Поиск

Категории статей

Товары для продажи [0]
Здесь выставляются различные товары, вещи, предметы и прочее для продажи.
Статьи ВСЕ [132]
История, Культура, Религия [174]
Актуальная информация [110]
Политика, Финансы, Жизнь, Работа, Защита и пр.
Здоровье и Счастье [30]
Документы, Законы, Правда [26]
Важная информация, обличение деятельности экстремистских и расистских идеологий, иноземных оккупантов.
Статьи из журнала "Русский Дом" 1997/98 [26]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2002/05 [106]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2006/07 [34]
Интересные и актуальные статьи.
Статьи из журнала "Русский Дом" 2008/10 [39]
Интересные и актуальные статьи.
Краткий разбор наиболее распространенных греховных и пагубных увлечений [9]
Из книги "Архимандрит Лазарь. Грех и покаяние последних времен", изд. Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1996 г.
Письма [15]
Здесь будут публиковаться письма в органы власти, которые можно использовать для обращений.
Полезная Информация [15]
Звуковые и видео материалы, программы.
Полезные Электронные Книги [27]
Жизненная и другая актуальная информация. Свободная загрузка.
Это уже не актуально [0]
Архив.

Каталог Статей. Товары для Продажи:


Главная » Каталог статей » История, Культура, Религия

Первый Российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного

30 ноября 1698 года - Петром I был учреждён первый российский орден – «Орден Святого апостола Андрея Первозванного»:



Есть ли Устав у этой награды? Дело в том, что сам орден в то время не являлся только наградным знаком, пусть даже и самого высокого достоинства. Он, прежде всего, свидетельствовал о том, что его обладатель принадлежит к организации, чьи члены подчинены определённым правилам и нормативам и добровольно следуют им ради целей, не исчерпывающихся лишь материальными интересами или политической необходимостью, но имеющих высокое духовное измерение. В западной традиции такие организации назывались религиозными орденами. Безусловно, Пётр Великий желал создать не просто высшую награду, но такого рода орденскую организацию, призванную объединить в себе наиболее доблестных и талантливых людей нарождающейся Империи. Первый российский орден имел свой «знак»: покрытый синей эмалью крест в виде буквы «X» (на таком кресте, по преданию, был распят св. Андрей) с изображением самого апостола. Крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в торжественных случаях – на груди на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи. Символика орденского знака неразрывно связана с символикой славного Андреевского флага. Считается, что косой Андреевский крест, неизвестный в системе древнерусского религиозного символизма, был заимствован Петром Великим на Западе, в Шотландии. Исстари национальным шотландским знаменем был косой белый крест в тёмно-синем поле.

Шотландцы чтили апостола Андрея как просветителя Шотландии. И это весьма удивительно, учитывая тот непреложный факт, что Первозванный апостол никогда в Шотландии не бывал. А ют предание о его путешествии по Руси у нас известно с незапамятных времён, и Пётр это хорошо знал. Дело в том, что у шотландского племени пиктов существовала легенда о том, что сами они переселились в Шотландию из Скифии, и именно они принесли с собой оттуда почитание Первозванного апостола, просветителя Скифии. Этот факт, безусловно, позволяет нам с большим доверием взглянуть и на отечественные легенды о пребывании ап. Андрея на севере Восточной Европы. Таким образом, вводя в России символику, связанную со святым Андреем, Пётр хотел придать официальный статус преданию о просвещении России светом Христовым именно Первозванным апостолом. Символика косого креста не была чужда геральдическим традициям допетровской Руси. В новгородском музее хранится знамя времён Царя Алексея Михайловича с Андреевским крестом!

Орденский знак Св. Андрея – единственный из всех российских, который имел цепь. Он включал в себя и звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста, заменённое при Павле на чёрного с золотыми прожилками двуглавого орла. Звезда помещалась на левой стороне груди. По кругу шла надпись – девиз ордена: «За веру и верность» – как свидетельство заслуг, за которые вручалась награда. В самом раннем проекте Устава ордена Св. Андрея, составленном при непосредственном участии Петра Великого в 1720 году, говорится, кому и за что должна выдаваться эта награда: «... в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям; ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Эти слова ярко свидетельствует о том, что кавалеры ордена должны были стать новой элитой Российской Империи.

Кавалерами ордена могли стать также иностранцы, причём к ним предъявлялись те же требования, что и к русским. Одновременно кавалерами ордена Св. Андрея могло быть не более 12 человек – «природных российских кавалеров». Это условие на протяжении всего царствования Петра I тщательно соблюдалось. Апостольское число 12 указывало на высокие духовные качества, которыми должны были обладать кавалеры ордена. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных) не могло превышать 24.

Фёдор Алексеевич Головин стал первым кавалером этого ордена. Будучи одним из ближайших соратников Петра, он даже среди них, окружавших Царя незаурядных людей, выделялся глубоким умом и выдающимися военными и дипломатическими способностями. Именно Головин заключил в 1689 году Нерчинский трактат о границе Российского государства с Китаем. Во время первого заграничного путешествия Петра в 1697 году, он был занят организацией морского дела в России: приглашал иностранных офицеров и мастеров, закупал необходимые для строительства флота материалы, отправлял за границу русских учеников. Возвратясь в Отечество, стал в 1698 году во главе только что созданного Приказа воинских морских дел. Одновременно, что несколько необычно даже для бурного петровского времени, заведовал и Посольским приказом. Скончался Головин в 1706 году, имея высшее военно-морское звание генерал-адмирала (кроме него за всю дореволюционную историю государства только шесть человек заслужили этот чин) и сухопутное – генерал-фельдмаршала.

Вторым кавалером ордена стал гетман И. С. Мазепа 8 февраля 1700 года. После известия об измене Мазепы, по приказу Царя, 9 ноября 1708 года, как сообщает «Журнал» Петра Великого, «... персону (манекен) оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию (знаки ордена), которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади, даже до виселицы, и потом повесил». Мазепе же удалось уйти от заслуженного наказания.

38 кавалеров этого ордена, пожалованного им в царствование Петра I (в их числе и получивший эту награду тайно, за симпатии к России, валашский господарь Константин Брынковяну, который не был внесён в официальные списки награждённых), оказались достойными этого знака отличия. Сам Пётр был седьмым кавалером ордена Св. Андрея. Получил его в 1703 году за взятие двух шведских боевых судов в устье Невы. Знаки ордена на Царя, имевшего официальный военный чин капитана бомбардирской роты, возложил первый Андреевский кавалер Фёдор Головин. Одновременно с Петром за участие в этом бою высшую награду получил А. Д. Меншиков, тогда бомбардирский поручик.

До царствования Павла I кавалерами ордена Св. Андрея стал ещё 231 человек. Среди них такие выдающиеся русские полководцы, как П. А. Румянцев, А. В. Суворов, государственные деятели Ф. М. Апраксин, Г. А. Потёмкин. Император Павел I в день своего коронования, 5 апреля 1797 года, подписал особое Установление, являющееся первым по времени официально утверждённым статутом ордена Св. Андрея Первозванного.

Начиная с павловских времён, кавалерам запрещалось самовольно украшать свои знаки драгоценными камнями, и крест со звездой, осыпанный бриллиантами, стал особой, высшей ступенью ордена, жалуемой исключительно по личному усмотрению Императора. Павел начал жаловать орденами, в том числе и орденом Св. Андрея Первозванного, лиц духовного звания. Андреевским кавалером стал в ноябре 1796 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил. Узаконено было Павлом и награждение орденом Св. Андрея всех без исключения младенцев мужского пола: Великих князей – при крещении, а князей императорской фамилии – после достижения ими совершеннолетия.

К периоду наполеоновских войн относится случай пожалования орденом Св. Андрея французского императора. В 1807 году его был удостоен Наполеон 1. По случаю ратификации Тильзитского мира между Россией и Францией (а также Францией и Пруссией) знаки высшего российского ордена получили, помимо французского императора, его брат Жером, маршалы Бертье и Мюрат, а также известный мастер дипломатической интриги министр иностранных дел князь Талейран. В 1815 году к иностранцам, имевшим орден Св. Андрея (число их было довольно значительно), прибавился знаменитый английский полководец герцог Веллингтон.

С 1801 по 1916 годы было совершено около 600 награждений. За это время облик знаков ордена изменился. Со времён Отечественной войны 1812 года появляются звёзды из серебра. К середине XIX века металлические звёзды полностью вытеснили матерчатые. Всего за время существования ордена в Российской империи его кавалерами стало от 900 до 1100 человек.

В 1998 году орден был восстановлен как высшая награда Российской Федерации. Сама символика претерпела очередные изменения. Цвет орла на наградной цепи стал не чёрно-золотым, как в имперский период, а просто золотым, в соответствии с византийской традицией. Орден утратил сословный ценз и особый статус самой орденской системы и его кавалеров. Среди награждённых орденом, в основном, деятели российской культуры: Дмитрий Лихачёв, Людмила Зыкина, Сергей Михалков. Но, возможно, это не последние метаморфозы высшего наградного знака России.

 

Владимир Евгеньевич ЛАРИОНОВ

Категория: История, Культура, Религия | Добавил: lell33-admin (27.04.2009)
Просмотров: 1789

Поступления


[15.04.2024]
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья.  Спб. Наука. 1994 г.
Петренко В. П. Погребальный обряд населения Северной Руси VIII-X вв. Сопки Северного Поволховья. Спб. Наука. 1994 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[15.04.2024]
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
Азаров В. Е. Возстановление угасшей силы нервов. Развитие силы воли. Варшава. 1912 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[09.04.2024]
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары.  М. Захаров. 2004 г.
Великая княгиня Ольга Александровна (Романова). Мемуары. М. Захаров. 2004 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[07.04.2024]
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
Культура и искусство Древней Руси. Сборник статей в честь профессора М. К. Каргера. ред. М. И. Артамонов. Л. ЛГУ. 1967 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[04.04.2024]
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева.  Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
Российское государство в XIV-XVII вв. Сборник статей, посвященный 75-летию со дня рождения Ю. Г. Алексеева. Спб. Дмитрий Буланин. 2002 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[24.03.2024]
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.  М. РОССПЭН. 2001 г.
Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. РОССПЭН. 2001 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа.  М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. М.-Прага. Артия.-Советский Художник. 1966 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.03.2024]
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
Козенкова В. И. Оружие, воинское и конское снаряжение кобанской культуры (систематизация и хронология). Западный вариант. Том 4. М. 1995 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
Ломоносов М. В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава I, или до 1054 г. Спб. 1766 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[08.03.2024]
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
Археология СССР. Свод археологических источников. В 92 томах. М.-Л., Киев, Саратов, Минск. АН СССР, Наука, Наукова Думка, СГУ. 1961-2012 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[14.02.2024]
Гаглойти Р. Х.  Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии).  Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
Гаглойти Р. Х. Памятники археологии Цхинвальского района Южной Осетии (к Археологической карте Осетии). Цхинвал. Дом печати. 2010 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[02.02.2024]
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб.  2006, 2012, 2014 гг.
Бегунов Ю. К., академик. История Руси. В 3-х томах. ред. Архимандрит Сильвестр (Лукашенко). Спб. 2006, 2012, 2014 гг.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[21.01.2024]
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
Будинский изборник IX-XIV вв. Арамейская Библия и Аскольдова летопись. ред. академик Ю. К. Бегунов. Великий Новгород. ООО Виконт. 2014 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
Древнемонгольские города. Авторский коллектив: Киселев С. В., Евтюхова Л. А., Кызласов Л. Р., Мерперт Н. Я., Левашова В. П. М. Наука. 1965г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
Виппер Р. Ю. Иван Грозный.  М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
Виппер Р. Ю. Иван Грозный. М.-Л. АН СССР. 1944 г., изд. 3-е, испр. и доп.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[17.01.2024]
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
История и археология средневекового Крыма. ред. А. П. Смирнов. М. Наука. 1958 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[12.01.2024]
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия.  М. Наука. 1975 г.
Краснов Ю. А. Древнейшие упряжные пахотные орудия. М. Наука. 1975 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[22.12.2023]
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122.  М. Наука. 1969 г.
Марковин В. И. Дагестан и горная Чечня в древности. Каякентско-хорочоевская культура. МИА СССР. Том 122. М. Наука. 1969 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
Ассеманиево Евангелие (Evangeliarium Assemani) XI в. Прага. 1955 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции.  Л. ОГИЗ. 1935 г.
Артамонов М. И. Средневековые поселения на Нижнем Дону. По материалам Северо-Кавказской экспедиции. Л. ОГИЗ. 1935 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]

[30.11.2023]
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов.  Л. ЛГУ. 1951 г.
Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л. ЛГУ. 1951 г.
[КНИГИ для ПРОДАЖИ]