Религиозная жизнь в Великобритании особенно отчетливо
показывает, что даже самое незначительное отступление от Священного Писания и
Священного Предания неизбежно влечет за собой более глубокие заблуждения. И эти
заблуждения уводят человека от основополагающих истин Христианства.
В Великобритании с изумлением узнаешь, что в Англиканской
церкви входит в моду религиозный либерализм. По данным опросов, опубликованных
в газете "Таймс", одна треть священников-англикан не верит в
Воскресение Христово, 40 процентов не верят в непорочное зачатие Спасителя, а
20 процентов не верят в Святую Троицу. Стоит ли удивляться тому, что
англиканство бессильно остановить морально-нравственную деградацию в некогда
добропорядочной Англии?
Впрочем, и здесь не все так плохо и безнадежно. Луч света в
Британии - Православная Церковь. Ее влияние возрастает, количество приходов
увеличивается, и, что самое важное, православные христиане на туманном Альбионе
сохраняют верность Священному Писанию и апостольским традициям.
История и современность
В англоязычном журнале "Сурож"
епископ Каллист (Уэр), архиерей Греческой Православной Церкви в Великобритании,
писал: "Православие в Британии настолько же современно, насколько и
древне. Не стоит забывать, что население Британских островов было обращено в
христианство еще до разделения между Западом и Востоком. В свое время Англия,
Шотландия, Уэльс и Ирландия были такой же составной частью православного мира,
какой являются в последние столетия Греция, Россия, Сербия и Кипр".
Много лет назад епископ Каллист был англиканином, но затем
перешел в Православие. Как вспоминает владыка, однажды, когда он уже был
православным, его спросил один грек: "Вам, наверное, было очень сложно
покинуть Церковь своих предков?" Но греку возразил его же соотечественник:
"Он не оставил Церкви своих предков. Наоборот, он вернулся к ней".
Как свидетельствуют исторические хроники, первое упоминание
о Православии в Великобритании (после отпадения Западной церкви в 1054 году)
относится к XVII веку. В 1677 году в Лондоне была основана Греческая
Православная Церковь. Правда, просуществовала она недолго - всего до 1682 года.
Епископ Лондонский Генри Комптон (англиканин) крайне негативно воспринимал
православное богослужение. Он потребовал, чтобы из храма были убраны иконы и
чтобы священники перестали упоминать имя Божией Матери и святых. Требование
было, конечно, невыполнимо. Поэтому церковь закрыли.
В 1721 году открывается церковь Посольства России в Лондоне.
Она пользовалась дипломатической неприкосновенностью, а потому была свободна от
вмешательства и давлений протестантов. Более века этот храм оставался
единственной православной церковью на Британских островах.
В XIX столетии начинают открываться греческие православные
церкви.
Русская Православная Церковь до Второй мировой войны имела
только один приход в Лондоне. Посольская церковь после революции 1917 года была
закрыта. Православные были вынуждены проводить богослужения в церкви святого
Филиппа, предоставленной им в распоряжение англиканами.
Всё изменилось, когда в Англию прибыл митрополит Сурожский
Антоний (Блум). С ним мне посчастливилось встретиться в Лондоне в 2002 году,
примерно за год до кончины владыки.
"В 1949 году, когда я приехал в Британию, в приходе
было чуть более ста человек, - рассказал владыка Антоний. - Подавляющее
большинство - русские. Почти никого не было из молодежи.
Мы понимали, что единственное, что у нас остается на
чужбине, - это наш язык. Но прихожане, осознавая, что нужно смотреть в будущее,
поступили героически. Все единодушно проголосовали за введение в богослужение
английского языка. В результате на службах стали появляться англичане. Мы очень
быстро стали играть какую-то роль, люди заинтересовались Православием".
Позднее была открыта школа для русских детей. Их начали
учить особому предмету - "Родноведению", который включал в себя язык,
историю, литературу. И в детях, которые зачастую даже свободно не говорили
по-русски, что-то пробудилось. Они почувствовали в себе русские корни, они
осознали свою тягу к Православию.
В православную церковь потянулись люди. Шли дети, молодежь,
старшее поколение. Многие англичане приходили на службы и, плененные красотой
Православия, просили принять их в чада Церкви. Начали открываться приходы по
всей стране.
Сегодня в Великобритании около тридцати приходов Русской Православной
Церкви Московского Патриархата. В большинстве из них литургия совершается на
английском языке. В некоторых частично или полностью служится на
церковно-славянском. Очень многие священники - англичане, принявшие
Православие. Часть клира - русские, эмигрировавшие из Советского Союза в годы
гонений на Церковь. Из-за малочисленности приходов многие священнослужители
вынуждены совмещать выполнение пастырских обязанностей с гражданской службой.
Помимо церквей Московского Патриархата в Великобритании есть
общины, находящиеся в юрисдикции Вселенского Патриархата (их более всего), а
также Антиохийского, Болгарского, Румынского, Сербского Патриархатов и Русской
Православной Церкви за границей.
Люди и судьбы
В Бристоле - английском городе, расположенном
на берегу Атлантического океана, в небольшой православной общине Московского
Патриархата, которую мне удалось посетить, служат иерей Джон Пальмер и диакон
Николас Смолл. Оба - англичане. Джон Пальмер родился в семье англиканского
священника. Но в 15 лет стал атеистом. Несколько позже он вновь вернулся к вере
во Христа и даже готовился к служению в Англиканской церкви.
Встреча с Православием изменила его планы. "Я
почувствовал себя в Православной Церкви как человек, вернувшийся домой", -
сказал мне отец Джон. В 1980 году он принял Православие. Несколько позже решил
посвятить свою жизнь служению Богу.
Диакон Николас Смолл - выходец из баптистской семьи. Много
лет он изучал различные религии, сравнивал их и наконец пришел к выводу, что
христианство является абсолютной истиной.
Но баптизм не устраивал его ищущую душу. Николас Смолл хотел
найти такую веру, которая имела бы глубокие корни и в полной мере
соответствовала бы Священному Писанию.
Поехав в отпуск в Грецию, он начал посещать православные
храмы. И однажды, взглянув на икону Богородицы, Николас почувствовал озарение:
вот то, что я ищу много лет. Я должен быть православным!
"Вернувшись в Англию, я читал много книг, написанных
православными авторами, - рассказал мне диакон Николас. - В 1988 году,
крестившись, я стал православным".
Переход британцев в Православие - явление не
столь уж и частое, но мне посчастливилось стать свидетелем такого события. На
Божественной литургии в Бристоле в число православных был принят менеджер одной
британской фирмы Марк Критчлей. Поздравив Марка с возвращением к вере его
предков, я поинтересовался: что толкнуло его, человека столь светской
профессии, на этот неординарный шаг?
"Некоторое время назад я женился на русской девушке, -
рассказал мне Марк. - Моя жена очень хотела обвенчаться со мной в церкви в
России. И хотя мне сказали, что, в принципе, можно перейти в Православие
непосредственно перед венчанием, я решил отнестись к этому более
серьезно".
Марк Критчлей начал посещать православную общину в Бристоле.
Он изучал Православие, беседовал со священником. И только по прошествии
полугода его приняли в число православных. Все-таки шаг этот - очень серьезный,
а потому любые скоропалительные решения могут повредить.
"Мы не занимаемся прозелитизмом: у нас даже нет для
этого сил и возможностей, - говорил мне в своё время митрополит Антоний. - Люди
сами идут к нам и просят принять их в нашу Церковь. А мы отвечаем: нет,
дорогой, ты подожди, присмотрись, подумай. Человек ходит, размышляет. И только
когда он взвесит все "за" и "против", мы принимаем его в
лоно Православия".
Истину невозможно навязать силой. Но люди, искренне ищущие
Бога, обязательно к ней придут.