10 февраля 1051 года - был избран первый митрополит из русского духовенства Иларион
Святитель Иларион - колоссальная фигура в
русской истории. Это не преувеличение, не выражение выплеснувшегося через край
благоговения перед его обаятельной личностью, а несомненный объективный факт.
Этот митрополит сыграл ключевую роль в формировании, как русской
государственности, так и русской святости.
Его значение в обеих упомянутых областях можно назвать
прообразовательным. На своём примере он показал то, что должно было войти в
жизнь Руси, делая её самодостаточной.
Говоря об Иларионе, историки всегда подчёркивают, что он был
первым митрополитом всея Руси русским по крови. Предстоятели, бывшие до него,
были греками, назначались Константинопольским Патриархом и утверждались
византийским императором. Этот порядок был совершенно естественным, поскольку
Русская Церковь в то время была одной из епархий Церкви Константинопольской,
вошедшей в неё в этом статусе по просьбе крестителя Руси святого Владимира.
Святитель Иларион был поставлен на митрополичью кафедру собором русских епископов. По тем временам это было совершенно
невероятное событие, и оно не могло бы произойти, если бы не одно чрезвычайное
обстоятельство: Русь в этот период воевала с Византией. Однако, когда заключили
мир, Царьград утвердил Илариона в его сане. Это был промыслительно явленный
русскому народу прообраз будущей автокефалии нашей Церкви, которую она получила
лишь триста лет спустя, в 1448 году. К этому не только экклесиологическому, но
и политическому идеалу (ибо Церковь тогда не была "отлучена от
государства"), неожиданно блеснувшему на самой заре её существования, Русь
стремилась три столетия, и воспоминания о первом русском митрополите Иларионе
ободрялии вселяли надежду.
Вторая не менее удивительная прообразовательная роль
святителя Илариона состояла в том, что именно он, а не кто-либо ещё заложил
основу прародины всех русских преподобных - Киево-Печерский монастырь. Об этом
тоже говорят достаточно редко, а зря. Будучи священником в церкви Апостолов в
княжеском селе Берестове, он часто уходил для уединённой молитвы на кручу
Днепра и ископал там пещеру длиной в две сажени. Это и была первая пещера
знаменитой обители, в которой поселился родоначальник русского иночества
преподобный Антоний, вернувшись с Афона в Киев.
Мы видим, что в житии святителя Илариона, как в увертюре, в
кратком, зародышевом виде прозвучали те две мелодии, которые затем уже
масштабно и детально наполняли историю Руси своими могучими аккордами.
Но были у него и ещё два дивных напева, которые до сих пор
как следует не подхвачены и не превратились в гимн. Очень хотелось бы, чтобы
это произошло в наше время. Наследие такого великого святого надо осваивать до
конца.
Владыка Иларион жил в XI веке, который с
полным правом можно назвать "веком Крещения Руси". Таинство, принятое
киевлянами в 988 году в Днепре и Почайне, было лишь началом процесса, дрожжами,
которые позже должны были заквасить всё тесто. Новая вера не сразу дошла до
сердец русских людей, тем более до их разумения. Христианское правосознание
только в середине XI века стало входить в государственные юридические нормы - в
"Русскую Правду", позже - в "Поучение" Владимира Мономаха.
Казалось бы, что в этот "неофитский" век ещё не могло сложиться на
Руси безукоризненно грамотного православного богословия, что оно придёт потом,
но вот парадокс: богословский уровень "Слова о законе и благодати",
прочитанного свт. Иларионом в Десятинной церкви Киева незадолго до своего
поставления в митрополиты (и может быть, содействовавшего этому поставлению),
выше, чем у большинства тех публикаций, которые издаются сегодня в целях
объяснения читателям, что такое христианское учение. В нём есть очень важный
момент, который сегодня практически замалчивается - то ли из-за
политкорректности, то ли по недостаточной чуткости авторов к духу Священного
Писания.
Такой "опечаткой", а точнее сказать, плохим
переводом является русский текст стиха пятой главы Евангелия от Матфея: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или
пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить". Слово
"исполнить" перешло в неизменном виде из церковно-славянского текста,
а там оно означало вовсе не то, что в современном русском языке понимается под
ним, - оно означало, говоря по-нынешнему, "дополнить". Впрочем, лучше
обратиться прямо к подлиннику. Там употреблён греческий глагол ,
который переводится как "наполнить", "насытить",
"завершить". Разница, согласитесь, принципиальная. Читая "Я
пришел исполнить", мы понимаем так, что закон Моисея и речения
ветхозаветных пророков уже содержали в себе полноту Истины, и Христос явился
только для того, чтобы перевести её из области теории в область практических
действий, т.е. организовать по этим указаниям жизнь уверовавших в Него людей. В
самом деле, ведь исполнитель не является творческой личностью, он делает лишь
то, что ему приказали. Стоило ли Сыну Божию воплощаться, восходить на Голгофу,
воскресать, возноситься и посылать на апостолов Святого Духа, чтобы этой ценой
просто "исполнить" нечто заранее предрешённое? Другое дело
"наполнить", "завершить". Тут предполагается, что бывшее до
этого имеет пустоты и пробелы, что оно не доведено до конца. И святитель
Иларион именно в этом смысле воспринимал этот глагол, потому что он наверняка
читал по-гречески. Потому он имел совершенно иной взгляд на соотношение Ветхого
и Нового Заветов, какой, к сожалению, в наше время стал общепринятым. Этот
ложный взгляд ярче всего проявляется в популярном ныне термине
"иудеохристианство". Он предполагает, что христианство естественным
путём выросло из религии древних иудеев, как дерево вырастает из семени,
содержащего весь его генетический код, поэтому в названии нашей веры должна
найти какой-то отзвук и вера, её взрастившая. Это большая ошибка. Из
ветхозаветной религии ничего бы само собой не выросло, ибо те элементы, которые
её дополнили, появились в результате потрясшего мир Новозаветного Откровения.
Не надо никаких догадок по поводу того, чем бы стала религия древних евреев,
если бы её не вобрало в себя в качестве составной части христианство: ответ на
этот вопрос дала сама история. Не влившаяся в христианство, где она получила в
корне новый смысл, вера древних евреев существует - это вера современных
евреев, иудаизм, абсолютно другая религия, несовместимая с христианством.
Христос не нарушил принципа единобожия, но насытил его таким содержанием,
которого раньше не было.
Святитель Иларион был чужд той лицемерной
"политкорректности", к которой современные авторы прибегают
"страха ради иудейска", и, сравнивая Ветхий и Новый Заветы, чётко
ставил всё на свои места. Послушайте, что он говорил при этом: "Изгнаны
были иудеи и рассеяны по странам, а сыны благодати, христиане, наследники стали
Богу и Отцу. Как меркнет свет Луны при воссиявшем солнце, так и закон - при
явлении благодати". В нашей дивной вере, не делая экивоков в сторону
религии, данной Моисеем своим соплеменникам, надо помнить о том, что кто здесь
постыдится Христа, того Он постыдится перед Отцом.
И ещё один мотив, ясно слышный в творении святителя
Илариона, а сегодня почему-то умолкнувший, - безмерная радость за свою страну,
над которой восстало Солнце Правды. Он испытывал её полвека спустя после
Крещения Руси - величие события дошло до сознания нации именно за такой срок.
Может, "Новое Крещение Руси" произошло после периода атеизма в
1990-х. Может, радость по этому поводу, которой пока не видно, охватит следующее
поколение?