Два искушения великого писателя - Николай Семенович Лесков
16 февраля 1831 года – день рождения
русского писателя Николая Семёновича ЛЕСКОВА
Предназначение писателя в России всегда было
бoльшим, нежели в других странах. Русский писатель, как правило, выступает не
только сочинителем литературного сюжета, нередко удачного и увлекательного, но
и исследователем русского общества в целом. Он всегда задумывается над будущим
страны, предостерегая в своих произведениях об опасностях, грозящих Отечеству.
Именно таким истинно русским писателем был и Николай Семёнович Лесков, имя
которого золотыми буквами вписано в историю русской литературы наравне с
именами наших всемирно известных классиков.
Николай Семёнович Лесков родился в Орловской губернии. Его
отец происходил из духовного сословия, но выслужил дворянское звание. Подчёркивая
в своих произведениях связь с духовным сословием, сам Лесков пошёл по пути
мирской службы, начав карьеру в палате уголовного суда. После внезапной кончины
отца он перебрался в Киев, к своему дяде, профессору университета, и поступил
на службу в Киевскую казённую палату. Но вскоре отошёл от канцелярских дел и
устроился в частную компанию, много ездил по стране, наблюдая за жизнью простых
людей, отмечая невежество провинциальных бюрократов.
Печататься Н.С. Лесков стал сравнительно поздно, в 30-летнем
возрасте. В 1861 г. переехал в Петербург, где началась его работа в
периодических изданиях. Он писал очерки, путевые записки и беллетристику, с
годами обратившись к более серьёзным литературным жанрам. Лесков ставил в своих
произведениях важнейшие общественные проблемы, был не только писателем, но и
философом-социологом.
Политическая жизнь России середины XIX в. бурлила и
затягивала в свой водоворот всех мыслящих людей. Отмена крепостного права и
последовавшие за ней реформы вызвали широкую дискуссию, фактически раскололи
общество и породили антигосударственную крамолу в лице многочисленной армии
философствующих разночинцев.
Ещё в киевские годы своей жизни Лесков, как и многие его
современники, увлёкся идеями Герцена. Не случайно в одной полицейской записке
он наравне с некоторыми деятелями получил характеристику "крайнего
социалиста", склонного к "нигилизму во всех формах" и
сочувствующего "всему антиправительственному". Но тогда же Лесков
начал пересматривать своё отношение к крайним демократическим течениям.
"Социально-демократическая революция в России быть не может, - писал он, -
по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий и по неудобству
волновать народ против того, кого он считает свои другом, защитником и
освободителем" ("Северная пчела", 1863, № 166). Лесков вступил в
полемику с "Современником", в те годы одним из главных левых
журналов.
В начале 60-х писатель с симпатией относился к нигилизму,
разделяя его на "настоящий" и "фразёрствующий, пустой".
Однако после того как в 1862 г. он выступил в одной статье с требованием
привлечь к ответственности зачинщиков петербургских пожаров, которыми считали
революционных студентов, на него обрушилась вся либеральная и
социал-демократическая пресса. Лескова заклеймили в сотрудничестве с властями и
натравливании полиции на студентов.
Бойкот со стороны изданий, сеявших в России смуту, позволил
ему понять, кем были в действительности те люди, идеям которых он наивно
симпатизировал. Душа писателя преодолела первое серьёзное испытание - искушение
левыми взглядами, и вскоре он выступил с антинигилистическими романами
"Некуда" (1864) и "На ножах" (1871). Лесков не примкнул к
"бесам", о которых писал Ф.М. Достоевский, не соблазнился словами о
народничестве, социализме и смене государственного строя, за которыми маячили
кровь цареубийства и гибель Российской империи. Он выступил как
последовательный противник революции и этих взглядов придерживался до конца
жизни.
Романам "Некуда" и "На ножах" тут же
приклеили ярлыки "реакционных". Но именно в них Н.С. Лесков
превосходно изобразил всю несостоятельность "новых людей",
"шальных шавок" нигилизма, которые призывали к революционным
потрясениям и социальным жертвам. Писателя снова назвали "шпионом",
будто бы написавшим романы по заказу Третьего отделения. Его лучшие сочинения
тех лет - повести "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница"
(1866), хроника "Захудалый род" (1874) - прошли почти не замеченными
в литературных кругах, увлечённых общественно-политическими спорами.
Традиционализм Лескова наиболее отчётливо выразился в
"романной хронике" "Соборяне", написанной в 1872 г. В этом
произведении он создал обобщённый образ русской жизни и национального бытия
России. Главный герой хроники священник Туберозов противостоит "вредителям
русского развития", а духовенство показано силой, на которой держится
духовность русского мира. В русской традиции были написаны "сказы",
снискавшие Лескову литературное признание, - "Очарованный странник"
(1873) и "Запечатлённый ангел" (1873). Им предшествовало глубокое
изучение автором основ русской культуры и искусства, в частности, иконописи,
которой Лесков интересовался с детства.
В 70-е годы писатель сближается с правыми кругами,
печатается в "Русском Вестнике", выходившем под редакцией М.Н.
Каткова. "Найдётся ли теперь в России кроме "Русского Вестника"
хоть один журнал, - вопрошал Писарев, - который осмелился бы напечатать на
своих страницах что-нибудь выходящее из-под пера Стебницкого (псевдоним
Лескова. - Прим. авт.) и подписанное его фамилией?" Либералы и социалисты,
которые беспрестанно жаловались на "произвол" царских цензоров, сами
фактически учинили негласную цензуру для неудобного писателя.
В то время Лесков находился на службе в министерстве
народного просвещения. Важнейшей стороной его творчества была сатира. Но
зачастую он не мог вовремя остановиться в своём сатирическом задоре, и именно
этим было вызвано ухудшение его отношений с официальными кругами. Критика,
зачастую объективная и обоснованная, казалась властям насмешкой и
издевательствами вроде нападок социал-демократов. Возможно, писатель
действительно перегибал палку, и вскоре его взаимоотношения с Катковым и
другими консерваторами охладели.
Но до последних дней Лесков много писал о
религиозной жизни русского общества, не только о Православии, но и о сектантах,
"личностно перенимая пафос поиска истинной веры".
Перед Лесковым встало другое искушение, связав ему руки как
писателю русского традиционализма. Этим искушением стало сближение с Л.Н.
Толстым. Во взглядах писателя обозначился интерес к протестантству, что в итоге
привело его к так называемому "внеконфессиональному христианству". От
апологии Православия, которая ещё пронизывает его рассказ "На краю
света" (1875-1876), он перешёл к яростной критике официальной церковности
в своих последующих очерках "Мелочи архиерейской жизни" (1880),
"Синодальные персоны" (1882) и в повести "Полунощники"
(1891).
В одном из поздних писем, за два года до смерти, Н.С. Лесков
писал: "Во всяком случае, теперь я бы не стал их (имея в виду
"Соборян". - Прим. авт.) писать и охотно написал бы "Записки
расстриги", а может быть ещё напишу…"
Лесков оказался на перепутье. Сумев отвергнуть первое
искушение своей жизни, он безропотно остановился перед вторым испытанием. И
враги незамедлительно воспользовались духовным замешательством писателя.
Распространилось мнение, что зрелые произведения Н.С. Лескова пронизаны "неприятием
церковной набожности, узкой национальности и государственности", да и сам
он будто бы "вырос" до человека "широких гуманистических
взглядов". Сложно представить, какая борьба шла в душе писателя перед
смертью, увенчавшей его жизненный путь 21 февраля 1895 года.
Лескова при жизни терзали многие противоречия, столь же
противоречивым было и отношение к нему. Но в нашей памяти он остаётся автором
замечательных произведений, в которых нашла искреннее выражение русская
национальная традиция.