"Туринская плащаница, называемая "пятым
евангелием", - саван, в который был обёрнут Христос после распятия. Ткань
точно запечатлела на себе все страсти Христовы, описанные евангелистами.
Отпечаток на ткани образовался из обугленных её частиц - по мнению некоторых
учёных, вследствие сильного излучения в момент Воскресения Христа.
Существование этого полотна известно с древнейших времен.
Робер де Клари, участник католического похода и разграбления Константинополя в
страстную неделю 1204 г., писал, что в церкви Пресвятой Богородицы во
Влахернском дворце хранился «саван, которым был обернут наш Господь; этот саван
приоткрывали каждую пятницу, так что можно было хорошо видеть лик нашего
Господа, и никто - ни грек, ни француз - никогда не узнал, что сталось с этим
саваном, когда город был взят" ("Завоевание Константинополя").
Позже украденная у православных плащаница обнаружилась в Европе и была названа
Туринской» (М.В. Назаров. "Святая Русь").
О Плащанице Иисуса Христа нам повествуют все четыре
Евангелиста. Так, в Евангелии от Марка мы читаем: "Пришел Иосиф из
Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия,
осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова... Он, купив плащаницу и сняв
Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и
привалил камень к двери гроба" (Мк. 15, 43-46).
Плащаница свидетельствует не только о распятии Иисуса
Христа, но и о Его Воскресении. По прошествии субботы ученики и апостолы
увидели воскресшего Иисуса Христа, но в запечатанной пещере с Ним была только
плащаница, она одна "видела", как произошло Воскресение. Тщательное
исследование её ткани показало, что образ на ней не является результатом
добавления каких-либо красящих веществ. Отсюда был сделан вывод, что
изображение на ткани подобно изображению на фото-негативе и что оно могло
появиться при воздействии очень сильного потока света, когда обычная ткань сама
становится как бы негативом.
Во время своих исследований, в 1978 году, профессор Алан
Адлер из США, определяя химический состав ткани плащаницы, обнаружил в ней
избыточное количество серебра. Пожар 1532 г. в монастырском храме города
Шамбери, где хранилась плащаница, подробно описан в летописи. Известно, что
пламя бушевало около шести часов, и третью часть этого времени монахи пытались
спасти святыню, обливая водой сильно раскалившуюся в огне серебряную раку.
Поэтому плащаница была весьма существенно обожжена расплавившимся серебром.
В Евангелии от Матфея читаем: "Когда же Иисус был в
Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым
сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это,
ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы
продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал
им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда
имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила
Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в
целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала" (Мф. 26,
6-13).
Драгоценное миро стало фото-эмульсионным слоем на плащанице.
Среди многих обрядов и молитвенных последований, которыми Церковь Христова
преподаёт благодатные дары своим чадам, есть одно священное действие,
совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси.
Это приготовление миро (мироварение) и освящение его. Поступок той женщины имел
таинственное значение для всего человечества. Он открыл нам лик Христа на
плащанице и лёг в основу таинства Миропомазания, которым Церковь сообщает своим
новым членам благодатный дар Духа Святого.
В Новом Завете, заключённом Богом с людьми в крови Христа,
святое миро служит нетленною печатью дара Духа Святого христианину. Оно
освящает все престолы и антиминсы храмов, на которых должна совершаться
таинственная Жертва Христова.
Обряд приготовления святого миро начинается на Крестопоклонной
седмице Великого поста с подбора масла и вина, благовонных трав и ароматов,
необходимых для варения его. В первый же день Страстной седмицы духовенство
собирается в малом соборе Донского монастыря, где приготовлены серебряные котлы
и сосуды. Патриарх, благословляя начало обычных молитв, освящает воду, при
пении тропарей на сошествие Святого Духа и Успение Богородицы, и кропит все
вещества, из которых должно образоваться миро. Он вливает эту воду в котлы, а
священники льют масло и вино, и кладут горящие угли; Первосвятитель же, после
краткой молитвы к Господу Иисусу Христу о совершении начинаемого дела, которое
благословляет именем Пресвятой Троицы, отходит, оставив диаконов и священников,
продолжающих мироварение в течение трех дней при непрерывном чтении Евангелия.
В Великую Среду в приготовляемое миро кладут ароматы и разливают его в
двенадцать больших сосудов по числу апостолов Христовых. В Великий Четверг,
после литургии, Святейший Патриарх освящает новосваренное миро, которое
раздаётся по епархиям Русской Православной Церкви.