Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Святая Обитель и боевое Бородинское поле

К 200-летию Бородинского сражения.

Не чудо ли это? В 30-е годы XX века, в самые времена гонения на Церковь, водружали на Владимирский храм Спасо-Бородинской обители снесённый ураганом крест...

Рассказывали, что Маргарита Михайловна Тучкова на Бородинском поле искала тело погибшего мужа, Александра Алексеевича и нашла только его палец с обручальным кольцом. Легенда это или быль? Ныне никто не знает.

В школьные годы все мы учили лермонтовское «Бородино». Из него узнавали о Бородинском сражении, о героизме русского солдата – защитника Отечества. И ещё о Бородине я слышала от бабушки Федосии. Мы, школьники, в 50-е годы прошлого века летом отправлялись на сельхозработы. Жили в деревне Гремячка, «квартировались» у бабушки Федосии. Она вечерами и рассказывала нам о своем прадедушке, который был ранен в Бородинском сражении и любил песню «Про француза»:

Разорена путь-дороженька

От Можая до Москвы:

Ещё кто её ограбил?

Неприятель, вор-француз.

В то время я не очень понимала эту песню и только когда переехала в Можайск и побывала на Бородинском поле, – поняла. Поехала в деревню Гремячка. Бабушка Федосия была ещё жива, в свои 102 года имела прекрасную память и пела мне эту песню. Живучая память народная, и как народ любит своих героев! Ведь эта деревня в 100 верстах от Казани – две тысячи вёрст от Бородина, а события хорошо известны. И прав был Кутузов: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличия храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отлично. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под водительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твёрдости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнь за Отечество».

Через 27 лет после битвы при Бородине, в 1839 г., русские войска собрались на поле сражения, чтобы торжественно открыть памятник в честь воинов, которые сложили здесь свои головы. Приехал в Бородино Император Николай I. Существует предание, что жители города Можайска перед Курганьей горой выпрягли лошадей и везли Императора в карете сами.

Государь, осматривая монастырь, посетил игуменью Марию и пригласил присутствовать при соборной панихиде и благодарственном молебне в день открытия памятника. «Приезжайте, – говорил он, – мы помолимся вместе: нашу молитву услышит Бог».

В день открытия памятника 150-тысячное войско было выстроено с трёх сторон перед возвышением, где стоял монумент. У возвышенности, внутри ограды, стояли участники славной битвы. Между ними были инвалиды без рук, без ног. Некоторые из них сидели на ступеньках монумента, другие у гроба П. И. Багратиона, который был смертельно ранен в том бою. Возможно, среди воинов были те, кто видел его в том бою в последний раз. Другие герои Бородина сидели на конях или выстроились во фронт вне ограды. Проскакал на коне мимо колонн Государь, грянуло «ура!», и всё смолкло. От Бородина к месту торжеств шёл Крестный ход с молебным пением – мимо армии к монументу, перед которым был построен алтарь. Подошли к алтарю, и вдруг наступила тишина. Жуковский писал: «... Тишина невыразимая воцарилась повсюду, ни движения, ни шороха, как будто живые слились в одно безмолвное братство с бесчисленными мёртвыми, здесь под землёю сокрытыми, как будто бы мёртвые вышли из праха и, став в строй с живыми, вселили в них своё неземное спокойствие; одним словом этой минуты описать невозможно».

Подъехала карета. Из неё вышла бледная Маргарита Михайловна, с трудом пошла к возвышенности. Вёл её Павел Алексеевич Тучков, брат мужа, который был ранен под Смоленском и взят в плен. Наполеон, узнав, что генерал Тучков у него в плену, послал спросить, как тот себя чувствует, и позволит ли его здоровье им встретиться? П. А Тучкова привели к Наполеону. Французский император попросил его доставить письмо русскому Государю, в котором писал, что он желает заключить мир. Но Павел Александрович отказался быть таким посланником, потому вернулся в Россию только после того, как русская армия вошла в Париж.

Маргарита Михайловна взошла на устроенное против монумента возвышение, где стояли военачальники Отечественной войны 1812 года. Государь подъехал к ограде и протянул руку бородинской вдове: «Кланяюсь вашему превосходительству, – сказал он. – Грустен для вас этот великий день. Разделяю вашу скорбь. Да поможет нам Господь!». И обратился к иностранным принцам своей свиты со словами: «Вот почтенная вдова храброго генерала Тучкова; она предупредила меня воздвигнуть здесь бессмертный памятник».

Маргарита Тучкова, игуменья Мария, основала на месте гибели тысячи русских солдат Спасо-Бородинский монастырь. Свою жизнь она посвятила памяти мужа и молитве за убиенных. Подвиг этой необыкновенной женщины достоин восхищения и поклонения. Она сопровождала мужа во всех боевых баталиях того времени.

Место, где убит Тучков, было известно. Его на карте отметил граф Коновницын, участник сражения. Приехав в Можайск, жена попросила священников и братию Лужецкого монастыря прийти на поле битвы, чтобы отслужить панихиду по убиенным. Затем она спросила, кто поможет ей отыскать тело мужа? Вызвался старый схимник. Он держал факел, а она наклонялась к  каждому обезображенному трупу и старалась узнать сквозь признаки тления дорогие черты:

Но милое тело напрасно

Старалась она отыскать,

И памятник мужу прекрасный

Вдова положила создать.

Солдат Ревельского полка, чудом оставшийся живым, рассказал вдове, как погиб генерал Тучков. Генералу оторвало обе руки, и он упал. Солдаты подняли его, чтобы унести с места сражения, но успели сделать только несколько шагов, – у него оторвало ноги. Третье ядро, попавшее в грудь, прекратило его страдания героя.

На месте гибели мужа Маргарита Михайловна построила церковь Спаса Нерукотворного, памятник мужу. Она сама внесла в храм икону Спаса, очень дорогую для неё, ту, что муж ей передал перед расставанием. В храме был поставлен белый мраморный крест, а на тёмном подножии вырезаны слова: «Помяни, Господь, во Царствии Твоем Александра, на брани убиенного». Сейчас в этой церкви находится могила сына генерала – Николая и игуменьи Марии, основательницы Спасской обители.

В 1912 году, к 100-летию Бородинского сражения, на средства потомков было сооружено 33 памятника: полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и батареям. Памятники рассказывают о «Битве гигантов». «Битва гигантов» повторилась через 129 лет. Немецкие войска в 1941 году рвались к Москве, как французы в 1812 году.

На Бородинском поле в 1941 году геройски погиб разведчик 4-й батареи Курбан Галлиев. Из своего ручного пулемёта он уничтожил почти 70 гитлеровцев. Бой шёл у знаменитой высоты, на которой в 1812 году сражалась с французами батарея Раевского. Вокруг батареи Раевского всё было изрыто воронками от бомб и снарядов, полито кровью погибших, но чудом уцелели могила П. И. Багратиона и 27-метровый монумент – памятник героям сражений 1812 года, установленный в 1839 году.

После 1945-го на Бородинском поле были воздвигнуты новые памятники, в честь подвигов русской армии в годы Великой Отечественной войны. Случайно ли? На одном и том же поле российские герои дважды стояли насмерть, защищая Отечество. Верующие считают, что ничего случайного не бывает.

Убиенные на Бородинском поле живы и молятся за нас.

Поистине священна Бородинская земля, пропитанная кровью защитников Родины двух Отечественных войн.

 

Лилия Петровна ВОЛКОВА

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 951

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]