Грозный разбил наследников Орды и включил их земли в состав своего государства.

И вот вопрос: это всё оказалось возможным вопреки политике Иоанна Калиты или благодаря ей? Историки, даже те, кто порицают Даниловичей за подстрекательство ордынцев к казни благородных тверских князей, дают на него однозначный ответ - благодаря. Дело в том, что Иоанн Калита своей показной верностью сломал прежний вектор политики Орды, который был тождествен римскому правилу «разделяй и властвуй». Признавая великокняжеский престол во Владимире в целях централизации процесса сбора дани, ханы в Сарае, однако, осыпали милостями и соперников владимирских князей, чтобы и те и другие не объединились в случае освободительной войны. Так, собственно, и случилось во время Тверского восстания 1327 года, а между тем, по свидетельству летописцев, хан Узбек был им очень напуган.

Иоанн I Данилович повернул дело так, что не только получил от ордынцев в марте 1328 г. ярлык на великое княжение во Владимире (его получали и казнённые тверские князья), но добился от них поддержки своей политики централизации Руси. Именно Иоанн Калита сделал правилом, что великих князей Владимирских, а потом и Московских стали воспринимать в Орде как первых среди русских князей. Прекратились опустошительные набеги татар на Владимир, Суздаль, Москву. Возродились ремёсла и торговля. Всего 12 лет правил на великокняжеском престоле Иоанн, а какие произошли изменения! Иностранные купцы уже не боялись выезжать за пределы Новгорода. В княжестве Иоанна Калиты всякий мог рассчитывать на правосудие и защиту. Грабители сурово преследовались. Как и в домонгольские времена, раскинули по Руси свои многоцветные шатры ярмарки, самой знаменитой из которых была Моложская, или «Холопий городок», близ Ярославля. Москва прирастала новыми землями - Угличем, Белозерском, Галичем. А на заднем дворе этого благоденствия и процветания неустанно ковалась военная мощь Руси, позволившая уже внуку Иоанна Калиты нанести первый сокрушительный удар по татарскому могуществу.

А ещё период великого княжения Иоанна I означал начало возвышения Москвы, исключительно важного для нашей истории. Приверженность Иоанна Даниловича к Москве была не просто в обычае великих князей Владимирских жить в своих уделах, но и результатом духовного пророчества, сделанного святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси. В «Житии» святителя, созданном митрополитом Киприаном, написано, что в Москве митрополит Петр предпочитал жить чаще, чем в других русских городах. И вот однажды владыка сказал Московскому князю Иоанну Даниловичу: «Если ты создашь здесь храм Пресвятой Богородицы, то и сам прославишься, и город твой будет больше других прославлен, и святители поживут в нем, и руки твои взыдут на плеща врагов наших, и Бог в нем будет прославлен, и кости мои тут положены будут».

Надо сказать, что в то время (очевидно, в 1325-1326 гг.) Иоанн Калита правил ещё не Великим княжеством Владимирским, а удельным княжеством Московским, которое наследовал от брата Юрия Даниловича, настигнутого справедливой рукой возмездия. Он не имел особых оснований надеяться на великокняжеский престол, потому что жив был ещё и великий князь Дмитрий Михайлович Тверской, зарубивший в Орде Юрия Даниловича, и брат его Александр Михайлович. И поэтому, конечно, слова святителя Петра, первого после Илариона, автора «Слова о законе и благодати», русского митрополита (он был родом с Волыни), не могли не поразить Иоанна Даниловича, ибо отражали не только его с братом честолюбивые устремления, известные всем, в том числе и татарам, но и те устремления, которые им не были известны -«и руки твои взыдут на плеща врагов наших», т.е. ордынцев.

4 августа 1326 года (ст. ст.) Иоанн Калита заложил первую в Москве каменную церковь во честь Успения Божией Матери, известную теперь как кремлёвский Успенский собор. Митрополит Петр перенёс Киевскую кафедру из Владимира в Москву (о чём бы не мешало сегодня помнить на Украине тем, кто несёт чепуху о необходимости Поместной, «немоскальской» церкви). «... Святитель ежедневно наблюдал, как вдут работы... Провидя по Божественному откровению свою кончину, святой Петр своими руками устроил себе гробницу близ жертвенника в созидаемом храме» («Житие митрополита Киевского и всея Руси Петра»). Владыка отошел ко Господу 21 декабря 1326 г. (ст. ст.), стоя в храме на молитве.

Отчего же человек столь святой жизни из всех русских князей оказал предпочтение человеку, мягко говоря, не самому святому? В «Житии» святителя Петра об этом сказано кратко: «Князь сей был боголюбив, милостив к нищим и прилежен к священным книгам». Милость к нищим подтверждается и прозвищем Иоанна Даниловича -Калита: «он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных» (Н. М. Карамзин). Нужно помнить и следующее: методы борьбы за власть Юрия и Иоанна Даниловичей не являлись для Руси того времени чем-то исключительным. В Козельске князь Василий Пателеймонович умертвил родного дядю Андрея Мстиславича, в Рязани князь Коротопол убил и ограбил своего родственника Александра Михайловича Пронского, брянские бояре отдали на растерзание мятежной толпы князя Глеба Святославича... Владыка Пётр имел дело с разными князьями, но именно в Иоанне Даниловиче он с Божией помощью увидел правителя, который мог заложить основание для возрождения Руси; а в его вотчине, Москве, угадал центр этого возрождения. Что тому способствовало, кроме уже отмеченных качеств Иоанна Калиты: ум, хитрость, терпение, бережливость, безоговорочная вера в предсказания святителя Петра, или картина благоденствия маленькой, известной «лишь кротостию» Москвы посреди разрушенной Руси, мы можем только с большой долей уверенности предполагать. Но значит ли это, что самопожертвование, подвиг Тверских князей были напрасны? Нет, они были необходимы, как и необходим был в деле объединения Руси человек, получивший своё прозвище от денежного мешка. Великие государства не строятся только на подвигах или только на деньгах - им требуется и то, и другое, и ещё многое.

Оттого, наверное, Провидение было более милостиво к Иоанну Даниловичу, чем к его старшему брату, хотя совершали они похожие грехи. Подобно святителю Петру, Иоанн Калита еще при жизни приготовил себе гробницу в строящемся каменном Архангельском соборе, ставшем с тех пор усыпальницей всех московских великих князей и царей, до Алексея Михайловича. Чуя приближение смерти, Иоанн Данилович постригся в монахи и принял схиму. 31 марта 1340 г. (ст. ст.) великий князь Московский и Владимирский Иоанн I Калита скончался.

 

Андрей Венедиктович ВОРОНЦОВ

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 1143

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]